Премия «Сатурн»: история и скандалы

26908
6 минут на чтение
Эта заметка могла начинаться так: «В Бёрбэнке, штат Калифорния, состоялась сороковая церемония вручения премии в области кинофантастики «Сатурн», победителями которой стали…». В любом другом издании она была бы именно такой.

Но для нас, «Мира фантастики», сорокалетний юбилей одной из главных и самых спорных фантастических премий — это не проходная новость, а повод задуматься и углубиться в историю. Давайте разберёмся, что это за премия «Сатурн», кто её вручает, кому и почему.

Писатели-фантасты любят рассуждать о «гетто», в которое загнана фантастика, обделённая премиями в области «большой литературы». Та же проблема существует и в кино, пусть и стоит не так остро. Фантастические фильмы редко получают «Оскар», ещё реже — «Золотой глобус». Киноакадемики считают «настоящим» кино только реалистические драмы о социальных проблемах, и в последнее время это всё очевиднее. Прошли времена, когда «Возвращение короля» получало одиннадцать золотых статуэток. Сейчас фантастике не всегда дают «Оскар» даже за спецэффекты.

Поэтому на первый план выходят жанровые премии. И в первую очередь — «Сатурн», который вручают уже более сорока лет.

Что это за премия?

В 1972 году историк кино, глава «Общества Дракулы» и поклонник фантастики Дональд Рид решил, что его любимые фильмы не получают должного признания. Он основал при университете Южной Калифорнии Академию НФ, фэнтези и хоррора в кино и учредил премию «Золотой свиток», которую в том же году вручили фильмам «Бойня №5» и «Блэкула».

В 1973 году добавилась номинация «Лучший фэнтези-фильм», а также премии актёрам, режиссёрам, сценаристам, композиторам и мастерам спецэффектов . С тех пор премию вручали ежегодно, допустив перерывы лишь в 1974-м и 1989-м. А скучные грамоты «Золотого свитка» со временем сменились позолоченными статуэтками планеты Сатурн.

Благодаря обширным связям Рида премию заметили. В 1978 году церемонию вручения «Сатурна» показали по телевидению, причём её провёл Уильям Шетнер — капитан Кирк из «Звёздного пути». А в 1980-м на роль ведущего заманили Люка из «Звёздных войн» — Марка Хэмилла. Но трансляция оказалась непопулярной: слишком мало звёзд приезжало в Бёрбэнк лично забрать премию. Сейчас вручение «Сатурна» по ТВ не показывают, но трансляцию можно посмотреть в интернете.

В 1980-е появились премии за лучший сериал и зарубежный фильм, в 1990-е — за приключенческий фильм или боевик, а в последние годы список наград раздулся до неприличия. «Сатурн» вручают даже за лучший релиз на видео — причём отдельно для обычного и специального издания. К 2000-м «Сатурн» стал наградой не столько за фантастику, сколько за остросюжетное кино вообще. «Мы отмечаем любой жанр, в котором есть чувство остроты», — пишет жюри «Сатурна» на своём сайте.

40 лет

Лауреаты премии за разные годы

Итак, 26 июня 2014 года в Бёрбэнке, штат Калифорния, состоялась сороковая церемония вручения премии «Сатурн». Как часто бывает с этой наградой, не обошлось без сюрпризов.

Фаворитами считались «Гравитация» Альфонсо Куарона и «Хоббит: Пустошь Смауга» Питера Джексона — у обоих было по восемь номинаций. Но «Хоббита» в большинстве номинаций «прокатили». Даже лучшим фэнтези жюри «Сатурна» объявило не его, а фильм Спайка Джонза «Она», который, по идее, вообще не относится к этому жанру. Зато «Гравитация» вырвала премию за лучший НФ-фильм и ещё четыре награды. Лучшим фильмом ужасов стало «Заклятие», а лучшим триллером — «Война миров Z». «Ходячие мертвецы» получили премию как лучший сериал на кабельном канале.

Главное новшество 2014 года — Академия впервые вняла критике и вынесла супергеройские фильмы в отдельную номинацию. До этого их распихивали в разные категории, причём откровенно наобум (смешной казус: «Супермен» получил премию как НФ, а «Возвращение Супермена» — как фэнтези). Теперь есть надежда, что подобного больше не случится. Правда, и новый вариант не идеален: категория называется не «superhero», а «comic-to-film» (киноадаптация комикса). То есть в 2015 году с фильмами о Капитане Америке и Людях Икс будут состязаться сиквелы «Города грехов» и «300 спартанцев». Но прогресс всё-таки налицо. Победил в этой номинации «Железный человек 3», причём за роли в нём по награде получили ещё и Роберт Дауни-младший и Бен Кингсли.

В честь сорокалетия «Сатурна» вручили целый вагон специальных премий. Актёр Малкольм Макдауэлл, продюсер Брайан Фюллер («Мёртвые как я»), мастер спецэффектов Грегори Никотеро («Дюна», «Хроники Нарнии», «Особое мнение») и Марк Кашман, автор путеводителя по «Звёздному пути», получили награды за вклад в фантастику.

Чем плоха премия «Сатурн»

Вроде бы выяснили: «Сатурн» — главная премия в области кинофантастики. По крайней мере, самая известная — она упоминается на страничках о множестве фильмов, не наткнуться невозможно. В представлении многих «Сатурн» — это «Оскар» за фантастику. Тем удивительнее, как мало он соответствует своему статусу, если начать в этом вопросе копаться.

Кто судьи? Кто этот троянский Парис, уполномоченный рассудить по достоинству шедевры Питера Джексона, Кристофера Нолана и Гильермо Дель Торо? Заглянем на сайт премии, который не обновляли с эпохи Web 1.0. У Академии кинофантастики, вручающей премию, отдельного сайта нет, и похоже, что награждать любимые фильмы — её единственная забота.

Возглавляет академию Роберт Холгуин. Не напрягайте память: ничем, кроме вручения «Сатурнов» и дружбы с основателем премии Ридом, он не знаменит. Как, впрочем, и многие другие члены Совета Академии. По сути, «Сатурн» организуют не мастера кино, и даже не журналисты или критики, а фэны-энтузиасты со связями.

В номинационном комитете премии есть профессиональные кинодеятели, но ни одного значительного. Работы Джексона и Нолана судят продюсеры и сценаристы фильмов категории «Б», актёры эпизодических ролей. Один из «академиков» всю жизнь играет роли типа «Коп №1» и «Злой близнец №2», другой писал сценарии для Уве Болла... Самое известное лицо в комитете — Том Де Санто, продюсер первых «Трансформеров».

Может быть, полупрофессиональный состав организаторов объясняет странные награждения, которых стало ещё больше в последние годы. Особенно много споров вызывает крайне вольная трактовка жанров, с помощью которой хозяева «Сатурна» подгоняют фильмы под номинации. Так, в 2013 году в категории НФ скандально победили «Мстители», где есть такие «научные» образы, как магический кристалл и скандинавские боги. В номинации «боевик или триллер» однажды получила приз философская драма «Зелёная миля».

С фэнтези-номинацией дело вообще обстоит ужасно: в неё отправляют всё, что не влезло в НФ и ужасы. «Лучшим фэнтези» побывали «Человек-паук», «Остин Пауэрс», «Хранители», «Шоу Трумена», «Она», «Жизнь Пи»  и даже «Форрест Гамп». При этом жюри отодвигало настоящие фэнтези-фильмы из серий вроде «Хроник Нарнии» (не получили «Сатурнов» вообще),  «Гарри Поттера» (награду получил только один фильм, последний) и «Хоббита». По какому принципу академия отбирает и сортирует номинантов, понять трудно.

И всё же...

При всех своих недостатках «Сатурн» протянул больше сорока лет и наверняка будет процветать и дальше. Потому что кинофантастике нужна хотя бы видимость своего альтернативного «Оскара». А лучшей кандидатуры, чем «Сатурн», на эту роль нет.

Общество создателей визуальных эффектов, пожалуй, авторитетнее академии Холгуина, но свою премию оно вручает только мастерам спецэффектов. «Небьюлу» дают только сценаристам. С «Сатурном» может потягаться премия «Хьюго», но у неё лишь две кинономинации — за постановку в крупной и малой форме. То есть в одной категории оказываются все фильмы, а в другой — эпизоды всех сериалов. Да и спорных решений с «Хьюго» связано не меньше — несколько лет подряд жюри игнорировало все сериалы, кроме «Доктора Кто».

Да, было бы здорово, если бы появилась профессиональная премия за кинофантастику, в жюри которой сидели бы Кэмерон, Лукас, Скотт и Верховен. Но её нет и, наверное, не будет. Классики потому и добились успеха, что снимали своё кино, а не оценивали чужое. А раз так, нам остаётся только «Сатурн». Тем более что сами мастера кинофантастики премией не брезгуют и с удовольствием приезжают её получать.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Фантастические фильмы, которые у нас любят больше, чем на родине

Кино

Кризис идей и бардак в Lucasfilm. Что происходит со «Звёздными войнами»?
Пересказываем статью The Hollywood Reporter с откровениями инсайдеров.

Кино

«Хищные земли»: стоит ли смотреть клон «Тихого места»
Как Сокол монстров бил и в аптеку ходил.

Кино

«Кошмар на улице Вязов»: долгая и страшная история Фредди Крюгера
Сон разума рождает чудовищ

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024? Мировые премьеры (уж какие есть)
Несколько музыкальных сказок, комедия со Скалой и неожиданное возвращение Ридли Скотта.

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024-го в кино? Фантастика, сказки и просто дичь
Российский прокат приходит в норму?

Кино

Новые фильмы ужасов, которые вы могли пропустить: от инди до Индии
Читайте, выбирайте и пугайтесь на здоровье!

Кино

Следуй за кроликом: история создания «Донни Дарко»
До конца света 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд.

Кино

Серия «Хэллоуин»: загадочная история Майкла Майерса
Всё о франшизе про маньяка в маске Уильяма Шатнера

Кино

История хоррор-франшизы «Ужасающий»: как клоун Арт стал звездой современных слэшеров
Разбираемся, в чём причина возрастающей популярности чёрно-белого убийцы
Показать ещё