«Мир Дикого Запада», 3 сезон: свобода от самих себя

14418
11 минут на чтение
Души андроидов отправились в идеальный мир. Человек в чёрном сошёл с ума, Долорес сбежала из парка, прихватив с собой библиотеку знаний обо всём человечестве и некий ключ-ко-всему. Что теперь ждёт людей снаружи? Реки крови и сумасшествие, что захлестнули ранее Мир Дикого Запада? Или у людей, которые более свободны, чем роботы, свой путь и свои катастрофы?

Ожидания и реальность

Westworld

Жанр: научная фантастика, киберпанк, антиутопия

Шоураннеры: Джей Джей Абрамс, Джонатан Нолан, Лиза Джой

В ролях: Эван Рейчел Вуд, Тэнди Ньютон, Джеффри Райт, Тесса Томпсон, Аарон Пол и другие

Премьерный показ: март — апрель 2020, HBO

Продолжительность: 8 серий по 55–60 минут

Похоже на: «В поле зрения» (2011–2016) • «Робот по имени Чаппи» (2015) • «Из машины» (2014)


Конец второго сезона обещал куда более масштабное повествование, чем раньше.

Во-первых, реальность гораздо больше парка развлечений. Соответственно, возможности для работы с сеттингом шире. Было очень интересно, какие именно черты приобретёт мир за пределами парка, какие детали добавят создатели сериала к тем, что мы уже видели в воспоминаниях Долорес и Человека в чёрном.

Во-вторых, Мейв, чья жемчужина осталась в руках у работников парка, точно должна была получить новые перспективы развития электронного разума. И если раньше она могла управлять только другими андроидами, то каким же «вкусным» для неё должен стать мир людей, в котором тысячи разных гаджетов?

В-третьих, Долорес, потренировавшись в устройстве революций в отдельно взятом парке, отправилась на оперативный простор. Ярости у неё хватает, людей любить не за что — было любопытно узнать, что именно она придумала для человечества. Если же добавить ещё линию Человека в черном…

Получался очень взрывоопасный коктейль, и вопрос состоял лишь в том, как создатели сериала смешают ингредиенты. А главное, поднимут ли ещё какие-то вопросы, помимо той парадигмы «андроид — человек», которая бесконечно отрабатывалось в первых сезонах и множестве других произведений в жанре киберпанка. И какими новыми головоломками развлекут искушённого зрителя на этот раз.
Часть ожиданий оправдалась. Мир снаружи получился очень красивым и детально проработанным — будто специально для тех, кто устал от бесконечных пейзажей Дикого Запада. Автомобили на самоуправлении и летательные аппараты, своей эстетикой вызывающие в памяти «Трон», величественные здания, виртуальная реальность, дающая возможность разговаривать с далёким собеседником, будто он совсем рядом, классические элементы киберпанка — например, приложение, которое рассылает охотникам за головами заказы на устранение или запугивание жертв. Немыслим киберпанк и без корпораций, которые вершат великие дела и пожирают друг друга, не заботясь об отдельных людишках, — в «Мире Дикого Запада» это «Делос» и «Инсайт». Интерьеры, программное обеспечение, работа персонала — всё на высоте.

Бесподобно сделана серия, в которой мы смотрим на мир глазами героя, только что принявшего наркотик. Картинка, музыка и темп повествования меняются в соответствии с тем, до демонстрации какого киножанра добралась «вкусная таблеточка». Здесь явно видно, что создатели сериала относятся к своему детищу по-хорошему иронично.
Отдельно стоит отметить работу дизайнера по костюмам. Платье-трансформер Долорес на званом ужине и безупречные туфли на каблуках, чёрные удобные штаны и куртки в следующих сериях, делающие её похожей на персонажа шутера, безупречные деловые образы Шарлотты, смертоносная Мейв, похожая на змею… А ещё постановка боевых сцен — динамичных, красивых и захватывающих. Да, действительно, здесь есть на что посмотреть.

Жаль только, что не все ружья, развешанные по стенам в прошлом сезоне, выстрелили. Во-первых, кажется, сценаристы снова не поняли, что именно делать с Мейв. То ли они испугались, что она может превратиться в бессмертную всемогущую программу, без всякой революции способную поработить Землю. То ли просто не придумали, как её должным образом развить. Поэтому здесь Мейв оказывается в позиции персонажа, который вообще не меняется и топчется по привычным граблям.

Во-вторых, до обидного куцыми и недоработанными выглядят линии Бернарда и Человека в чёрном. Такое впечатление, что их просто тянули в расчёте на четвёртый сезон, — просто чтобы зритель о них не забыл. Седьмая-восьмая серии, когда с ними наконец начинает происходить что-то значимое, заканчиваются слишком быстро. Нормально раскрывается лишь линия Долорес, но об этом чуть ниже.

Однако вовсе не отсутствие должного внимания к старым героям может расстроить преданных фанатов сериала.

Время против точки зрения

Главной композиционной фишкой предыдущих двух сезонов было смешение временных потоков. Отдельным удовольствием для многих зрителей было разгадывать эту головоломку по ходу действия, пытаясь понять, как стыкуются детали пазла и что из событий на экране — причина, а что — следствие. Однако некоторые находили в этом же повод для критики. Иногда создатели сериала слишком увлекались играми разума, позволяя динамике событий провисать, а мелочам становиться важнее значимых вещей, на растолковывание которых просто не хватило экранного времени. Особенно ярко это проявилось в той части второго сезона, где на смешение временных потоков наложился фильтр «ненадежный рассказчик» в лице Бернарда и градус усложнённости просто зашкалил.

Что же происходит в третьем сезоне? Те зрители, которым сложности были по душе, будут разочарованы, а те, которым хотелось более прямолинейного сюжета, обрадуются: осмыслять происходящее на экране стало гораздо проще.

Игры со временем полностью вынесены из этого уравнения, остался только эффект «ненадежного рассказчика». Главный инструмент игры с точкой зрения персонажа — его воспоминания. На ту же задачу работают очки дополненной реальности, наркотики, искажающие мир вокруг, и жёсткие психотерапевтические практики. Да, в какой-то момент зрителя ждёт приятное озарение — почему именно память настолько важна в контексте сюжета. Но не более того. Безвозвратно исчезло то самое ощущение погони за мыслью сценариста, попытки поймать его в лабиринте из деталей и догадок. И это, пожалуй, главная потеря третьего сезона. Он стал более понятен и приятен широкому зрителю, а любители поломать мозг остались за бортом.

Правда, кое-что для фанатов старых сезонов всё же припасли.

Нажмите тут, если не боитесь спойлеров!

Выбор и свобода

По сути, мир за пределами парка оказывается той же игрой с системой выборов. Герои, один за другим, постоянно оказываются перед развилкой. Чью сторону выбрать, что предпочесть — свет или тьму? Какую шляпу надеть, белую или чёрную? Идёт розыгрыш той же партии, только на более высоком уровне.

И если в прошлом сезоне ответом на всё становилась любовь, то здесь во главу угла поставлена жертвенность. Добиться великой цели можно только тогда, когда ты готов положить собственную голову на плаху. Выиграть, проведя пешку в дамки. И наслаждаться победой будешь не ты, а другие, которым ты дал свободу, уничтожив собственное «я». Хотелось бы верить, что оно того стоило.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Сериалы

Сериал «Пингвин»: лицо со шрамом покоряет экраны

Сериалы

«Дэрил Диксон» и «Выжившие»: куда идут спин-оффы «Ходячих мертвецов»
До чего дошёл главный сериальный постапокалипсис в 2024 году

Сериалы

«Это всё Агата». Трогательный и музыкальный сериал Marvel с ведьмами вместо супергероев
Самый дешёвый и неформатный сериал Marvel — и в этом его сила.

Сериалы

Пришельцы, духи и украденные гениталии — да кто такой этот ваш «Дандадан»?!
Что объединяет духов, инопланетян и прочие сверхъестественные вещи? Главное аниме осеннего сезона (а то и всего года!) со странным названием «Дандадан». Рассказываем, откуда взялся этот хайповый сёнэн «Дандадана» — и про что он вообще.

Сериалы

Какие сериалы смотреть в ноябре 2024? Их мало, зато — ого какие!
Продолжение главного мультсериала 2021 года и предыстория «Дюны».

Сериалы

«Совместить футуризм и Древнюю Русь»: разговор с создателем «Киберслава» Стасом Дмитриевым
Как рождался мультсериал, какие планы у создателей и как взглянуть на родную культуру через призму мировой.

Сериалы

«Звёздные врата: ЗВ-1» и другие сериалы, расширившие вселенную фильма
Именно за них многие когда-то полюбили эту вселенную, которая благодаря сериалам стала поистине огромной.

Сериалы

«Кольца власти», 2-й сезон. Стало ли лучше?
Поборникам канона лучше и не начинать.

Сериалы

Аниме «Спираль»: проклятие экранизаций Дзюндзи Ито
Как мечта фанатов превратилась в кошмар.

Сериалы

Звёздный крейсер «Галактика». 20 лет поисков Тринадцатой колонии
От наивного оригинала к блестящему переосмыслению
Показать ещё