Сюзанна Кларк «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл»
17844
3 минуты на чтение
Говорят, что фэнтези себя исчерпало и не может породить ничего неожиданного. Где новый Толкин — великий демиург, способный вдохнуть жизнь в сказочно-фантастический мир?
Susanna Clarke «Jonathan Strange & Mr Norrell» Жанр: историческое фэнтези, литературная игра Переводчики: М. Клеветенко, А. Коноплев Издательство: АСТ Год выхода: 2006

И ведь нельзя сказать, что фэнтезийный горизонт совсем пуст, — но чего-то явно не хватает. Джордж Мартин и Робин Хобб пытаются привнести в фэнтези максимум реализма, не покушаясь при этом на устои. Стивен Кинг и Нил Гейман впускают в обыденный мир кошмарные видения. Чайна Мьевилль и «новые странные» смешивают реальность и фантазию в причудливый коктейль чудесных иллюзий, сполна оценить который, правда, способны лишь матерые эстеты. А легионы ремесленников тем временем попросту зарабатывают деньги, штампуя в меру сил и способностей тучу поделок для «толпы».

И тут, как бы ниоткуда, появляется дебютный роман болезненной английской редакторши, который серьезно отличается от любого другого предшествующего фэнтези. Прежде всего — уровнем реалистичности происходящего. Можно даже сказать, что Кларк, сама того не ведая, открыла новое направление — «фэнтези-реализм».

Сюжет, на первый взгляд, не поражает новизной. Почти наш мир, где магия некогда играла огромную роль, но эпоха ее расцвета давно миновала. Практикующих волшебников совсем не осталось, зато теоретиков-болтунов — целая толпа. Но вот в Англии начала 19 века появляются двое истинных магов — сухой, тщеславный эгоцентрик мистер Норрелл и гениальный, порывистый, немного легкомысленный Джонатан Стрендж. Поначалу они идут рука об руку, помогая британскому правительству в борьбе против Наполеона. Однако затем их дороги расходятся, и начинается острое соперничество, усугубляемое кознями третьей силы — коварных фэйри.

Роман Кларк — литературная игра. Перед нами книга, как бы «написанная» автором 19 века в традиционной манере английских классиков того времени — Чарльза Диккенса, Уильяма Теккерея, Джейн Остин. Но уровень стилизации и реализма настолько высок, что роман вообще утрачивает черты фэнтези. Как будто в руки Кларк попала настоящая рукопись из параллельного мира, где подлинный английский автор на основе реальных событий создал их беллетризированную версию.

— Может ли волшебник убить человека с помощью магии? — спросил лорд Веллингтон у Стренджа. Стрендж нахмурился. — Полагаю, волшебник может, — допустил он, — но джентльмен не станет.

Смотрите также

«Джонатан Стрендж и мистер Норрелл»: истинно британский сериал

Александр Гагинский

01.08.2015

69394

В магической Англии принято много говорить, а события развиваются неспешно.

Представьте толстовскую эпопею «Война и мир», где Наташа Ростова перед первым балом покупает в модной лавке магический амулет «на счастье», а князь Андрей накануне Бородина идет к полковому чародею за заклинанием против французских пуль (а вот на ядра денег не хватило). Причем для героев, автора романа и его читателей-современников в проявлениях магии нет ничего необычного. Волшебство — обыденная деталь окружающего их привычного мира. Чему тут удивляться? Вон телеграф — это настоящее Чудо! А магия существовала всегда…

Именно так написан роман Кларк, и в этом книга очень близка «Властелину Колец». Ведь немало толкинистов чуть ли не всерьез убеждены, что их кумир ничего не придумал, получив послание из иного мира подлинного Средиземья.

«Джонатана Стренджа и мистера Норрелла» очень трудно классифицировать. Ни одно из существующих фэнтезийных направлений не способно принять этот замечательный роман в свои гостеприимные объятья. В похожих пограничных случаях возникает соблазн записать книгу в новомодный «магический реализм». Однако волшебство у Кларк вполне укладывается в довольно четко выписанную систему, вовсе не походя на необъяснимое Чудо, наличие которого — характерная черта магреализма. Похоже, прав был известный литературовед Александр Генис, чьи слова вынесены на обложку русского издания романа: самая близкая аналогия — булгаковские «Мастер и Маргарита».

Книга Кларк практически не имеет слабых мест. Более того, по мере чтения невольно поддаешься ее очарованию настолько, что закрадывается мысль: а может, автор сама владеет Магией? Похоже, Кларк полностью перевоплотилась в этакого параллельного Теккерея, уверовав в созданную ей вторичную реальность. А истинная вера — великая сила, способная вдохнуть жизнь в иллюзорные миры

Итог: этапная книга. Обязательна к прочтению для всех, кто профессионально занимается фантастикой, — писателей, критиков, журналистов. Ведь не каждый год появляются автор и роман, равновеликие Толкину и «Властелину Колец». Надо быть в курсе современных тенденций жанра, чтобы не остаться в безнадежном тылу. Однако любителям простенького фэнтези с большим количеством экшена книга Кларк может показаться скучноватой. Хотя, леди и джентльмены, не все же вам «конину» читать, пора учиться шевелить мозгами…

Это интересно

Роман Сюзанны Кларк — лауреат премий Hugo, World Fantasy Award, Locus (за дебют), Mythopoeic Award; номинант Locus (фэнтези), British Fantasy Award, British SF Award, International Horror Guild Award и Quill Award, претендент на британского «Букера» (впервые в истории фэнтези!).

Оценка

10

оценка

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Обзоры книг

Гурав Моханти «Сыны тьмы». Индийская игра престолов

Обзоры книг

Кен Лю «Стена Бурь». Иногда конец это только начало
Ориентальная фэнтезийная эпопея с многоточием

Обзоры книг

Нейтан Баллингруд «Странность». Железная хватка Красной планеты
Марсианский вестерн

Обзоры книг

Роберт Сойер «Гоминиды». Мир по-неандертальски
Социальная НФ о столкновении цивилизаций

Обзоры книг

Майк Резник «Кириньяга. Килиманджаро». Космос по заветам предков
Социальная фантастика с африканским колоритом

Обзоры книг

Эми Кауфман, Джей Кристофф «Звезда Авроры». Поколение Next покоряет Галактику
Образец юношеской космооперы

Обзоры книг

Брендон Сандерсон «Озарённый солнцем». Большая гонка со смертью
«Безумный Макс» в пылающем аду

Обзоры книг

Сара Брукс «Территория чудовищ. Путеводитель для осторожных туристов». Поезд в один конец
Стимпанк «по-русски»

Обзоры книг

Стивен Эриксон «Кузница тьмы». Малазанская предыстория
Гримдарк «по заявкам»

Обзоры книг

«Мир фантастики. Возвращение создателя. 20 лет спустя» Юбилейный сборник рассказов — только для наших подписчиков
Какой получилась эксклюзивная антология для наших подписчиков.
Показать ещё