Второй репортёр начинает свой текст с ещё более пространных обобщений, обвиняя в эскапизме всех подряд. При этом журналистка подчёркивает, что когда-то была связана со «всевозможными субкультурами» — так и представляю эмо-готку-ролевика в кольчуге на байке.
Обобщая, скажу сразу — корень явления один и тот же. Будь то ролевики, байкеры, реконструкторы, просто любители фэнтези, игроки в компьютерные игры — все они, так или иначе, уходят от реальности.
Поразительно видеть подобный материал именно сейчас, ведь две-три недели назад вся страна только и делала, что убегала от реальности за просмотром матчей чемпионата мира по футболу. Увлечение — есть, атрибутика — есть, так чем фанаты футбола не субкультура? Но нет, любителей спорта авторы трусливо обошли стороной, а любителей фэнтези пренебрежительно стигматизировали.
Оба журналиста подчёркивали, что постоянно видели «крайнюю усталость» и «безэнергийность» среди участников на игре. Из этого репортёры делают вывод, что люди вокруг попросту устали от жизни и общества и поэтому побежали в лес махать мечами. Предложу свою версию: до авторов просто не дошло, что эти же уставшие участники готовили полигон за несколько дней до игры. А теперь вышагивают под солнцем в тяжёлых доспехах.
Последние абзацы своего «репортажа» журналистка решила посвятить нравоучениям, суть которых сводится к тому, что у людей нет и не должно быть свободного времени, потому что надо менять мир вокруг! Бестолковые назидания написаны в стиле советских газет, аж с цитатами из Маркса, — видимо, иначе аудитория урок не воспримет.
Если меня не устраивает эксплуатация человека человеком, то я выберу классовую борьбу. Но происходит она в реальности, и в ней, например, есть полоса препятствий, но нет места и времени для игр, куда я убегаю на выходные!
Борьба за свои права — это прекрасно, но, как и многое в материале, доведено до абсурда. Выходит, человек должен отринуть вообще любые увлечения и свободное время — особенно если занимается делом, которое, например, «поможет людям победить рак». Стоит ли намекнуть журналистке, что восьмичасовой сон — это тоже бегство от реальности, к которому люди обращаются каждый день?
Авторы материала безоговорочно противопоставляют реальному миру любые хобби, которые способны отвлечь человека от повседневности. Это глупый, примитивный и очень вредный с научной точки зрения тезис. Вероятно, авторы просто не в курсе, как функционирует мозг: ему, если что, требуется и время на отдых, и система вознаграждений, которые помогают сбалансировать выработку нужных веществ.
В случае с ролевыми играми «убегать от реальности» полезно не только для мозга, но и для развития коммуникативных навыков. Участники примеряют на себя выбранные роли в смоделированной ситуации, чтобы научиться принимать неожиданные решения и взаимодействовать с людьми из других социальных слоёв. Не бизнес-тренинг, но близко по эффективности.
Можно сказать, что их из жизни «выдернули», предложив обманку. Но лично я не считаю, что человека можно вот так взять и выдернуть — воля-то в человеке есть всегда. Значит, выдернули волю, потому что иначе человек бы начал менять мир вокруг себя вместе с другими людьми, если он его не устраивает, а не бежать от него.
Хорошо, мы уже поняли, что авторы поставили себе цель не написать репортаж, а поморализаторствовать, выбрав в качестве мишени странных ребят с мечами и в доспехах. Такой приём прокатил бы двадцать лет назад, но не сейчас, когда выросли и участники, и престиж игр, и их качество. Кажется, «Регнуму» просто хотелось опубликовать ещё один текст на тему «какая бездарная и пассивная пошла нынче молодёжь». Ничем иным появление такого материала я просто не могу объяснить.
В России десятки миллионов людей играют в «танчики», реконструируют прошлое и уходят в параллельные миры, то есть они отказались от борьбы за свое будущее. Следовательно, судьбу нашей страны будут решать те, кто предпочел остаться в реальности. А мы понимаем, кто остался… И решат так, что это вряд ли будет совместимо с дальнейшим историческим существованием нашего народа.
Так заканчивается отчёт не с митинга или судебного заседания, а с полевой ролевой игры. Людям отказывают в «борьбе за будущее» лишь потому, что их хобби отличается от каких-то якобы общепринятых норм. В моём окружении, пожалуй, наберётся пара сотен знакомых, которые после работы и учёбы любят зарубиться в видеоигры, настолки, ролёвки. Кто-то активно катается на байках, а кто-то предпочитает в тишине читать книжки. И, представьте себе, никакое из этих увлечений не помешало моим приятелям, скажем, отстаивать свою гражданскую позицию или строить карьеру.