Доктор Кто: обзор 9 сезона

17404
5 минут на чтение
Уже-не-последний таймлорд, пришелец с планеты Галлифрей, умирающий и воскресающий в новом теле, временно сменил звуковую отвёртку на звуковые очки и обзавёлся электрогитарой. Но он всё так же продолжает путешествовать сквозь время и пространство в синей полицейской будке. А компанию ему вновь составляет Клара Освальд, школьная учительница и по совместительству Невозможная Девушка, ради спасения которой Доктор готов перейти все возможные пределы.

Doctor Who

Жанр: хронофантастика

Продюсер: Стивен Моффат

В ролях: Питер Капальди, Дженна Коулман, Мэйси Уильямс

Премьерный показ: сентябрь-декабрь 2015, BBC

Продолжительность: 12 эпизодов по 45 минут

«Доктор и Клара в ТАРДИС» — это не просто фраза, брошенная в одной из серий, это суть всего сезона. В возрождённом сериале отношениям Докторов со спутниками всегда уделялось много внимания, но привязанность к спутнику, кажется, ещё никогда не была такой крепкой. И нет, речь не о романтике — здесь связь поглубже. Стремление уберечь и защитить Клару — главное, чем руководствуется Доктор в своих поступках.

Временами это стремление толкает его на безрассудные действия. Помните, как Десятый сжигал звезду, чтобы в последний раз увидеть Розу? Двенадцатый ради спасения Клары готов рискнуть судьбой всей вселенной и даже отказаться от собственной сути. «Доктора здесь больше нет!» — кричит он в одной из серий, и это по-настоящему страшно. В рецензии на прошлый сезон мы писали, что Доктор в исполнении Питера Капальди как никогда близок к Богу. Гнев и страх, которые овладевают им в этом сезоне, — человеческие, слишком человеческие.

А спутница, в свою очередь, постепенно превращается из человека во второго Доктора. Ещё в прошлом сезоне Клара открыто заявляла: «Я Доктор», и эта тема получила новое развитие. Клара всё чаще и чаще принимает на себя роль Доктора, словно специально подставляя себя под удар. И в конце концов это выходит ей боком.

Доктор встретит старых врагов...

...и новых

Акцент на Кларе — пожалуй, один из главных недостатков сезона. Да, Дженна Коулман неплохая актриса, и между ней и Капальди установилась «экранная химия», которой не хватало в предыдущем сезоне. И всё-таки Клары слишком много. И в сериале (из всех спутников после перезапуска у неё больше всего экранного времени), и в жизни Доктора.

Сверхзначимость Клары особенно раздражает в конце сезона. По эмоциональному накалу финальная серия получилась очень сильной, но из неё можно было выжать куда больше. То, что могло стать грандиозной вехой в истории сериала, получилось скомканным и смазанным. И тонна отсылок к предыдущим сериям, включая классические (больше было только в юбилейном эпизоде), воспринимается двояко: с одной стороны, радует, с другой — сбивает настрой.

Клары очень много — а вот эксцентричной Мисси, превосходно сыгранной Мишель Гомес, до обидного мало. Зато отлично раскрыт образ Осгуд — героини, которая впервые появилась в юбилейной серии как собирательный образ всех фанатов Доктора, а стала одним из ключевых для сериала персонажей.

Уничтожить мир за чашечкой чая? Для Мисси это пара пустяков

Ещё больше внимания уделено новой героине, сыгранной Мэйси Уильямс — Арьей Старк из «Игры престолов». Девушка Эсхильда, которая с лёгкой руки Доктора обрела бессмертие и стала называть себя просто «Я», — персонаж интересный, но противоречивый и вызывающий множество вопросов. И главный из них — неужели можно вот так просто взять и достать из рукава бессмертие? Хотя этот сюжетный поворот пытаются обосновать, здесь слишком явственно чувствуется присутствие «бога из машины». Или из синей полицейской будки, если угодно.

Такой Арью Старк мы ещё не видели

Неотвеченные вопросы и повисшие сюжетные линии — бич, который преследует сериал уже не первый год. Откуда, например, взялся в прошлом сезоне далёкий потомок Клары и её бойфренда Дэнни Пинка, если Дэнни умер, не оставив детей? И что случилось со вторым бессмертным — уже из этого сезона? Остаётся лишь надеяться, что шоураннер Стивен Моффат рано или поздно подберёт эти сюжетные нити и сплетёт в очередной безумный узор, как он любит это делать.

Без ответа остался и главный вопрос этого сезона — что за гибрид двух воинственных рас упоминался в древнем пророчестве. О нём говорится ещё в первой серии — и тема гибрида становится лейтмотивом всего девятого сезона, как тема зеркала была лейтмотивом восьмого. Даврос, давний враг Доктора, пытается создать гибрид далека и таймлорда. Эсхильда получила бессмертие, став гибридом. Зайгоны добровольно принимают облик людей... Но вместо того, чтобы мощно выстрелить в финале, этот вопрос разрешается в типичном стиле Моффата, как в другом его сериале — «Шерлок». Нам предлагают несколько вариантов ответа — и справедливым может быть любой.

За пределами Земли тоже встречаются викинги

К сценаристам есть претензии, но на уровне отдельных серий они сработали лучше, чем в прошлый раз. Девятый сезон почти целиком состоит из двухсерийных арок, и это позволяет более детально и обстоятельно рассказать каждую историю. Исключений всего два: трёхчастный финал и экспериментальная серия «Не спи больше». Снятая в стиле «найденной плёнки» (впервые за всю историю «Доктора Кто»!), она, увы, вышла слабой в сюжетном и смысловом отношении.

А вот предшествующая ей арка про зайгонов получилась очень сильной. Финальный монолог из неё мог бы стать визитной карточкой Двенадцатого Доктора, а сама двухсерийка оказалась поразительно своевременной. Она вышла незадолго до того, как серия терактов потрясла мир и ещё сильнее расколола общество, и говорит о вещах, которые всем нам сейчас очень важно услышать. Не надо видеть врагов там, где их нет. Не надо делить мир на своих и чужих. Не надо идти по пути силы — даже если он самый короткий. В общем, всё то, о чём, по сути, и рассказывает весь «Доктор Кто».

Но лучшей серией сезона — если не всего обновлённого сериала — стал предпоследний эпизод под названием «Ниспосланный небесами». Фактически это театр одного актёра. В течение сорока пяти минут мы наблюдаем за Питером Капальди. Мы видим его в страхе, в тоске и в ярости, в минуты отчаяния, надежды и триумфа — и понимаем то, что, в сущности, давно ясно: для «Доктора» нужен только Доктор. И с этим Доктором нам явно повезло.

В этом сезоне Двенадцатый подвергается самому суровому испытанию

Девятый сезон показал нам Доктора с новой стороны и подарил одну из мощнейших серий во всём ньюскуле. А его финальный аккорд, как мы надеемся, ещё найдёт отголосок в будущих сериях.

Оценка

8

оценка

УДАЧНО

  • сюжеты большинства серий
  • развитие образа Доктора

НЕУДАЧНО

  • неотвеченные вопросы
  • смазанный финал

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Сериалы

Сериал «Пингвин»: лицо со шрамом покоряет экраны

Сериалы

«Дэрил Диксон» и «Выжившие»: куда идут спин-оффы «Ходячих мертвецов»
До чего дошёл главный сериальный постапокалипсис в 2024 году

Сериалы

«Это всё Агата». Трогательный и музыкальный сериал Marvel с ведьмами вместо супергероев
Самый дешёвый и неформатный сериал Marvel — и в этом его сила.

Сериалы

Пришельцы, духи и украденные гениталии — да кто такой этот ваш «Дандадан»?!
Что объединяет духов, инопланетян и прочие сверхъестественные вещи? Главное аниме осеннего сезона (а то и всего года!) со странным названием «Дандадан». Рассказываем, откуда взялся этот хайповый сёнэн «Дандадана» — и про что он вообще.

Сериалы

Какие сериалы смотреть в ноябре 2024? Их мало, зато — ого какие!
Продолжение главного мультсериала 2021 года и предыстория «Дюны».

Сериалы

«Совместить футуризм и Древнюю Русь»: разговор с создателем «Киберслава» Стасом Дмитриевым
Как рождался мультсериал, какие планы у создателей и как взглянуть на родную культуру через призму мировой.

Сериалы

«Звёздные врата: ЗВ-1» и другие сериалы, расширившие вселенную фильма
Именно за них многие когда-то полюбили эту вселенную, которая благодаря сериалам стала поистине огромной.

Сериалы

«Кольца власти», 2-й сезон. Стало ли лучше?
Поборникам канона лучше и не начинать.

Сериалы

Аниме «Спираль»: проклятие экранизаций Дзюндзи Ито
Как мечта фанатов превратилась в кошмар.

Сериалы

Звёздный крейсер «Галактика». 20 лет поисков Тринадцатой колонии
От наивного оригинала к блестящему переосмыслению
Показать ещё