«Детектив. Игра о современном расследовании». Лучший настольный процедурал

29890
8 минут на чтение
В агентство «Антарес», созданное под эгидой ФБР, попадают только лучшие из лучших. Криминалисты, сыщики, прожжённые копы, психологи, программисты — никогда не знаешь, какие умения могут пригодиться в работе. Но как бы ни старался глава агентства, мистер Делавэр, «Антарес» оказался не готов к неприятностям, которые на него свалились. А началось всё с неприметных золотых часов...

Тип игры: нарративная игра

Авторы: Игнаций Тшевичек, Якуб Лапот, Пшемыслав Рымер

Художник: Ага Якимец

Издатель в России: GaGa Games, 2018

Количество игроков: 1–4

Возраст игроков: от 16 лет

Длительность партии: 2–3 часа

Похоже на:

«Агентство «ВРЕМЯ» (2015)

«Шерлок Холмс, детектив-консультант» (1981)

серия «EXIT-Квест» (2016)

Хороший детектив — это невероятно сложная в реализации штука. Но об этом редко задумываешься, в очередной раз перечитывая романы Агаты Кристи или пересматривая какую-нибудь «Прослушку». Весь труд, вложенный в создание детективов, чаще всего привлекает внимание только когда этот самый детектив не работает. Когда из кустов прямо на вас падает рояль столь тяжёлый, что из себя можно выдавить лишь обескураженное «чё?!».

С «Детектив. Игра о современном расследовании» та же история. Я начал понимать её гений только когда его подкосило от собственного веса и то самое «чё?!» прозвучало за столом больше одного раза. Но знаете, что? Игру ни капли не хочется за это укорять. Огрехи разработчиков лишь ещё раз подчёркивают, как же, всё-таки, чертовски сложно сделать грамотный полицейский процедурал — да ещё и в формате настольной игры.
«Детектив» — это настолка примерно того же вида, что и серия «EXIT-Квест», «Агентство «ВРЕМЯ» и, разумеется, «Шерлок Холмс, детектив-консультант». То есть это, прежде всего, история, которую вы разделите с друзьями. Будучи новыми агентами спецподразделения ФБР «Антарес», вам предстоит распутать серию из пяти дел, объединённых общим сюжетом. И чем дальше в лес, тем больше осиных гнёзд вы ненароком потревожите — с каждым последующим делом паутина интриг разрастается всё шире, а ставки повышаются.

Небольшая, но загруженная информацией книга правил пестрит множеством нюансов, однако сам игровой процесс «Детектива» донельзя прост. Одно дело помещается в колоду из 35 карт; особая «Книга расследований» обрисовывает стартовые зацепки и ставит вопросы (у каждого дела — свои), поисками ответов на которые вы и займётесь на протяжении следующих трёх часов. Нужно только выбрать персонажей, положить деревянную фишку машины на игровое поле и взять колоду соответствующего дела — «Книга расследований» сделает всё остальное.
Звучит довольно... стандартно. Но в том и суть! Это действительно самая что ни на есть обычная процедура — сбор и анализ информации. Однако «Детектив», следуя примеру лучших полицейских сериалов, превращает рутинный процесс обработки улик в нечто захватывающее.

Прежде всего, зацепка — это далеко не всегда показания свидетеля или отчёт с места преступления. Может быть, это и не текст вовсе. Полезная информация кроется за каждым углом, во всех мыслимых формах — надо лишь знать, где искать. Архивные документы (часто стилизованные под реальные), записи с камер наблюдения, фотографии, чертежи, стенограммы из зала суда, полусгоревшие дневники...

А когда аналоговых реквизитов становится мало, «Детектив» использует цифровые: серьёзная доля информации покоится в сверхсекретной базе данных «Антареса» — специальном сайте, который нужно открыть на телефоне или компьютере. В определённые моменты игра просит ознакомиться с определёнными досье, прочитать запись допроса или внести в базу сигнатуру той или иной физической зацепки (образцы крови или отпечатки пальцев, например).

Картонные настолки редко уживаются с приложениями-компаньонами без проблем. В худшем случае, одно из них слишком сильно перетягивает одеяло на себя, но в «Детективе» авторы умело решили эту проблему. Часть информации по каждому делу доступна только в базе данных «Антареса». Часть — только в картах. Иногда карты прямым текстом отсылают вас в конкретный раздел базы, а иногда, напротив, база открывает доступ к новым картам. Может быть, опрошенный свидетель упоминает ранее неизвестные имена — оп, а у вас есть на них досье. А при чтении этих досье всплывают кое-какие организации и места — почему бы заодно их не посетить?

Постоянное метание между базой данных и карточками можно было бы назвать неудобным или утомительным, но оно работает на главное достоинство «Детектива» — атмосферу. Игра заставляет работать с информацией, а не просто зачитывать её вслух и черкнуть пару строчек в блокнот. Каждый раз, когда кто-то зачитывает текст карты, мозг инстинктивно отбрасывает всё лишнее и силится вычленить что-то, с чем можно работать. Имена, пароли, явки, даты, названия организаций. Упоминались ли они где-либо ещё? Где связь? Вроде бы, что-то такое проскальзывало в файлах «Антареса», надо бы их перепроверить — в очередной раз. Чёрт, порой игра прямым текстом предлагает использовать не только базу, но и любые сетевые ресурсы: скажем, чтобы найти в Википедии сведения об исторических событиях или личностях.
В «Детективе» информация почти никогда не существует в вакууме. Она витает по комнате облаком тегов в ожидании умелого сыщика, который свяжет несвязанные, на первый взгляд, вещи. В делах практически нет бесполезных зацепок, тупиков и разряженных чеховских «ружей», которые дизайнер повесил на стену просто чтобы запутать вас. Даже если вы откопали что-то ну совсем не относящееся к кейсу, велик шанс, что находка не пропадёт зря — либо она прольёт свет на дальнейшие дела, либо буквально изменит их ход, добавив дополнительные сюжетные карты в колоду.

Из-за этого часто складывается ощущение, что ты знаешь и слишком много, и слишком мало одновременно. В любой другой игре это наверняка бы привело к параличу перфекциониста: либо игроки подолгу обдумывают свои версии, не желая тратить время на исследование очередной зацепки, либо наоборот, часами собирают информацию, которая им совершенно не нужна.

Но «Детектив» обходит этот подводный камень благодаря структуре самих дел. На расследование отведён определённый срок со строгим дедлайном, а передвижение по городу и работа с зацепками требует времени. Нужно съездить в полицейский участок, чтобы покопаться в старых архивах? Не проблема: час (целый час!) на дорогу, ещё три — на само исследование документов. Итого четыре часа — половина рабочего дня. Половина! Всего на одну зацепку! Волей-неволей придётся задерживаться в штабе «Антареса» и работать сверхурочно, но ваши персонажи — обычные люди. С мужьями, жёнами, детьми и личными потребностями. Ненормированный график приведёт к накоплению жетонов стресса, и если их станет слишком много (предел стресса для каждого дела свой) — агенты откажутся работать от перенапряжения и нервного срыва.

Как будто этого было мало, некоторые зацепки ещё и можно «проработать», чтобы перевернуть карточку и, возможно, узнать ещё больше информации. Но стоит ли оно того? На проработку уходят жетоны навыков, скромный запас которых не восстанавливается. Более того, единожды решив не копать по той или иной зацепке, вы теряете эту возможность окончательно — принимать решение придётся здесь и сейчас, полагаясь на старую-добрую интуицию.
Неизбежность дедлайна и элемент менеджмента ресурсов придаёт «Детективу» великолепную динамику, сравнимую с сериальной. За все пять дел я ни разу не наблюдал, чтобы игроки за столом замолчали или отвлеклись хотя бы на секунду. О выдуманности всех персонажей, происшествий и событий забываешь настолько незаметно, что сейчас даже неловко вспоминать, как серьёзно мы всё это воспринимали.

В какой-то момент моя группа решила, что кухня с разложенной игрой будет «штабом», а компьютерный стол — «лабораторией». Мы даже не открывали сайт с мобильника, потому что копаться в базе руками, на клавиатуре — это отдельное удовольствие. Постоянно озвучиваются и опровергаются теории, восстанавливаются картины событий... Пока кто-то, с глазами по пять копеек, внезапно не рванёт к компьютеру со словами «мне нужно кое-что проверить».

При этом, несмотря на объёмы текста, поданного в самых разных формах, сам по себе детективный пазл никогда не вызывал особых затруднений. Не в том смысле, что было легко — было решаемо. Логично. За исключением нескольких заскоков (в третьем и пятом деле; вы сразу поймёте, когда поиграете), «Детектив» не требует совершать безумные логические прыжки и тыкать пальцем в небо. События игры были в меру запутанными, но, в то же время, приземлёнными и понятными. И это нисколько не умаляло эйфории моментов, когда кусочки мозаики наконец вставали на свои места.

До знакомства с игрой я даже не представлял, насколько успешно она имитирует полицейские процедуралы. Все компоненты на месте и отлично работают друг с другом, складываясь не в аморфную нарративную настолку, а в крепко сбитую, обрамлённую механиками историю. Со своими правилами и нюансами, с отличным, не страдающим от просадок темпом и достойным сюжетом, который ведёт совсем не туда, куда ждёшь.

Этот праздник жизни портит лишь одна мелочь. «Детектив» отлично передаёт атмосферу рутинной полицейской работы через сам игровой процесс, но это не всё — игра также пытается напирать на образность текстов. И... скажем так, у неё не получается. Совсем. Помните бесчисленные книжки-подтирушки о русских ментах, которыми полнились книжные развалы в начале-середине нулевых? Текст на карточках в «Детективе» написан примерно на таком же уровне.

Сценаристы пытались широкими мазками написать картину жизни элитного копа, постоянно напирая на описание будней. Абзац про то, как вы покупаете кофе. Абзац про то, как вы решаете купить кофе ещё и патологоанатому, в благодарность за сверхурочные. Абзац про то, как вы несёте этот кофе, абзац про то... В общем, думаю, вы поняли. Это попросту скучно. Советую читать карточки зацепок наискось — озвучьте самую суть вслух, а на остальное можно не обращать внимания.
Итог: если вы любите детективные истории и обожаете атмосферные настольные игры, то «Детектив. Игра о современном расследовании» не разочарует. Даже если вы не фанат настолок с акцентом на сюжет, «Детектив» — это прекрасное место, чтобы начать знакомство с жанром. Только не жалуйтесь потом, что опять залипли в свой любимый полицейский процедурал.

Оценка

8

оценка

удачно

  • отличная атмосфера
  • достойный сюжет
  • на удивление бодрый темп

неудачно

  • отсутствует реиграбельность
  • слабый художественный текст

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Игры

Хоррор-игры времён Silent Hill, которым тоже нужен ремейк

Игры

Лучшие моды для S.T.A.L.K.E.R. — от хардкора до сюжеток, не уступающих оригинальным играм
Рассказывает наш автор Даниил Кортез

Игры

20 лет Nintendo DS. История и лучшие 10 игр для одной из самых лучших консолей
Вспоминаем самые-самые игры.

Игры

Как сделать крутые декорации для фантастической видеоигры: локации, которые нас удивили
Игры, в миры которых хочется переехать... или хотя бы съездить туристом.

Игры

Final Fantasy VII Rebirth: выматывающий опыт, но всё же прекрасная «Финалка»
Какой получилась средняя часть трилогии.

Игры

Вылечиться от депрессии и спасти мир. Впечатления от знакомства с альфа-версией Rue Valley
Теперь мы надеемся, что разработчики реализуют все свои задумки.

Игры

Обзор Metaphor: ReFantazio. Мы не до конца вникли в эту метафору
Что же мы получили, Persona: Fantasy или же что-то новенькое?

Игры

Необычные стратегии, часть 4: малоизвестные и спорные
Будет интересно знатокам жанра.

Игры

Обзор «Dragon Age: На страже Завесы». Хорошая игра, плохая Dragon Age
Играть — весело, следить за сюжетом — не очень.

Игры

Дюна, ведьмы и Ван Хельсинг: Новые настольные игры осени 2024
А ещё герои фэнтезийных мечей с магией (нет, не те) и укротители духов в Долине вечности.
Показать ещё