«Детям важно задавать серьёзные вопросы». Разговор с создателями мультфильма Pixar «Душа»

8705
7 минут на чтение
На этой неделе до российского проката наконец-то добралась «Душа» — новый мультфильм студии Pixar. Фильм о джазовом музыканте, попавшем в мир, где души обретают личности перед рождением, должен был выйти ещё летом, но из-за пандемии добрался до зрителей только в конце года на сервисе Disney+. В странах, где стриминговый сервис ещё не стартовал, фильм только-только выходит в прокат. Незадолго до премьеры мы связались с режиссёром и художественным директором Pixar Питом Доктером, сценаристом Кэмпом Пауэрсом и продюсером Даной Мюррей и расспросили их о Куинсе, мире душ и универсальных ценностях.

«Душа» — фильм непростой. По сути, в нём сразу две линии. Одна — это история Джо, и, пожалуй, это самый взрослый сюжет в фильмографии Pixar. А параллельно идет более детский сюжет о мире душ. Насколько сложно вам было найти между ними баланс?

Фото: Georges Biard (CC BY-SA 3.0)

ПИТ ДОКТЕР:

Нам пришлось нелегко. С точки зрения темы «Душа» — это фильм для взрослых. Не в том смысле, что у него рейтинг «18+», — просто он поднимает серьёзные вопросы, над которыми дети обычно не думают. И в то же время мы хотели сделать фильм, интересный детям. Так что по ходу всего процесса мы думали: «Как привнести в эту сцену немного юмора? Как привлечь внимание детей? Что может им понравиться?»

Это как слои краски. Сначала мы задаём наиболее важные, серьёзные и глубокие вещи. А затем по ходу работы кладем другие слои…

Фото: Boungawa (CC BY-SA 4.0)

ДАНА МЮРРЕЙ: Мне кажется, детям важно задавать серьёзные вопросы. Ведь они — наше будущее. Поэтому я обожаю фильмы Пита: он всегда поднимает такие вопросы. И дети часто удивляют нас тем, как много они понимают.
КЭМП ПАУЭРС: Да, этим мне фильмы Пита тоже нравятся. Я думаю, сейчас, особенно в американской культуре, не принято обсуждать подобные вещи. Люди не хотят, чтобы их детям было грустно. А наш фильм начинается с размышлений о смерти. Но всё равно заканчивается оптимистично.

Достичь такого эмоционального баланса очень непросто — всё равно что идти по канату. Но тем интереснее работать! Поначалу было сложно, но в какой-то момент мы нашли баланс, и все были просто в восторге.

Расскажите, как вы создавали мир «Души». Многое ли было придумано на стадии сценария?ПИТ ДОКТЕР: Мы долго ломали над голову над миром душ. Вначале была идея: «Мои дети — да и все мы — пришли в этот мир не с пустыми руками, так ведь? Человек не только имитирует то, что видит у других людей. С самого рождения у нас есть определённая личность, черты характера». И мы попытались представить себе место, где каждую «базовую» душу наделяют своими чертами. Что это за локация? Может, что-то в духе Древней Греции? Нет, это очень специфическая культура. А наши души живут по всей планете. Нам нужно было что-то универсальное, понятное от Америки до Китая и Канады.

Тогда мы подумали о Всемирной выставке, где у каждой страны есть свой павильон. Ладно, а что происходит с душами, которые туда попадают? Они выходят оттуда с ощущением восторга. И дизайн здания должен это отражать.
А как вы представляли себе Джерри? Ведь это настолько абстрактный персонаж, без помощи художников его не показать. Но как он выглядел в сценарии?ПИТ ДОКТЕР: Это была череда проб и ошибок. Довольно долго у нас вообще не было Джерри и персонажей-проводников. Души просто бродили по своему миру. Но потом мы поняли, что им нужен кто-то, кто будет их подгонять: «Вон туда, пойдём-пойдём». Так что да, над этим мы работали долго. Кэмп, ты ведь уже был с нами на тот момент?

КЭМП ПАУЭРС: Да, да. Помню, как мы решили, что проводники — это такой способ Вселенной поговорить с людьми на их примитивном языке. Поэтому у Джерри настолько простой дизайн. Представьте себе пугало. Люди ставят его в поле и думают: «Вот, теперь эти тупые вороны будут думать, что здесь стоит человек». А у ворон иная точка зрения: «Неужели они думают, что мы на это поведёмся? Что не отличим это пугало от настоящего человека?» (Смеётся.)

Джерри — это такое пугало. Вселенная решила сделать что-то, похожее на человека. А люди смотрят и думают: «Что это вообще такое?!» Вселенная относится к нам снисходительно, мол, «палка-палка-огуречик, вот и вышел человечек. Им этого хватит».
Теперь поговорим про Землю. Кажется, Pixar никогда раньше не обращалась к настолько узнаваемой локации. Обычно действие происходит в условном американском городке, а здесь — определённо Нью-Йорк. Как вы решали, каким показать этот город?ПИТ ДОКТЕР: Такое уже было. Действие «Головоломки» разворачивалось в Сан-Франциско, и здесь мы работали по той же схеме. Поехали в Нью-Йорк, всё осмотрели, отсняли тысячи фотографий, проанализировали архитектуру. Мы даже обсуждали, какие деревья растут в каждом из районов, чтобы всё было максимально точно. Художники проделали огромную работу, чтобы ухватить суть Нью-Йорка… Правда, потом мы всегда немного меняем картинку. У нас не просто фотореалистичное изображение. Это отчасти карикатура, у неё свой стиль. Но сначала мы долго изучаем реальный материал.

КЭМП ПАУЭРС: А ещё, кстати, в «Рататуе» был настоящий Париж.

ПИТ ДОКТЕР: Точно!

КЭМП ПАУЭРС: Меня очень порадовало, что Джо живёт в районе Куинс. Такое нечасто увидишь в анимации — обычно, когда показывают Нью-Йорк, всегда изображают Манхэттен. Но мы очень старались передать специфику Куинса. Житель Нью-Йорка легко заметит, что Джо живёт в окрестностях Джексон-Хайтс. Там даже видно линию метро номер семь.

Я рад, что нам удалось глубоко погрузиться в мир, который обычно не появляется на экране. И всегда заметно, когда Джо идёт по своему району, а когда — по улицам Манхэттена. Это здорово.

Работа над «Душой» заняла примерно четыре года. И в это же время произошёл новый подъём афроамериканского кино. Ваш фильм во многом укладывается в его традиции: у вас похожие темы и типы персонажей. Через весь фильм проходит тема сообщества. Герой-афроамериканец всегда окружён друзьями и членами семьи. Какую роль эти темы играют в «Душе»?КЭМП ПАУЭРС: Мне кажется, это довольно универсальные темы. Конечно, Джо — чернокожий житель Нью-Йорка, и у него своя особая культура, которую мы очень старались передать. В фильме можно заметить магазинчик его матери, и дальше по сюжету Джо оказывается в других местах, важных для афроамериканского сообщества.

Но знаете… Мне кажется, чем точнее мы показываем конкретную культуру, тем универсальнее становится фильм. Понимаете, о чём я? Темы «Души» понятны всем и каждому. Я написал немало сценариев, где персонажи были похожи на меня. Но эти истории были рассчитаны на самую широкую аудиторию.

Мне часто задают такой вопрос: мол, а что увидят в фильме не-афроамериканцы? И я отвечаю: «Совсем необязательно быть итальянцем, чтобы любить „Крёстного отца“». В кино полным-полно историй о самых разных культурах и национальностях. Но, к сожалению, чернокожих авторов постоянно спрашивают: «А вы не боитесь, что ваш фильм отпугнёт часть зрителей?» Я считаю, наоборот! Я не индус, но люблю «Миллионера из трущоб» и «Свадьбу в сезон дождей». Потому что эти фильмы рассказывают о том, что знакомо каждому. О друзьях, семье, любви, смысле жизни. Эти темы понятны зрителям со всего света.
«Душа» глубоко подходит не только к вопросам культуры, но и к психологии. Мне особенно понравилась идея Заблудших душ и то, как вы проводите связь между вдохновением и тревожностью.ПИТ ДОКТЕР: Мы хотели показать обратную сторону жизни людей, ведомых одной целью. На одного такого человека можно встретить двенадцать, которые не знают, чем они хотят заниматься (не знаю, откуда я взял эту статистику…). Они просто ищут свой путь.

При этом я сам знаю людей, которые думают, что они ничего не добились, если у них нет большой цели. Я с этим не согласен. Но так уж устроено наше общество — оно требует успеха в одной конкретной области. И идея Заблудших душ как раз родилась из этого страха. Из наблюдений за людьми вокруг.

КЭМП ПАУЭРС: Мы долго прорабатывали идею Заблудших душ, границу между страстью и одержимостью. Мы даже думали: не сделать ли самого Джо такой Заблудшей душой?

Это очень важная часть фильма. Она показывает людей, которые в буквальном смысле заблудились в своей жизни. Но мы также хотели показать, что из этого состояния можно выйти. Что можно снова почувствовать мир вокруг и жить полной жизнью, даже если ты потерялся. Конечно, в фильме это обставлено с юмором, но речь идёт о вполне реальных вещах.
ПИТ ДОКТЕР: Ты прав. Между страстью и одержимостью очень тонкая граница. И то, что мы любим делать по жизни, может завести нас в тупик. Это очень интересная идея, и мы подробно разбираем её во второй половине фильма.

КЭМП ПАУЭРС: Мне это напоминает про Брайана Уилсона из Beach Boys. Когда у него был тяжелый период и он даже не мог встать с кровати.

Это отсылка для посвящённых!И последний вопрос. Композитор Джон Батист сказал, что в «Душе» много света. И, кажется, после такого ужасного года свет нам особенно необходим. Как думаете, сейчас этот фильм с его жизнеутверждающим посылом будет более востребован у зрителей?ДАНА: Разумеется, в условиях самоизоляции наша жизнь будто встала на паузу. Мне, да и многим другим, это дало возможность поразмыслить над тем, что для нас главное в жизни. Конечно, мы даже не думали, что грянет пандемия, но, мне кажется, теперь для многих фильм станет ещё более актуальным. Ведь «Душа» говорит о том, как важно брать передышку и ценить простые житейские мелочи наравне с большими событиями. Чего стоит, например, прогулка на свежем воздухе или возможность поесть пиццу!

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Фантастические фильмы, которые у нас любят больше, чем на родине

Кино

Кризис идей и бардак в Lucasfilm. Что происходит со «Звёздными войнами»?
Пересказываем статью The Hollywood Reporter с откровениями инсайдеров.

Кино

«Хищные земли»: стоит ли смотреть клон «Тихого места»
Как Сокол монстров бил и в аптеку ходил.

Кино

«Кошмар на улице Вязов»: долгая и страшная история Фредди Крюгера
Сон разума рождает чудовищ

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024? Мировые премьеры (уж какие есть)
Несколько музыкальных сказок, комедия со Скалой и неожиданное возвращение Ридли Скотта.

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024-го в кино? Фантастика, сказки и просто дичь
Российский прокат приходит в норму?

Кино

Новые фильмы ужасов, которые вы могли пропустить: от инди до Индии
Читайте, выбирайте и пугайтесь на здоровье!

Кино

Следуй за кроликом: история создания «Донни Дарко»
До конца света 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд.

Кино

Серия «Хэллоуин»: загадочная история Майкла Майерса
Всё о франшизе про маньяка в маске Уильяма Шатнера

Кино

История хоррор-франшизы «Ужасающий»: как клоун Арт стал звездой современных слэшеров
Разбираемся, в чём причина возрастающей популярности чёрно-белого убийцы
Показать ещё