Акира Ямаока — о Silent Hill, музыке и русском алфавите
19262
7 минут на чтение
Silent Hill — настоящая икона хоррор-жанра. Но игры серии не только мастерски нас пугали. Они заставляли грустить, размышлять и даже радоваться. И это было бы совершенно невозможно без великолепной музыки Акиры Ямаоки, которая не только создавала атмосферу, но и умудрялась вызывать массу эмоций даже за пределами игры. Совсем скоро Акира вместе со своей группой и Мэри Элизабет Макглинн даст в России несколько концертов. По этому поводу мы решили задать ему несколько вопросов.

Расписание концертов

Вы уже не впервые выступаете в России. Что скажете о местной публике? Есть ли у российских фанатов какие-нибудь особенности?

Мне кажется, что в России многие люди особенно открыты для восприятия нового опыта и чужой культуры. Меня несказанно радует, что в фанатах так силён творческий дух. Жду не дождусь возможности пообщаться с русскими!

Помимо Москвы, вы несколько лет назад успели посетить Санкт-Петербург. Какие впечатления у вас остались о городе? Успели посмотреть какие-нибудь достопримечательности?

Моё самое сильное впечатление — ХОЛОДНО!!! Потому что был я там зимой. А так мне очень понравилась архитектура и дизайн в этих городах. А русский алфавит очаровал меня уже давно. Ничего не понимаю, но выглядит потрясающе!

В 2012 году Акира Ямаока стал лауреатом кинопремии «Капля» в Москве, получив награду «за международный вклад в развитие жанра хоррор»

Вы писали музыку для многих игр, но всё-таки самая знаменитая ваша работа — саундтреки к Silent Hill. Именно с ними вы чаще всего выступаете. Что для вас Silent Hill? Чем она вас настолько сильно зацепила?

Для меня Silent Hill — особенный проект. По молодости мне очень хотелось разрушить устоявшиеся традиции звукового сопровождения видеоигр и создать нечто совершенно новое. В Silent Hill я сразу распознал проект жизни; меня, можно сказать, благословили делать то, о чём я всегда мечтал. И я был безумно рад, что игра понравилась многим. На мой взгляд, своей магией Silent Hill обязана разработчикам с их уникальным творческим взглядом на вещи и умением драматично подать сюжет. Это была потрясающая и неповторимая команда — настолько, что и годы спустя у нас нет ничего и близко похожего на Silent Hill. Я, как и многие поклонники игры, большой фанат этих людей.

Вы поддерживаете связь с разработчиками из бывшей Team Silent? Может быть, знаете, как у них дела?

Мы иногда видимся с господином Тоямой — одним из главных членов команды и создателем Siren — и с господином Ито, дизайнером монстров. Дела у них идут хорошо, и я надеюсь, что нам ещё выпадет шанс поработать вместе.

Работая над серией Silent Hill, Акира занимался не только написанием музыки, но и звуковым дизайном, и продюсированием

С тех пор как вы покинули Konami и оставили работу над Silent Hill, прошло уже больше пяти лет. Продолжаете ли вы следить за серией? Как вы оцениваете работу Дэниела Лихта над саундтреком к Silent Hill: Downpour и игру в целом?

Любая серия, любая франшиза — киношная, телевизионная, игровая — подвержена изменениям. Это в природе вещей. И, если вы перезапускаете серию, надо довериться собственному видению и воплощать его, не поддаваясь влиянию прошлых версий. Мне кажется, что на авторов новой Silent Hill слишком сильно повлияла изначальная игра, почти не оставив места для развития свежих идей.

Не так давно мы наблюдали печальную историю с отменой Silent Hills от Хидео Кодзимы и Гильермо Дель Торо. А что вы думаете о несостоявшемся продолжении Silent Hill? Кто, по-вашему, смог бы создать идеальное продолжение серии и написать для него достойный саундтрек?

Если бы проект состоялся, он мог бы полностью изменить хоррор как жанр. А для продолжения, основанного на первой Silent Hill, на мой взгляд, лучше всего подошли бы всё те же Тояма и Ито. Никто больше не делает таких необычных созданий, и Ито превзошёл бы самого себя, создав чудище похлеще Пирамидоголового... Ну, а композитором был бы я.

Прекрасный, немного грубоватый голос Мэри Элизабет Макглинн, исполняющей большинство вокальных партий в играх серии, стал для фанатов таким же символом Silent Hill, как и музыка Ямаоки

Как ваши пути пересеклись с Гоити Судой? Как давно и почему вы решили присоединиться именно к его студии?

Мы с господином Судой большие друзья, знакомы уже более десяти лет. К тому же мы ещё и ровесники. Я присоединился к студии, потому что мне нравились его творческие взгляды, идущие вразрез с традиционной японской студийной культурой. Я решил, что вместе мы сможем сделать нечто действительно глобальное.

Shadow of the Damned, один из первых проектов, над котором вы работали в составе Grasshopper Manufacture, включает в себя не только хоррор-составляющую, но и элементы лихого боевика, да ещё и внушительную порцию юмора. Как вы определялись со звучанием игры и как продвигалась работа над саундтреком?

Над Shadow of the Damned мы с Судой и Миками, который в то время работал над Resident Evil, не раз устраивали «мозговой штурм». Мы обсуждали творческий замысел и общую концепцию игры с самых разных сторон, а потом на основе всего этого я придумал «фирменный звук». Как вы верно заметили, это не чистый хоррор, в нём есть и юмор. Соблюсти баланс было не так-то просто, и мы действовали с большой осторожностью. Браться за проект, уже имея в голове его проработанный во всех деталях образ, нелегко, но методом проб и ошибок мы постепенно приближаемся к идеалу.

Расскажите поподробнее об альбоме iFuturelist. Как вообще зародилась идея столь необычной пластинки? Почему на обложке красуется буква «Ж» и, главное, стоит ли нам в будущем ждать новых подобных экспериментов?

Этот альбом — сборник музыки, написанной под сильнейшим влиянием России. Русский алфавит меня просто поразил, и я решил использовать его в дизайне обложки. Честно говоря, значений букв я не знаю, поэтому простите, если вышло неприлично. К тому же русская музыка — «Полюшкополе», например, — навевает ностальгию, ведь многие японцы выросли на этих песнях. Россия повлияла и на меня. Да, альбом экспериментален, но в то же время он отдаёт дань уважения культуре, с которой я всегда чувствовал духовную связь. Я хотел бы записать ещё один «русский» экспериментальный альбом.

Ничего похожего на iFuturelist Акира не делал ни до, ни после. Звучание пластинки оказалось столь необычным, что даже многие преданные фанаты композитора не смогли ей проникнуться

Какие игровые саундтреки зацепили вас в последние время?

Мне очень понравился звук в Feist. Идеально подходит к игровому миру.

Над какими известными игровыми сериями вы бы не отказались поработать как композитор или звукорежиссёр?

Я был бы рад поработать над любым хоррором или триллером, независимо от масштабов проекта.

В последние годы молодые музыканты и коллективы всё чаще применяют для создания музыки смартфоны и планшеты. Некоторые и вовсе умудряются целые треки записывать и сводить с помощью одно только «айфона». Как вы относитесь к этой тенденции?

Такие вещи, как формат, содержание, инструменты, меняются стремительно. В итоге произведение искусства воплощается как результат самого лучшего производственного процесса и в лучшем на сегодня формате. На мой взгляд, мышление по шаблону «как положено» — злейший враг творческого духа. К примеру, осудив запись и сведение на «айфонах» или, наоборот, назвав «айфон» самым подходящим для этого дела, вы резко себя ограничите. Мы живём в сложном, быстро меняющемся мире, полном разнообразных путей для творчества. Став адептом «как положено», вы убиваете в себе эту свободу. Огромная потеря для творца!

А теперь самый сложный вопрос! Какое ваше произведение нравится вам больше всего и почему?

Наверное, Theme of Laura — песня, написанная о девочке Лоре из Silent Hill 2. Она не была главным персонажем, но так вышло, что эту песню я написал первой. Я выбрал её, потому что многим людям она понравилась и до сих пор вызывает у них эмоциональный отклик. Для меня это много значит.

Досье: Акира Ямаока

Акира Ямаока родился  6 февраля 1968 года в японском городе Ниигата. Будущий композитор интересовался музыкой с ранних лет, но изначально собирался стать дизайнером интерьеров. Он долго и упорно изучал это ремесло, пока однажды не обнаружил на купленном для учёбы компьютере программу для создания электронной музыки. Сначала Акира просто баловался с ней в свободное время, а потом решил поучаствовать в музыкальных конкурсах. Именно успех на одном из таких конкурсов вывел Акиру на продюсера, который предложил ему поработать в игровой индустрии. Известность принесла ему работа над серией хорроров Silent Hill. Вплоть до ухода из Konami в 2009 году он работал над каждой частью серии. После Konami Акира перешёл в компанию Grasshopper Manufacture Гоити Суды, создал саундтреки для нескольких её игр, выпустил несколько сольных записей и периодически выступает с концертами.

 

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Фан

Художники перерисовывают мем «Гоку и Вегета под дождем» — с героями игр, аниме и не только

Фан

Художники Дмитрий и Екатерина Бурмак: «Берсерк», Magic: The Gathering, и ещё немного ККИ
Беседа о совместном творчестве, создании иллюстраций для коллекционных карточных игр и увлечении ретро

Фан

Художник Егор Гафидов: боевые гномы, уютные домовые и персонажи комиксов Bubble
Беседа о работе в геймдеве, семейной династии художников и чувстве родства с расой гномов

Фан

Художник Энди Асламов: яркое фэнтези, светлая магия и красивые герои
Беседа с художником о том, как фанарт может стать толчком к получению новой профессии, что должен знать начинающий художник и почему вдохновение сильно переоценено

Фан

Музыка нового мира: К-pop и фантастика
Яркие клипы, странные тексты и виртуальные певцы

Фан

Художник Алексей Круглов: чудовища, мутанты и тёмный мир Warhammer
Беседа с художником о создании запоминающегося персонажа, любви к хоррорам и «грязи» традиционной живописи

Фан

Художник Роман Авсеенко: фантастические пейзажи, безлюдные миры и огни в небесах
Беседа с художником об особенностях создания пейзажей, важности академического рисунка и источниках вдохновения

Фан

Художник Константин Порубов: Hearthstone, Pathfinder и Baldur’s Gate 3
Беседа с художником о творческой свободе, создании концепт-артов и нейросетях

Фан

Художник Михаил Сидоренко: славянское фэнтези, чертановские мифы и пандемия коронавируса
Беседа о персональных проектах, творческом выгорании и лайках в соцсетях

Фан

Художница Полина Яковлева: уютные миры, добрые сказки и много солнца
Беседа с художницей о предвзятом отношении к цифровой живописи, сложных отношениях с издательствами и создании детских иллюстраций
Показать ещё