Сериал «Тёмные начала»: каким получился второй сезон и о чём он был?
7885
6 минут на чтение
На днях завершился второй сезон «Тёмных начал», показанный каналом HBO (в России — «Амедиатекой»). За семь серий, в которых авторы уместили события книги Филипа Пулмана «Чудесный нож», история о приключениях юной сироты Лиры (её играет «девочка из „Логана“» Дафни Кин) переросла в военную драму. Учёные воюют с фанатичными верующими, верующие — с ведьмами, а ведьмы… Впрочем, обо всем по порядку.

Смотрите также

«Тёмные начала», 2 сезон. Первые впечатления от экранизации «Чудесного ножа»

Рона Михайлова

04.12.2020

8679

Нам удалось заранее посмотреть первые 5 эпизодов — и это действительно очень достойная экранизация. Рассказываем без спойлеров.
Первые впечатления от нескольких серий и послевкусие от всего сезона различаются мало. Сценарист Джек Торн, известный по «Молокососам» и, увы, по пьесе «Гарри Поттер и Проклятое дитя», сумел выдержать темп повествования от начала до конца. Наверняка это было нелегко: за один сезон авторы экранизируют одну книгу, но для первой, «Северного сияния», выделили восемь серий, а для её более насыщенного событиями сиквела, «Чудесного ножа», — всего семь.

Несмотря на эту насыщенность, второй сезон выглядит скромнее первого. Здесь есть знакомый нам мир и буквально пара сцен из мира Лиры, причем оба сняты в идентичных локациях. Плюс перекрёсток между ними в виде одного яркого, но маленького города, где в основном и разворачиваются события. О большом путешествии из первого сезона, где все началось в лондонских интерьерах, а закончилось на далёком Севере, можно забыть. Хотя не хочется.

Разумеется, несколько второстепенных сюжетных линий пошли под нож. Диалоги укоротились. К счастью, заметят это только знакомые с книгами зрители. У остальных вряд ли возникнут вопросы к сюжету: авторы крепко связали концы с концами, и одна сцена логично вытекает из другой.

Хотя пара урезанных сцен всё же потеряла свой подсмысл, а ведь именно он зачастую делает происходящее в книгах Пулмана таким интересным. Лучший пример — кульминация сериала.

Нажмите, если не боитесь спойлеров!

Вся сцена — одна из главных, если не самая главная как в «Чудесном ноже», так и в посвящённом ему сезоне. Обе её версии вполне логичны, не взяты с потолка, однако книжная ощущается намного глубже: в ней Уилл задается вопросом о странной природе любви, вопросом, который однажды станет для мальчика ключевым. Хотя сериальная милосердно дала Уиллу больше времени на воссоединение с отцом. Кому что.

Что до ведьм, то они у создателей сериала не получились. Совсем. Во всём сезоне нашлись одна-две запоминающихся сцены с их участием, обе – батальные. Сверхъестественные способности ведьм выглядят очень впечатляюще — чего не скажешь про ритуал исцеления Уилла. Ни жертвоприношения, ни громогласных заговоров — несколько мрачных женщин, ударив камнем о камень, пошептали минутку над мальчиком, и будет с нас. В основном прекрасные колдуньи если не проговаривают реплики на статичном фоне, то куда-то идут — ведут Уилла и Лиру навстречу судьбе. При этом все значимые поступки совершают сами дети, а сопровождающие становятся статичным фоном уже для них.

И отчего-то невероятно грустно видеть встречу королевы ведьм Серафины Пеккалы (Руты Гедминтас) с Лирой. В версии от HBO они не были знакомы до этого. Их не связывает ничего, кроме умеренного любопытства по отношению друг к другу. Если бы в первом сезоне хватило времени на их совместные сцены, то здесь, во втором, встреча Лиры с женщиной из её родного мира, после всех скитаний по чужим параллельным реальностям, была бы душевнее.

Зато на кого не пожалели времени — так это миссис Колтер, мать Лиры (её играет Рут Уилсон, да так, что глаз не оторвать). Каждая сцена с ней служит одной из двух целей: продемонстрировать либо отчаянную нелюбовь миссис Колтер к себе самой, либо — столь же отчаянную материнскую любовь к Лире. 

Последнее, наверное, одна из лучших линий сериала: здесь он даже в чём-то превосходит первоисточник. У Пулмана переход от жестокой детоубийцы к нежной матери прописан далеко не так плавно. Зато в сериале этому уделили заслуженное внимание, не забыв о деталях. В то, что Марисе Колтер стала дорога Лира, веришь без всяких сомнений: и сценарист, и обе актрисы отлично над этим поработали.

Но всё это — о личных конфликтах персонажей, а что же глобальный? Очевидно, что Торн и консультирующий его Пулман постарались раскрыть и злодейскую церковь Магистериум, и его противников, и суть их противоречий как можно понятнее — не упрощая эту суть. И получился сюжет о том, насколько опасен фанатичный взгляд на жизнь. 

В книжных «Тёмных началах» речь идет о религиозных фанатиках, во второй трилогии цикла, «Книге Пыли», — о научных. Сериал же чуть меньше сосредоточен на вопросах познания и духовности. Они хоть и читаются между строк, по символам, очевидным зрителю (что может означать фигура змея в событиях, связанных с изгнанием из Эдема?), но политические темы освещены куда подробнее. Без диалога о феминизме тоже не обошлось, но, во-первых, миссис Колтер в этой сцене смотрится убедительно и вскрывает действительно проблемный вопрос, а во-вторых, сама сцена вписывается в происходящее, помогая раскрыть характеры Марисы и её заклятого союзника Бореала (сыграл Эрион Бакаре; его роль в сериале так расширили, что я действительно буду по нему скучать).

Постепенно «Тёмные начала» подходят к главной изюминке сериала — войне добра со злом. Опасность в том, что изюминкой она считалась во времена выхода первой трилогии, а спустя 25 лет зрители этой темой уже пресытились. Тем не менее у Пулмана главный конфликт никогда не сводился к банальной дихотомии. У него описана война за свободу и против угнетения, что уже гораздо актуальнее для современного телевидения.

Когда читаешь или смотришь «Тёмные начала», в голове невольно всплывает вопрос: «Что такое судьба и можно ли от нее освободиться?» Нет, не как в «Терминаторе», там понятие судьбы переплетается с парадоксом времени, а здесь — с парадоксальностью мышления. Именно о свободе мышления, а также поступков говорят герои, да и злодеи «Тёмных начал». Об этой свободе говорят Лира и лорд Азриэл, её отец (сыгранный Джеймсом Макэвоем… да-да, он есть во втором сезоне!), пока Уилл и его отец рассуждают о неотвратимости судьбы и её тесной связи с природой человека.

Так что, как видно, сериал не повторил ошибку «Золотого компаса» — голливудской адаптации «Северного сияния», чьи авторы проворонили весь подтекст. Сериал позволяет поразмышлять над тонкими пулмановскими материями, даже подталкивает к этому. В третьем – финальном — сезоне и персонажи, и зрители должны будут к чему-то в этих размышлениях прийти. И локации в нём обещают быть менее приземлёнными, как и события. Назревает война с самим Властителем за право построить «небесную республику» — ну как такое пропустить?

Хотя важнее всего, конечно же, сами дети. За отношениями Уилла и Лиры интересно наблюдать уже сейчас — даже сердце щемит в некоторые моменты. А впереди ещё множество сцен, которые уже двадцать лет не дают спокойно спать любителям «Тёмных начал». И второй сезон отлично к этому подводит… Но тут уж лучше без спойлеров.

Хотя важнее всего, конечно же, сами дети. За отношениями Уилла и Лиры интересно наблюдать уже сейчас — даже сердце щемит в некоторые моменты. А впереди ещё множество сцен, которые уже двадцать лет не дают спокойно спать любителям «Тёмных начал». И второй сезон отлично к этому подводит… Но тут уж лучше без спойлеров.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Сериалы

«Мне хотелось сделать так, чтобы сказка была и в нашем мире». Интервью с Антоном Масловым, режиссёром сериала «Последний богатырь. Наследие»

Сериалы

«Сумерки богов»: секс, ложь и видение Зака Снайдера
Скандинавская брутальность, какой в массовом кино не увидишь.

Сериалы

Сериал «Пингвин»: первые впечатления от первого эпизода
Ты просишь посмотреть сериал о мафии в Готэме, но ты просишь без уважения

Сериалы

«Академия Амбрелла», 4 сезон: как испортить апокалипсис
Сериал закончился — и, увы, самым неудачным сезоном.

Сериалы

«Семейка Аддамс»: 60 лет сериалу про самых милых готов и фриков
Ядовитые растения, лев и живая рука в викторианском особняке

Сериалы

Какие сериалы смотреть в сентябре 2024? Каждому по сольнику!
А ещё — брутальный нордический эпос от Зака Снайдера.

Сериалы

«Кольца власти», 2 сезон: впечатления от первых серий
Работа над ошибками — или огрызок первого сезона?

Сериалы

«Терминатор Зеро»: мы посмотрели сериал, утекший в Сеть, чтобы вам не пришлось
Робот, который не смог

Сериалы

Сериал «Бэтмен: Крестоносец в плаще»: возвращение в анимационный нуар
Что скрывается за маской нового Тёмного Рыцаря.

Сериалы

«Дом Дракона», 2 сезон: восемь серий экспозиции
Сезон о том, как герои строили, строили и наконец построили.
Показать ещё