«Осквернённый Грааль». Обзор настольной игры о мире тёмного фэнтези

25285
19 минут на чтение
Книги-игры обрели популярность ещё в 70-е годы благодаря серии Choose Your Own Adventure. Читатели принимали решения и создавали собственные истории, переходя с параграфа на параграф по номерам-ссылкам. Похожая механика легла в основу диалогов в CRPG, интерактивных комиксов, настолок серии Adventure Book.

С выходом The 7th Continent она обрела новую жизнь — книга с параграфами трансформировалась в открытый мир, составляемый из сотен иллюстрированных карт. У успешного приключенческого кооператива сразу же появились подражатели, одним из них стал Tainted Grail, собравший на «Кикстартере» почти пять миллионов фунтов. Удалось ли «Осквернённому Граалю» привнести свежие идеи в уже немолодой жанр — разбираемся в этой статье.

Tainted Grail: The Fall of Avalon

Тип игры: приключенческий кооператив, сюжетная кампания, открытый мир

Автор: Кшиштоф Пискорский, Марцин Сверкот

Художники: Пётр Фоксович, Ева Лябак, Патрык Ендрашек

Издатель в России: Crowd Games, 2020

Количество игроков: 1–4 (оптимальное: 1–2)

Возраст игроков: от 14 лет

Длительность партии: 30–300 минут

Похоже на: The 7th Continent • Folklore: The Affliction • «Остаться в живых: Неизведанные земли» • «Властелин колец: Странствия в Средиземье» • Sleeping Gods • Aeon Trespass: Odyssey • The 7th Citadel


«Осквернённый Грааль» — приключенческий кооператив с кампанией, сюжет которой развивается в мрачном фэнтези-мире, созданном по мотивам артурианы. Давным-давно Артур, король былого и грядущего, привёл людей на Авалон. Он забрал Грааль у предтеч и подчинил остров, принадлежавший до этого бессмертным и непостижимым силам. Однако сейчас настали тёмные времена: менгиры, возведённые по всему Авалону, ослабли, обветшали и с трудом сдерживают искаженье, и — как будто этого мало — вернулась чума, прозванная Красной Смертью. Пятеро героев отправились за помощью в Камелот и не вернулись. Вы не были одним из них, но теперь жителям вашего поселения больше не на кого надеяться… кроме вас.

Так начинается приключение, в котором вы столкнётесь со множеством тайн и загадок, сразитесь с чудищами из кельтской мифологии и существами, обезображенными искаженьем, узнаете о судьбе первой экспедиции, об истории острова, о рыцарях Круглого стола, о предтечах и о Граале.

Герои поневоле

В локализованной версии игрокам доступны четыре персонажа, различающиеся не только характеристиками и способностями, но и сюжетными линиями. Беор — местный кузнец, известный своей вспыльчивостью, он скрывает гноящуюся и незаживающую рану в боку, полученную загадочным образом. Айлей — отшельница-врачеватель, потерявшая всю семью в искаженье. Червяк — друид-отступник, злоупотребляющий галлюциногенными зельями и грибами. Арев — фермер, когда-то бывший беспощадным наёмником, теперь его преследует таинственное проклятье.
У каждого персонажа есть сильные стороны, которыми нужно умело пользоваться, и слабости, с которыми придётся считаться, у каждого — своя сюжетная линия. Однако решения,  как и развитие истории, зависят от игроков, а при помощи прокачки можно кастомизировать героев как угодно. Здесь Awaken Realms удалось усидеть сразу на двух стульях — персонажи вышли самобытными и интересными, но и ассоциировать себя с ними довольно просто.

Характеристики героев разбиты на три пары: агрессивность и миролюбивость, храбрость и осторожность, изворотливость и одухотворённость. Первая характеристика из каждой пары пригодится в бою, вторая — в дипломатической встрече, кроме того они могут повлиять на ход сюжета. Например, вспыльчивый персонаж ввяжется в драку при первой возможности, а миролюбивый будет ужасаться, сталкиваясь с несправедливостью. Так механики подталкивают участников партии к ролевому отыгрышу.
Помимо характеристик на планшетах персонажей есть три шкалы. Здоровье олицетворяет физическое состояние героя, энергия — запас его выносливости, а ужас — близость к сумасшествию. Маркер энергии персонажа не может переступить через Т-образный маркер его здоровья — когда жизнь висит на волоске, на марш-бросок или затяжную битву попросту не хватит сил. Если же через эту черту перешагнёт ужас, персонаж впадёт в панику — в бою и дипломатических встречах он будет вести себя импульсивно. Познакомившись с обитателями Авалона поближе, герой и вовсе может лишиться рассудка, это происходит, когда маркер ужаса достигает красной зоны. Обезумевший персонаж тратит лишнюю энергию на некоторые действия, а вместо снов наслаждается кошмарами — само собой, улучшению ментального состояния не способствует ни то ни другое.

Когда здоровье героя опускается до нуля, он застывает на границе жизни и смерти. В кооперативном режиме спасти его могут только соратники. В соло-игре придётся выкарабкиваться самому. Если конца не миновать, можно воззвать к Всематери, и её милосердие вернёт вашего персонажа в игру, но это крайняя мера, до которой лучше не доводить.

Свеча, что разгоняет мрак

Игровой процесс «Осквернённого Грааля» строится вокруг менгиров. Эти величественные изваяния привязывают Авалон к миру людей и сдерживают колдовскую энергию искаженья. Перемещаясь по острову, вы будете активировать новые менгиры и спасаться из локаций, теряющих защиту старых.

Поле составляется из больших карт, иллюстрации которых складываются в единую картину — эта механика перекочевала из The 7th Continent практически без изменений. Добавлять новые локации можно только в пределах действия менгиров, остальную часть Авалона скрывает искаженье. Перемещаясь по острову, вы будете активировать новые менгиры и открывать новые области, а карты, примыкающие к угасшим менгирам, напротив, будут покидать игру. С одной стороны, это ограничивает мобильность игроков, с другой, придаёт их решениям вес — планировать путешествие нужно на несколько дней вперёд. К тому же возникающие из ниоткуда и исчезающие в никуда фрагменты острова здорово поддерживают атмосферу, да и стол размером с футбольное поле вам не понадобится.

Будни в искаженьи

Раунд в игре — один день на Авалоне. Утром игроки убирают неактивные менгиры, после чего в искаженье растворяются области острова, потерявшие защиту этих древних статуй. Значения счётчиков времени уменьшаются на единицу — умирающие товарищи становятся на шаг ближе к забвению, менгиры постепенно «угасают», некоторые сюжетные линии подбираются к неотвратимой развязке.

Затем игроки открывают верхнюю карту колоды событий с новыми подробностями о миссии, особыми указаниями или описанием погоды, которая может, как помочь в путешествии, так и замедлить героев.
На Авалоне вам встретится множество опасностей. Стражи — одна из них. Эти назойливые противники остаются в игре даже после битвы, из которой вы отступили. Некоторые карты событий добавляют новых стражей на поле. В начале дня игроки бросают кубики за каждого стража, чтобы узнать, куда он переместится. Неудачный бросок может обернуться неприятной встречей.

Когда подготовка к раунду окончена, наступает разгар дня. В это время игроки по очереди выполняют действия за энергию, пока не спасуют. Если в одной локации несколько персонажей, они могут объединиться в команду, в большинстве приключений их шансы на успех резко возрастут, но увеличатся и траты энергии.

В свой ход игрок может исследовать локацию или воспользоваться её действием, отправиться в соседнюю область, прибегнуть к способностям своего персонажа, пустить в дело карту навыка, предмета или секрета, или изучить менгир. Члены команды могут помогать друг другу энергией, иногда даже оплачивая стоимость действия целиком. Однако, чтобы воспользоваться умением своего персонажа, придётся потратить хотя бы единицу выносливости — тут соратники не смогут сделать всю работу за вас.

Когда все игроки спасовали, наступает конец дня — время, когда можно восстановить силы, прокачаться, подготовиться к новым вызовам и насладиться сном… или кошмаром.

Добытчики, но не добыча

Многие действия требуют ресурсов или, наоборот, приносят их. Всего в игре пять видов таких ресурсов: еда, золото, магия, слава и опыт. Еда необходима для выживания, в конце каждого дня вам придётся выбирать: потратить часть провианта или лечь спать голодным. Во втором случае вы начнёте следующий день с неполным запасом сил, а если вы уже валитесь с ног от усталости, ухудшится и здоровье. Немного еды можно добыть на охоте или забив напавшего на вас зверя (зелёные карты встреч). Некоторые навыки, например, «Каннибализм» расширяют рацион персонажей — на что только не пойдёшь ради выживания.

На золото можно закупиться снаряжением или едой, восстановить здоровье или воспользоваться более специфическими услугами. Монеты и ценности водятся у наёмников, бандитов и искателей приключений (серые карты встреч) — на Авалоне никто не осудит вас за мародёрство. С навыками вроде «Карманника» можно ни в чём себе не отказывать — в кошеле всегда будет что-то звенеть.

Магия позволяет разыгрывать мощные комбинации в бою, некоторых противников без неё попросту не одолеть. Если в вашей команде есть Червяк, проблем с этим ресурсом не будет. Если же вы решили отправиться в странствие без друида, придётся искать встречи с мистическими силами острова (фиолетовые карты).
Едой и золотом можно свободно обмениваться, находясь в одной локации, магией — подсобить соратнику в бою. Эти ресурсы также понадобятся для активации менгиров. Причём у каждого изваяния свои требования, и их нужно изучить заранее, иначе ритуал провести не удастся.

Слава — это ваша репутация и известность. Честное имя не раз убережёт вас от неприятностей, поможет убедить собеседника и избежать драки. Авторитет на Авалоне можно заслужить добрыми делами и бескорыстными поступками. Потерять доверие местных тоже несложно — достаточно ввязаться в пару сомнительных авантюр и провалить важные переговоры (синие карты встреч) — сплетни разлетаются даже сквозь искаженье.

Опыт необходим для развития персонажа, его можно добыть, продвигаясь по сюжету или сражаясь с особенно опасными противниками. Слабым и неопытным героям на Авалоне не место — с каждой главой остров будет бросать вам новые вызовы, и, если вы не будете к ним готовы, придётся уповать лишь на милосердие Всематери.

То, что нас не искажает, делает нас сильнее

В конце дня можно потратить опыт и улучшить одну из характеристик или приобрести карту боя или дипломатии. Чтобы добавить новую карту в колоду, выберите одну из трёх случайных карт из соответствующего набора улучшения. Это обойдётся вам всего в два очка опыта, но толку от такой прокачки может быть немного, особенно если ни одна из вытянутых карт не сочетается с вашим стилем игры. Даже в случае удачного пополнения колоды боя или дипломатии, вы заметите разницу не сразу — пока улучшенных карт мало, они могут попросту не приходить в руку.

Увеличение характеристик стоит гораздо дороже, но и пользы от такой прокачки больше. За первое очко в паре нужно заплатить всего два опыта, за второе — четыре, за третье — шесть. Стоимость увеличивается пропорционально, пока не достигнет отметки в десять единиц. Например, если у вашего персонажа значение агрессивности равняется двум, а миролюбивости нет совсем, то и третье очко агрессивности, и первое — миролюбивости — будут стоить одинаково — по шесть опыта. И это логично: чем храбрее персонаж — тем сложнее ему действовать с осторожностью; чем изворотливее — тем меньше его волнуют духовные аспекты; чем агрессивнее — тем реже он будет проявлять доброту и сострадание.

Такая механика не только подталкивает к отыгрышу, но и ставит игроков перед интересным выбором: развить слабую характеристику, автоматически усилив колоду боя и дипломатии, или сильную, ведь за третье и последующие очки полагаются карты навыков.
Навыки — важный элемент становления героя, они дорисовывают его портрет и диктуют линию поведения, поэтому ознакомиться с ними нужно ещё до того, как вы потратите первое очко опыта. В «Граале» таких навыков семьдесят два — по двенадцать на каждую характеристику — и среди них практически нет бесполезных, а это редкость в приключенческих играх. У каждой проблемы есть несколько решений, например, если вам постоянно не хватает еды, можно стать «Опытным охотником» и добывать дополнительный провиант в зелёных встречах. Или прокачать «Долгую сытость», чтобы не так страдать от голода. Или перейти на магический рацион с «Аскетизмом». Или, играя за Арева, стать «Умельцем», чтобы эффективнее пополнять запасы действием персонажа. Наконец, самые отчаявшиеся и одичавшие могут заняться «Каннибализмом».

В части развития и кастомизации персонажей «Осквернённый Грааль» поражает богатством возможностей для такой простой системы. Один и тот же герой может обладать разным набором навыков, разными характеристиками, разными картами боя и дипломатии. Добавьте сюда предметы и секреты, найденные в путешествии, и вы не получите двух одинаковых персонажей.

Меч, магия и слово

Нынешний Авалон — опасное место. По лесам острова бродят искажённые животные, тракты облюбовали бандиты и фанатики, в руинах скрываются непостижимые потусторонние силы. Каждый день героям придётся драться не на жизнь, а на смерть, чтобы добыть пропитание и продолжить свой путь.

Враги в «Граале» представлены картами встреч. Помимо иллюстрации, названия и художественного текста, на карте указаны стойкость противника, его черты, стартовые ключи для боевой комбинации, и награда за победу. На протяжении битвы вы будете разыгрывать карты и копить маркеры в боевом резерве, символизирующие ваше преимущество в схватке. Как только это преимущество достигнет значения стойкости противника, вы победите.
У каждого врага своя модель поведения: в зависимости от количества маркеров в боевом резерве они могут неистово атаковать, уходить в глухую оборону, рушить ваши комбинации, нагонять ужас. Некоторые противники и вовсе могут сбежать из боя, оставив вас без награды. Дополнительную индивидуальность их действиям придают черты — способности, активные на протяжении всей встречи.

Одного взгляда на карту достаточно, чтобы понять, чего ждать от врага и как ему противостоять. Например, лучница нападёт из засады, заставив вас сбросить карты, первые её атаки будут чрезвычайно опасными, но как только вы накопите маркеры в боевом резерве, можете смело переходить в наступление. Заяц — безобидный противник, но он может измотать вас и скрыться в кустах, оставив без ужина. Искажённый медведь будет яростно набрасываться на героев, а затем уходить в защиту, удаляя маркеры из боевого резерва— вам придётся ловко чередовать оборонительные и атакующие действия, чтобы справиться с таким неприятным противником. К каждому чудовищу на Авалоне нужны свои ключи, и подбирать их невероятно увлекательно.

Кстати, о ключах — это главное новшество местной боевой системы. На старте битвы игроки берут по три карты из колоды боя и ходят по очереди, пополняя ряд, начинающийся с карты встречи. На каждой карте изображены половинки ключей. Три верхних ключа — ключи характеристик, для их совмещения требуются агрессивность, храбрость и изворотливость. Если вы прокачаете все характеристики хотя бы на единицу, строить комбинации станет гораздо проще. Чтобы соединить магический ключ, нужно потратить ресурс магии. Самый нижний ключ — бесплатный, он соединяется всегда.

На вторых половинках ключей содержатся бонусы, добавляющие маркеры в боевой резерв и позволяющие добирать карты. В свой ход игрок может выложить одну карту в ряд без каких-либо ограничений, но каждая следующая карта должна присоединяться через ключ с символом молнии. Кроме того, на картах встречается текст, изменяющий условия боя. Карты выкладываются внахлёст, и в момент активации врага в большинстве случаев срабатывает свойство только у последней карты. Таким образом игрок постоянно стоит перед выбором, что и в какой последовательности разыграть, чтобы получить как можно больше пользы и не подставиться под удар противника в конце хода.
В путешествии по Авалону вам редко будут попадаться слабые оппоненты, а вот со смертельной угрозой вы столкнётесь не раз. В такой ситуации лучше сразу здраво оценить свои шансы и отступить — да, вы потеряете энергию и станете целью тактической атаки, но это намного лучше смерти или нескольких дней, потраченных на восстановление.

Дипломатические встречи проходят похожим образом, но в них карты соединяются уже при помощи миролюбивости, осторожности и одухотворённости. Во время переговоров вы будете выкладывать карты в ряд и перемещать маркер симпатии, стараясь достичь верхнего деления. Во многих столкновениях одни методы убеждения будут полезнее других — миролюбивый характер не поможет вам поймать воров, здесь нужна осмотрительность. Из дипломатической встречи можно выйти только всей командой разом.
Авторы подошли к созданию карт боя и дипломатии с душой — символы и текст идеально сочетаются с названиями, так что при желании вы можете воссоздать в воображении картину битвы или переговоров. К сожалению, в первых двадцати встречах у вас такого желания точно не появится — всё внимание будет уходить на совмещение ключей в оптимальной последовательности.

В «Граале» свежая и интересная система боя и дипломатии. Если вы устали от вездесущих проверок, эта карточная головоломка, наверняка, вас порадует. Но есть у неё и обратная сторона. Встреча с противником может затянуться, и, если таких встреч будет много, вы рискуете забыть, зачем вообще собрались за столом. Авалон, Артур, Грааль, что-то про искаженье? Нет, нужно присоединить красный кубик к ключу агрессивности, а затем через магический ключ уйти в «Оборону», чтобы напарник смог добить врага «Ворожбой». Так интересная головоломка может обернуться рутиной, особенно в начале кампании, когда на каждом этапе столкновения нужно сверяться с памяткой, а характеристики и колоды персонажей прокачаны слабо.

Но, когда в сражении участвуют все игроки, это ещё полбеды. Хуже, если вы двадцать минут в одиночку утешали рыдающую сиротку, а когда наконец достигли цели, выяснилось, что теперь утешать нужно ваших друзей, сходящих с ума от скуки. В партиях на двоих это не так заметно — всё равно большую часть встреч лучше проводить вместе, но втроём или вчетвером вам придётся мириться с чудовищным даунтаймом. И хорошо, если игроки, оставленные за бортом, сами смогут ввязаться в драку, но бывает и так, что один горе-приключенец день за днём тратит энергию на скучные действия и помощь другим — ему «Грааль» вряд ли придётся по душе.

И игра, и книга

Какими проработанными бы ни были механики «Грааля», его сердце — сюжетная кампания. История подаётся порциями при помощи карт миссий и журнала исследований — увесистой двухсотстраничной книжки.

Каждой локации соответствует свой раздел в журнале. Чтобы попасть на разворот этого раздела, нужно провести исследование. Вам откроется художественное описание и выбор из нескольких вариантов действий. Как правило вы сможете поближе рассмотреть какой-нибудь объект или вступить в диалог с персонажем. Для этого нужно перейти на строфу с указанным номером — здесь всё по старинке.
Введение в игру книги с параграфами — шаг назад (в «Седьмом континенте» весь нарратив размещался на картах), но шаг осмысленный. Журнал исследований не отвлекает игроков от поля, в него не нужно зарываться с головой, перелистывая по нескольку десятков страниц в поисках нужного параграфа. В художественном описании нет ни капли воды, только важная информация и немного красок для создания ярких образов — мало какая сюжетная настольная игра может похвастаться этим — здесь и авторы, и переводчики сработали на славу.
Кшиштоф Пискорский, один из создателей «Грааля», — профессиональный писатель, знаменитый своим «Тенеграфом». Поляку удаются колоритные, проработанные миры, и артуриана в стиле тёмного фэнтези не стала исключением.

Не все «ссылки» ведут на новые строфы. Самая важная информация хранится в «Книге секретов» в конце журнала. Чтобы добраться до неё, нужно разгадать простенький шифр, выложив три восьмиугольных счётчика в ряд. Эта несложная система здорово защищает от случайных подглядываний — вы можете не переживать, что испортите себе впечатление парой внезапных спойлеров. Ничто не помешает «Граалю» удивлять вас, и он будет это делать.

Основной сюжет направляется картами миссий. Для удобства миссии поделены на главы, но само повествование идёт непрерывно. Из-за этого вы никогда не будете знать, в какой именно момент закончится глава: через полчаса — когда вы доберётесь до нужной локации, через полтора часа — когда выполните новое задание, полученное в этой локации, или через пять минут — после полуслучайной встречи во время исследования, обернувшейся внезапным твистом. Такая неопределённость радует, если вы никуда не спешите и можете сутками не убирать «Грааль» со стола. Но, если вы собираетесь компанией на субботний вечер, а партия растягивается на пять часов вместо запланированных двух, поводы для недовольства найдутся. Добавьте сюда встречи с местными обитателями, отвлекающие от сюжета, и бесконечный гринд ресурсов для активации менгиров — картина получится не радужная — то история несётся вперёд, как локомотив, то упрямым ослом топчется на месте.
Игровая сессия The 7th Continent может длиться столько, сколько угодно игрокам. Однако, в «Континенте» всего один тип ресурсов — карты в колоде действий. Восполнив колоду, игроки могут смело сохраняться — они в безопасности. В «Граале» похожая система сохранений, но типов ресурсов гораздо больше, и с чем-то обязательно будут проблемы, поэтому убрать игру в коробку с чувством выполненного долга не выйдет до самого конца кампании.

Однако, не всё так плохо. Мир Авалона наполнен интересными локациями, событиями и побочными заданиями, так что, возможно, вам и не захочется торопить сюжет. Фрагменты, казалось бы, разрозненных историй, иллюстрации, тонкие намёки, скрытые между строк, словно кусочки паззла, складываются в единую картину. Даже компоненты могут подарить вам пару сюжетных догадок, если изучить их повнимательнее. Свою лепту вносят сны и кошмары, зачастую позволяющие героям взглянуть на мир чужими глазами. Из-за такого внимания к деталям со стороны авторов вы будете вчитываться в текст не с мыслью: «Давайте ближе к делу», как в «Детективе» или «Странствиях в Средиземье», а с предвкушением.

Остров живёт и меняется вместе с персонажами: какие-то опции в журнале исследований открываются только в определённых главах, какие-то — когда игроки получают соответствующие достижения или прокачивают характеристики до необходимого уровня. Кампания «Грааля» ветвится, так что за один заход вы точно не сможете разгадать всех тайн Авалона. Да и двух вряд ли будет достаточно — игра не позволит вам свободно разгуливать по острову.

Одно опрометчивое решение может вызвать череду неудач — «Грааль» не прощает ошибок. Ввязавшись в схватку с сильным противником или исследовав опасную локацию, вы рискуете потерять половину здоровья, из-за этого уменьшится ваш запас энергии, из-за этого вы не успеете активировать новый менгир, пока старый ещё в строю, — одно решение перечеркнёт пять дней сбора ресурсов, и вам придётся начинать по новой. Какой же это приключенческий кооператив, если он наказывает за любознательность?

На самом деле «Грааль» наказывает за неоправданный риск и поощряет осторожность и предусмотрительность. И, если вы не будете тщательно планировать действия, перемещаться по острову командой, убегать от противников, которые вам не по зубам, запасаться ресурсами впрок — ваше приключение превратится в бесконечный цикл выживания. Если вы опасаетесь, что так и произойдёт, сразу начинайте путешествие в сюжетном режиме, описанном в конце книги правил, по крайней мере, пока не познакомитесь с миром Авалона поближе.

На восемьдесят процентов премиально

«Осквернённый Грааль» — дорогая игра с огромным количеством компонентов. Однако, когда речь заходит о качестве этих компонентов, почти в каждой бочке авалонского мёда оказывается хотя бы одна ложка дёгтя.

В «Граале» удобный органайзер, но он не рассчитан на карты в протекторах. Чтобы уголки полипропиленовых кармашков не заминались, вам придётся прокладывать в отделения органайзера картон или пенку. А чтобы прозрачная крышка не опиралась на карты, придётся приподнимать её при помощи того же картона или пенки. Наконец, карты в плотных протекторах просто не влезут в органайзер из-за увеличившейся толщины.
Миниатюры от Awaken Realms становятся всё лучше с каждой новой игрой — к их детализации, скульптам и качеству пластика трудно придраться. Менгиры вселяют благоговейный трепет и здорово поддерживают атмосферу, но они настолько велики, что при любом расположении закрывают важную информацию на картах локаций: номера, названия, печати или действия. Для каждой фигурки в органайзере есть своё место. Это удобно, но миниатюры фиксируются слишком жёстко и, если вы их покрасите, рано или поздно на героях и менгирах появятся проплешины.

Двухслойные планшеты — одна из визитных карточек «Грааля». На них удобно отмечать информацию о персонажах, да и выглядят они очень круто. Но в каждую ячейку умещается лишь шесть кубиков, и, как только вы накопите девятнадцать единиц какого-либо ресурса (скорее всего, это будет слава), придётся класть маркеры рядом или придумывать другие ухищрения. А хуже всего то, что по мере высыхания картона эти планшеты сильно изгибаются по диагонали — придётся время от времени аккуратно выкручивать их в обратном направлении. Правда, вернуть им первозданную форму всё равно вряд ли получится.

Многофункциональные восьмиугольные счётчики — элегантное и интересное решение. С их помощью можно отмечать время жизни менгиров, следить за ходом выполнения заданий, разгадывать шифры в журнале исследований. Счётчик подбрасывается вместо монетки, когда судьбу героев должен решить случай. Но и здесь не всё гладко: из менгиров счётчики выпадают при первой возможности — им не хватает фиксации, а цифры на гранях практически неразличимы. Чтобы решить эту проблему, вам придётся покрасить пластиковые восьмиугольники, идущие в комплекте с игрой, или докупить металлические.
Помимо альтернативных счётчиков в комплект к «Осквернённому Граалю» можно приобрести дополнение «Чудовища Авалона», содержащее двадцать миниатюр стражей. К сожалению, рекомендовать этот набор фигурок можно только коллекционерам и энтузиастам: стоит он, как большая настольная игра, но на процесс практически не влияет. Стражи будут нечасто бродить по острову, и есть шанс, что некоторых из них вы так и не достанете из коробки.
Tainted Grail — приключенческая кооперативная игра ААА-класса. Awaken Realms не экономили ни на художественном тексте, ни на иллюстрациях, ни на механиках. «Грааль» заимствует удачные идеи из The 7th Continent и дополняет их необычными системами боя, дипломатии, развития персонажей. Однако, чтобы в полной мере насладиться миром Авалона, вам придётся хорошо разобраться в этих системах и не идти на неоправданный риск. А ещё лучше — отправляться в путешествие только вдвоём.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Игры

Лучшие моды для S.T.A.L.K.E.R. — от хардкора до сюжеток, не уступающих оригинальным играм

Игры

20 лет Nintendo DS. История и лучшие 10 игр для одной из самых лучших консолей
Вспоминаем самые-самые игры.

Игры

Как сделать крутые декорации для фантастической видеоигры: локации, которые нас удивили
Игры, в миры которых хочется переехать... или хотя бы съездить туристом.

Игры

Final Fantasy VII Rebirth: выматывающий опыт, но всё же прекрасная «Финалка»
Какой получилась средняя часть трилогии.

Игры

Вылечиться от депрессии и спасти мир. Впечатления от знакомства с альфа-версией Rue Valley
Теперь мы надеемся, что разработчики реализуют все свои задумки.

Игры

Обзор Metaphor: ReFantazio. Мы не до конца вникли в эту метафору
Что же мы получили, Persona: Fantasy или же что-то новенькое?

Игры

Необычные стратегии, часть 4: малоизвестные и спорные
Будет интересно знатокам жанра.

Игры

Обзор «Dragon Age: На страже Завесы». Хорошая игра, плохая Dragon Age
Играть — весело, следить за сюжетом — не очень.

Игры

Дюна, ведьмы и Ван Хельсинг: Новые настольные игры осени 2024
А ещё герои фэнтезийных мечей с магией (нет, не те) и укротители духов в Долине вечности.

Игры

«По ту сторону врат»: весёлый ролевой Лавкрафт из России
Упыри и глубоководные — полноправные граждане, маги становятся супергероями, а о «тайных» культах знает весь город.
Показать ещё