Сперва порадовался, что серия длится почти как полнометражный фильм, — но, увы, сама серия несколько разочаровала. Большую часть времени заняла долгая вереница сцен в Драконьем логове. И смотрелись они… неловко — как то самое молчание перед Пафосным Появлением Дейенерис. Удалось даже сформулировать ощущение, которое не покидало изрядную часть сезона: похоже, за неимением шестой книги авторы сериала нашли себе новый источник вдохновения — учебник комбинаторики. «Дано: N героев прибыли в Королевскую гавань. Сколько надо снять диалогов, чтобы каждый поговорил с каждым?»
С линией Винтерфелла всё ещё печальнее. Понятно, что сценаристы хотели добиться вау-эффекта в кульминации, но получилось, что сперва Санса с Арьей ведут себя как круглые дуры, а потом — абсолютно без мотивации и без сюжетных предпосылок «прозревают». Если бы нам показали разрешение их сестринской ссоры прямо в Большом зале или, наоборот, заранее дали бы понять, что они не доверяют Мизинцу, в характерах сохранилась бы логика. А так получился «рояль в кустах», который в спойлерном пересказе и то выглядел разумнее (но лишь потому, что для краткого пересказа «белые пятна» — это нормально).
При этом прежние серии, даже невзирая на спойлеры, всё-таки смотрелись на диво — что Пламенное поле, что спойлерный-момент-с-синим-глазом. А здесь как-то огрехи характеров и диалогов сразу полезли наружу. Например: почему герои вдруг заговорили совершенно современным языком? Формулировки «it sends better message» и «…not the most reliable source of information» — это планёрка пиар-отдела, но никак не средневековые беседы. Ну а в хлипкой логике действий очень видны костыли, которыми подпирали всю эту конструкцию, чтобы поскорее свести сюжет к финалу, — и оттого, что общая канва событий развивается в логичном и правильном направлении, лишь больше хочется поскорее прочитать оригинал. Наконец, вишенка на торте — постельная сцена, снятая неловко и как-то по-пуритански — если судить по нынешним стандартам сериалов. Вот только ирония в том, что «Игра престолов» эти стандарты когда-то и задала…
Но, конечно, были и хорошие моменты. Первое — сорвавшийся на ярость Тирион. Когда Динклейджу дают развернуться, он по-прежнему прекрасен. Второе — фраза «Ты Грейджой. И ты Старк», потому что в следующем сезоне её могут припомнить и самому Джону, чтобы не терзался новым кризисом идентичности. Ну и наконец — если воспринимать сериал как иллюстрацию к книгам (увы, пока несуществующим), то в этом качестве он по-прежнему выше всяких похвал. Когда персонажи умолкают, а «микрофон» отдают операторам и визуальщикам, выходит просто волшебно. Это и красивые ракурсы фаланг Безупречных в начале, и прекрасные пейзажи первого снега над Королевской гаванью, и, конечно же, пафосный финал, который наверняка разлетится на многочисленные арты. Да, триумфальное наступление ледяного дыхания зимы под отчаянную музыку — это по-настоящему круто, и это стоило увидеть именно на экране. За такие моменты — по-прежнему спасибо сериалу. А для заполнения логических дыр придётся подождать до… Кхм. Ну, говорят, у Мартина закончился отпуск.