Сериал «Осенние визиты» по Лукьяненко: первый отзыв и история проекта

10693
5 минут на чтение
К шести случайным и очень разным людям приходят таинственные двойники — с тем, чтобы подбить их на убийство остальных двойников.

Так начинается роман Сергея Лукьяненко «Осенние визиты», и такова завязка одноимённого сериала, который снимают во Владивостоке. Перед премьерой в Москве, которая пройдёт 10 октября на «Росконе», рассказываем о деталях съёмок и делимся впечатлениями от первого эпизода — наш автор посмотрел его на родине сериала.

В основе «Осенних визитов» — извечная история про разборки потусторонних сущностей в человеческом мире. Такими были и «Дозоры» того же Лукьяненко. Только тут эти сущности — представители разных тенденций, характерных для современного общества: Сила, Власть, Творчество и другие. Являются они в виде двойников склонным к той или иной тенденции людям: военному, депутату, юному поэту.

Проблема в том, что задача этих двойников — уничтожить друг друга во что бы то ни стало, даже если для этого придется пересечь полстраны. Тогда в обществе возобладает сильнейшая тенденция. Кто-то с готовностью берется за дело, кого-то гложут сомнения, кто-то пытается вычеркнуть себя из уравнения — и за всеми ними охотится на редкость удачливый киллер Илья Карамазов, не совсем понимающий свою роль во всей этой истории.

Илья Карамазов

Роман любят фанаты, но почему-то обходят стороной киношники. Сам Лукьяненко рекомендовал его к экранизации и даже в свое время продал права на него вместе со своим же «Спектром», но в 2016 году права вернулись к автору. Возможно, дело в мрачности книги. Однако режиссёра Георгия Саенко этим уж точно не отпугнёшь. За плечами у него хоррор «Проект: Панацея» и криминальная драма «Уравнение с неизвестными», так что в его фильмографию «Осенние визиты» вписываются идеально (цитаты из обоих фильмов, кстати, есть в сериале).

Сериал возник на чистом энтузиазме. Денег за работу здесь никому не платят, технические расходы покрывают за счет сбора средств на Planeta.ru и помощи партнёров, а о прогрессе съёмок отчитываются в группе «ВКонтакте» и — там же приглашают людей в массовку. Права на экранизацию Лукьяненко продал приморцам всего за рубль (который ему символически заплатили на премьере во Владивостоке) — совсем как Стивен Кинг, который продает права начинающим кинематографистам за доллар. А группа «Оргия праведников» бесплатно дала права на использование песни «Восхождение Чёрной Луны», которая упоминалась и в книге.

Планы у съёмочной группы наполеоновские: в суровых условиях короткой приморской осени и в эпоху пандемии сделать восемь серий (по одной на каждую часть книги) длительностью примерно по часу, по возможности близко к тексту. При удачном стечении обстоятельств сериал хотят выпустить уже к следующему лету.
Кликни,
чтобы посмотреть видео
you-video
Почему-то с IP адресов других стран ничего не тормозит

Рашид Хайретдинов

Потянут ли? Хочется, чтобы экранизация такого произведения, как «Осенние визиты», была как минимум сопоставима по качеству с Papers, Please и другими удачными фанатскими короткометражками. Стеснённость в средствах, помноженная на не самые благоприятные условия для съёмок, вызывали у многих скептицизм. Но по итогам просмотра первой серии можно смело сказать: как любительский проект «Осенние визиты» вполне удались.

Сравнивать их с «Дозорами» и «Черновиком» будет неправильно. Конечно, в сериале нет звёзд калибра Константина Хабенского и Жанны Фриске (хотя Илью Лагутенко, наверное, можно было и позвать, пользуясь правом землячества). Зато на главных (да и на второстепенных) ролях актёры ведущих местных театров, играющие бесплатно и выдающие неплохие актёрские работы. Пожалуй, профессор Зальцман кажется чересчур активным по сравнению со своим книжным прототипом, а Илье Карамазову в первой серии уделили мало внимания, зато холодный взгляд Визиря, как и поведение его альтер эго, врезаются в душу надолго.

Особенно стоит отметить экранный образ Зарова — писателя-фантаста, которого Лукьяненко писал с самого себя. В оригинале на момент окончания первой части мы мало что знаем о Зарове, да и, находясь на периферии страны в начале книги, он не может активно участвовать в происходящем. Поэтому в сценарий добавили несколько новых событий, связанных с его творчеством (тут даже фигурирует одно знакомое поклонникам Лукьяненко издательство), да и сам образ переработали, сделав героя более живым и саркастичным.

Ярослав Заров

Это не единственное изменение в экранизации. Действие вынужденно перенесли из Москвы во Владивосток, так что вместо встреч в поездах происходят встречи на судах, а единственный поезд в кадре идет из соседнего Хабаровска (правда, едущий на нем Шедченко всё же канонически прилетел из Харькова). Наличие под боком моря значительно упрощает и работу Ильи, а вот знаменитый на всю страну Золотой мост в первой серии показали только в заставке — чувствуется, что съёмками занимались местные. Впрочем, Лукьяненко признавал, что выбрал Москву лишь как очевидную точку сбора всех действующих лиц. Создать соответствующую атмосферу можно в декорациях любого крупного российского города.

Но в том, что касается сюжета, экранизация довольно близка к книге. Саенко говорит, что очень любит тексты Лукьяненко и старался пускать под нож только авторский комментарий и внутренние монологи героев. При этом у сериала есть свое лицо. При общем следовании сюжетной канве есть и новые сцены, и переработанные и дополненные старые. Например, открывающий эпизод интересно обыгрывает тему современных технологий (оригинальный роман был написан в середине девяностых, и Лукьяненко очень переживал, как эти технологии впишутся в сюжет).
В итоге первая серия оставляет приятное впечатление. Кое-что при финальном монтаже явно вырежут, вроде огромного количества отсылок к самому Лукьяненко и затянутых разговоров. Под руководством профессиональных продюсеров и при таких бюджетах, как у «Дозоров» и «Черновика», наверняка можно было сделать лучше. Но нехватка опыта у создателей компенсируется их старанием.

Саенко говорит, что не хотел бы, чтобы при оценке его работы делали скидку на провинциальность. Что ж, если проект не уронит планку, у него есть все шансы потягаться с российскими фантастическими сериалами студийного производства.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Сериалы

Вселенная «Легенды об Аанге». Когда-то давно четыре народа жили в мире...

Сериалы

«Укрытие», 2-й сезон. Два бункера, два мира
Неспешная история, которая кажется разминкой перед настоящим действием

Сериалы

История студии Hanna-Barbera: двое мечтателей, одна мышь и семь премий «Оскар»
С чего начинали и как творили создатели нашего детства

Сериалы

Какие сериалы смотреть в феврале 2025? Циничные мульткомедии и Ветхий Завет
Мёртвый сезон на Западе и Востоке

Сериалы

Какое аниме выйдет в 2025 году? Это мы смотрим!
Долгожданные экранизации, тёмные лошадки, ведьминские колпаки, лавкрафтианская жуть, странная романтика и возвращение крутых авторов с новыми проектами.

Сериалы

«Звёздные войны: Опорная команда». Семейное приключение в лучших традициях Спилберга
Новое (самостоятельное!) приключение во вселенной «Звёздных войн»: пираты, сокровища и немного ностальгии.

Сериалы

«Монстры-коммандос»: мультсериал Джеймса Ганна для тех, кому мало «Отряда самоубийц»
Возможно, не лучшая работа создателя «Стражей галактики» и «Миротворца», но поклонникам точно не стоит проходить мимо.

Сериалы

Лучшее аниме 2024 года: фантастика, фэнтези и просто дичь
От «Дандадан» до возвращения «Волчицы и пряностей»

Сериалы

Антиитоги 2024 года: разочарования, провалы и мультивселенная кринжа
Фильм-камикадзе, убийца киновселенной и самые скандальные «Звёздные войны».

Сериалы

Какие сериалы смотреть в 2025 году? Продолжения главных хитов
Про семейку Аддамс, про ведьмака, про резиновых пиратов или, может, про маленький городок, где любят D&D?
Показать ещё