Аниме «Спираль»: проклятие экранизаций Дзюндзи Ито

18258
6 минут на чтение
Школьники Кирие Госима и Сюити Сайто живут в маленьком прибрежном городке Куродзу. И до поры у них всё хорошо — пока отец Сюити не начинает как-то уж чересчур сильно интересоваться всем, на чём есть очертания спирали. Вскоре становится понятно, что проблема не ограничивается безумием одного человека. Спирали медленно захватывают Куродзу и его жителей, превращая всё и всех вокруг в перекрученный кошмар…
Uzumaki
Жанр: ужасы
Первоисточник: манга «Спираль» Дзюндзи Ито (1998–1999)
Режиссер: Хироси Нагахама, Юдзи Норияма
Сэйю: Уки Сатакэ, Синъитиро Мики, Мария Исэ и другие
Премьера: 29 сентября 2024 года
Прославленному хоррор-мангаке Дзюндзи Ито хронически не везёт с экранизациями. Живые фильмы, выходившие в начале 2000-х, были отчаянно малобюджетными и затянутыми, поэтому вытерпеть их под силу далеко не каждому фанату японских ужасов. Аниме «Рыба» по одноимённой постапокалиптической манге оказалось подпорчено кривым 3D. А недавние антологии от Netflix разочаровывали бедностью рисунка и не всегда удачным выбором сюжетов. 

Но в этом туннеле печали для поклонников Ито, казалось, забрезжил робкий свет. В 2019 году студия Production I.G USA («Призрак в доспехах: Синдром одиночки») объявила о разработке совместно с Adult Swim аниме-сериала по мотивам главного произведения мангаки — «Спирали». Пугающая, сюрреалистическая история о проклятом городке, который сходит с ума под влиянием изогнутых линий, сочетала приземленную жуть боди-хоррора и липкий, пробирающий ужас, характерный для Говарда Лавкрафта, одного из любимых авторов Ито. Постепенно, глава за главой, ощущение подступающего страха подкреплялось и фирменным стилем художника — сверхдетальным изображением кошмаров и телесных деформаций. 

Читайте также

Дзюндзи Ито: жизнь и страхи мастера хоррора

Мария Лебеденко

28.09.2024

4962

Как отыскать ужас в центре спирали
«Спираль» стала визитной карточкой Ито, так что новость о грядущей адаптации фанаты восприняли с энтузиазмом. Масла в огонь ожидания подливал и трейлер — чёрно-белые кадры, словно сошедшие со страниц манги, сменялись под завораживающую, странно некомфортную музыку Колина Стетсона («Цвет из иных миров»). Казалось, вот она — идеальная экранизация неэкранизируемого мангаки. Совсем скоро. Совсем…
Но, как Куродзу медленно поддавался проклятию спирали, так и дела «Спирали» начали затягиваться. Сперва производству помешала пандемия коронавируса. Затем премьеру отложили, чтобы повысить качество прорисовки, — сперва на 2021 год, затем на осень 2022-го, потом ещё... Казалось, в стенах студий готовится невероятный шедевр — иначе зачем тратить почти пять лет на четыре получасовые серии? 
Наконец, в июне этого года Ито заявил, что ему показали первый эпизод, и он «соответствует его ожиданиям». В конце сентября долгожданное аниме смогли увидеть и поклонники — и стало ясно, что остальные эпизоды от бедного Ито, видимо, утаили. 
«Спираль» логичнее всего обозревать по частям: первую, «соответствующую ожиданиям», серию и три прочие. Начинается всё более чем достойно: завязка истории и впрямь выполнена на очень высоком уровне. Многие кадры почти без изменений копируют фреймы манги, а самые шокирующие моменты (вроде отца Сюити, свернувшего самого себя в рогалик) немного «подвисают», словно имитируя знаменитый приём Ито — «сюрприз на следующей странице». Анимация персонажей сперва кажется странной, но к ней быстро привыкаешь: плавные движения героев напоминают о мультфильмах, снятых в технике ротоскопирования. В какой-то момент действительно возникает ощущение, что ожили рисунки на странице. И пусть их, как настоящие работы художника, не получится долго рассматривать во всех подробностях (хотя всегда можно нажать паузу), нужное ощущение страха и подспудного безумия они передают. 
В первой серии тревожил разве что формат, который выбрали создатели: чтобы упаковать три тома манги в короткий сериал, они объединили в одном эпизоде несколько историй. Подобное уже было в первой экранизации «Спирали» — игровом фильме 2000 года. Там смешение сюжетных линий в какой-то степени даже работало в плюс: казалось, спирали стремительно атакуют Куродзу со всех сторон. Но что простительно двухчасовой полнометражке, в аниме вызывало беспокойство — впрочем, в первой серии повествование всё же было более-менее неспешным. 
А потом вышла вторая. 
После неё сеть заполнили возмущенные комментарии и ролики с кадрами из «Спирали». Поклонники не могли понять: куда делись детализация и рисованное очарование, виденное всего неделю назад? Качество анимации не просто просело — оно рухнуло на дно озера Стрекоз, оставляя на поверхности спиральные волны негодования. Герои начали говорить почти не открывая рта и бегать перебирая ногами отдельно от фона. Статичные кадры, которые в прошлой серии подчёркивали пугающий момент, здесь явно были вставлены куда попало ради экономии. Бедность картинки порой доходила до смешного: в сцене с первым появлением человека-улитки зритель слышит, как школьники в панике вскакивают с мест — однако на экране они почти не двигаются. 
Словно маскируя то, что натворили, создатели щедро добавляют 3D-графики — но она чаще всего тоже смотрится неуместно. Из-за неё один и тот же персонаж при смене кадра выглядит то плоским, то объёмным. При этом некоторые моменты всё еще нарисованы прилично: например, качеством изображения приятно выделяется сцена на маяке.
Но неоднородная картинка ещё не главная проблема на фоне раздробленного на куски повествования. В 28 минут создатели попытались впихнуть целых пять глав манги. Если в первоисточнике каждому кошмару уделено достаточно времени, чтобы сначала заинтриговать, а потом напугать, то в аниме осколки сюжета сменяют друга со скоростью тайфуна над морем около Куродзу. Нет никакого напряжения, а тем более страха: фирменная атмосфера подступающего сумасшествия, которой так славилась «Спираль», из-за клиповой подачи утрачена начисто. 
Следующие серии положения не улучшили. Скомканный сюжет (в третьем эпизоде смешаны события аж из семи глав манги!) не позволяет как следует вникнуть в суть происходящего на экране. У тех зрителей, кто не был знаком с творением Дзюндзи Ито, аниме наверняка вызвало вопросы. Например, под занавес одного из эпизодов на пару секунд появляется мертвый поклонник Кирие, который обожал пугать людей, — но о нём тут же забывают. В оригинале превращение его полуразложившегося тела в кошмарного Джека-попрыгунчика хотя бы объяснялось (в привычной для Ито жуткой манере). Здесь же он выпрыгивает на зрителя лишь для того, чтобы изобразить плохой скример — из-за удручающей анимации хорошего из него получиться просто не могло. 
В конце концов дёрганые Кирие и Сюити, разговаривая неподвижными ртами, добираются до финала — и падают в нижнее измерение Куродзу, где недостаточная детализация спиральных монументов стыдливо прикрыта лучами неземного света. Справедливости ради, фоны и пейзажи в последних трёх сериях проработаны чуть лучше, чем подвижные объекты, — однако до рисунков Ито им очень далеко. Сюжет, с трудом пережив дробление на отдельные истории, собирается воедино — но это заслуга не сценаристов, а первоисточника, где всё происходило точно так же. 
Но даже избавившись от малой части проблем, захватывающим, а уж тем более страшным, аниме так и не становится. Заключительная сцена, которая должна быть лавкрафтианским антикатарсисом, поражением перед лицом страха выше человеческого понимания, вышла просто скучноватой. Эпизод после титров несколько прямолинейно закольцовывает историю — и на этом мытарства «Спирали» (а вместе с ней и зрителя) заканчиваются. 
Почему же аниме, которое начиналось столь многообещающе, вдруг резко упало в качестве? Часть ответа кроется в том, что над сериями трудились разные студии. За анимацию первого эпизода отвечала компания Fugaku, а затем работу передали в Akatsuki — она и ответственна за непроработанные задники и корявых персонажей. Причина, по которой создатели приняли решение сменить аниматоров, остаётся загадкой исполнительный продюсер сериала Джейсон Де Марко обтекаемо сообщил разгневанной аудитории, что за пять лет производства «было много проблем и неудач», а в сложившейся ситуации «кто-то определенно виноват». Авторам якобы пришлось выбирать: выпускать только первую серию, все сразу или совсем отменить сериал. Оглядываясь назад, кажется, что первый вариант был не самым плохим: единственный, но хорошо сделанный эпизод явно лучше, чем три халтурных. 
Над городком Куродзу всё так же довлеет проклятие спирали, а над Дзюндзи Ито — проклятие неудачных экранизаций. Долгожданное аниме сперва подарило фанатам искру надежды, чтобы затем их разочаровать.
Те, кто хотел познакомиться с главным произведением японского мастера ужасов, после просмотра экранизации вряд ли поймут, за что его так любят. А давние поклонники разве что вздохнут над первым эпизодом и помечтают о том, каким мог получиться сериал, если бы не ошибки создателей. Может, дадим им ещё пять лет, чтобы как следует перерисовать вторую серию?

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Новости

По мотивам манги «Клеймор» выйдет сериал

Новости

Во втором сезоне «Андора» покажут Горманскую резню

Новости

В Lionsgate уже работают над «Джоном Уиком 5»
Вернется ли Киану Ривз, пока неясно.

Новости

Джордж Мартин хотел бы, чтобы «Ветра зимы» вышли быстрее. Мы тоже...

Новости

Помощник Стэна Ли начал сбор средств на фильм о последних годах жизни легенды комиксов
Для создания ленты автор собирает 300 тысяч долларов.

Новости

Издательство АСТ доработает обложку «Перекрёстка воронов»
Издательство отрицает использование ИИ.

Новости

Авторы Disco Elysium анонсировали шпионскую научно-фантастическую RPG
Даты выхода пока нет

Новости

«The Last of Us намного сложнее и трогательнее» — создатель «28 дней спустя» сравнил игру со своим фильмом
Особенной похвалы постановщика заслужил сценарий игр.

Новости

Слух: Naughty Dog все-таки занимается The Last of Us 3
Это расходится со словами Нила Дракманна.

Новости

«Сорвиголова» показал лучший старт на Disney+ в 2025 году
Показать ещё