Пока этот враг кажется непобедимым, люди в полный рост экспериментируют с психологическими защитами, докатываясь порой до натурального стокгольмского синдрома. На защиту направлены практически все религии, предлагающие варианты от возвращения в новом воплощении до личного бессмертия. На детабуирование и обесценивание смерти работает и индустрия развлечений — то, что ты тысячу раз видел по телевизору и миллион раз делал с персонажами в компьютерной игре, уже не так сильно пугает.
Древние египтяне вообще не воспринимали смерть как что-то отличное от жизни. Есть детство, потом человек взрослеет, наступает старость, потом смерть, посмертие… Всё это равноправные этапы существования. Но человечество не в состоянии терпеть то, что ему неподвластно. И люди попытались сделать смерть если не подконтрольной, то управляемой. Оформилось представление, что посмертие зависит от того, как ты проведёшь земную жизнь. Возникло множество связанных со смертью ритуалов, сутью которых была иллюзия контроля. Впрочем, лучшие умы понимали, что это самообман. На смену сюжету данс макабра с танцующими скелетами в иконографию пришёл сюжет со смертью-шулером, обыгрывающим в кости любого. И на следующем этапе человечество попыталось присвоить смерть. Сделать её частью культуры, предметом искусства, эстетизировать, превратить в источник эмоций и переживаний.
Создатель комментариев к кодексу бусидо Дзётё Ямамото вообще оказался гением психологической эквилибристики: не надеясь победить смерть, Ямамото принял её и растворился в ней. Принцип «живи так, будто ты уже умер» позволил ещё на этом свете получить такую свободу, о какой прежде нельзя было и помыслить.