Мои супербывшие: 15 лет «Мира фантастики» глазами главредов

12097
14 минут на чтение
Осенью 2003 года на экраны вот-вот должна была выйти третья часть «Властелина колец», и ещё никто не знал, сколько «Оскаров» она соберёт. Все играли в Warcraft 3 и KOTOR и спорили о сиквелах «Матрицы» и «Терминатора». А в издательстве, которое тогда называлось «ТехноМир», начал выходить журнал о фэнтези и фантастике во всех проявлениях. Поначалу тоненький — всего 80 страниц. Ещё не было ни сайта, ни YouTube-канала, ни сообществ в соцсетях (даже сами «ВКонтакте» и YouTube ещё не появились!). Но в журнале уже начали складываться рубрики и темы, которые существуют и по сей день.

Прошедшие пятнадцать лет — это не просто эпоха, а несколько эпох. За эти годы фантастика пережила множество расцветов и кризисов. Фэнтези на экранах снова уступило место научной фантастике, но всех, конечно, обскакали супергеройские фильмы. Большое кино обошли телесериалы, а их — сериалы со стриминговых сервисов. В России читатели открыли для себя комиксы и перестали относиться к ним как к чему-то недостойному. Расцвёл, завял и снова начал оживать фэндом аниме. Русский косплей подарил миру несколько признанных звёзд. Фантастические конвенты из тусовок для представителей индустрии превратились в фестивали для самой широкой публики. «Мир фантастики» участвовал во всём этом, открывая тенденции, рекомендуя, объясняя и пытаясь найти для своих читателей всё самое интересное. Впрочем, об этом лучше расскажут те, кто создавал журнал, и те, кто им руководил, — четыре бывших главных редактора «Мира фантастики».

Николай Пегасов

В должности: № 1 (сентябрь 2003) — № 55 (март 2008), затем работал издателем журнала по октябрь 2009 года.
Расскажи, как появилась идея журнала?

В 2003 году у издательского дома «ТехноМир» (теперь «Игромедиа») появилось желание запустить третий журнал, после «Игромании» и «Лучших компьютерных игр». Этот журнал хотели сделать не о компьютерных играх, а на другую тему, но не слишком уходя от уже имеющейся преданной аудитории. Я в то время работал главредом в издательстве настольных игр «Хобби-игры» (одно из первых подобных издательств в России), а также вёл в «Игромании» постоянную рубрику о настолках. Мы уже пару лет были знакомы с Денисом Давыдовым, издателем «Игромании», и Денис поделился желанием сделать третий журнал. Я предложил журнал о настольных играх, но, изучив перспективы, мы быстро поняли, что не выйдем на безубыточный тираж: любителей настолок тогда, 15 лет назад, было явно недостаточно.

Взяв короткую паузу, я предложил журнал о фэнтези и фантастике — о том, что ныне бы назвали гиковской культурой (в 2003-м мы таких слов не знали). Существовавшие на российском рынке фантастические журналы были чёрно-белые, на газетной бумаге, почти без иллюстраций — и на 90% состояли из художественных текстов (рассказы и повести), а также из рецензий на книги и фильмы. Мы же могли сделать цветной глянцевый журнал, яркий и привлекательный, — про вымышленные вселенные, кинофильмы, сериалы, видео- и настольные игры, то есть про то, про что фантастические журналы вообще не писали. И сделали.
Что было сложнее всего при работе над журналом?

Составить план рубрик. Найти редакторов и авторов. И заставить редакционно-авторскую машину работать как часы, выдавая строгий объём (и большой объём!) контента ежемесячно, без проволочек. Творчества и организации там было примерно пополам.

А что — интереснее всего?

Общаться с фэнами и с профессионалами: с писателями, с художниками, с журналистами. В первый год существования журнала у меня сложился круг интереснейших знакомств, переросших в дружбу. Хоть я давно не занимаюсь изданием прессы и фантастикой вообще, у меня очень тёплые отношения с Сергеем Лукьяненко, Алексеем Пеховым, Вадимом Пановым, Александром Зоричем и многими другими авторами. Мы встречаемся в реальной жизни, но чаще общаемся в соцсетях (которых в 2003-м тоже не было).

Чем за время своего главредства ты больше всего гордишься?

Тем, что журнал прогрессировал и всегда менялся в интересном направлении. Главная гордость — что «Мир фантастики» уверенно добрался до 15-летней годовщины, тогда как все его клоны-конкуренты закрылись после нескольких выпущенных номеров.
У тебя есть любимый номер МирФ?

Тот, что иллюстрирует статью «Мир фантастики» в Википедии. Это 50-й номер журнала, посвящённый юбилею запуска первого искусственного спутника. На обложке впервые появился реально существовавший человек — Юрий Гагарин.

Читаешь ли журнал сейчас? Ну или хотя бы довелось полистать что-то из последних номеров?

Бумажную версию вижу в продаже, но бумагу давно не читаю: ни прессу, ни книги — всё в электронном виде. Регулярно просматриваю сайт mirf.ru, так как продолжаю активно смотреть фантастические фильмы и сериалы и играть в фантастические игры.

Чем ты сейчас занимаешься?

В 2010 году я вернулся к тому, с чего начинал свою работу: в то же издательство «Хобби-игры», которое в том году было переименовано в «Мир хобби». Я долгое время занимал пост директора по развитию и запустил международное направление бизнеса — сейчас наши игры продаются по всему миру на 30 языках. В настоящее время я сконцентрировался на продюсировании и разработке новых настольных игр. Моя первая настолка («Голливуд») была издана в 2013 году. Сейчас я, по всей видимости, самый издаваемый в мире российский разработчик настольных игр.
Понимаем, что это почти невозможная задача, и всё-таки: посоветуй читателям ровно одну книгу, один фильм, один сериал и одну игру.

Речь, конечно, о фантастических произведениях. «Жук в муравейнике», «Индиана Джонс и Храм судьбы», первый сезон «Настоящего детектива» (в нём есть мистика). Компьютерная игра — «Ведьмак 3», настольная ролевая игра — Trail of Cthulhu (на русском издана как «Ктулху»), настольная карточная игра — «Цитадели».

Пожелай что-нибудь читателям журнала.

Я рад, что гиковская культура шагает по нашей стране и любителей фантастической литературы, кино, игр становится всё больше и больше. Желаю вам не разочаровываться в своём хобби и постоянно общаться с друзьями, которые его разделяют. В общении с единомышленниками я вижу главное удовольствие.

Пётр Тюленев

В должности: № 56 (апрель 2008) — № 77 (январь 2010), работал редактором с первого номера.
Что первое ты хотел изменить, став главным редактором? Удалось ли?

Сайт. Если вы помните, какой сайт был у журнала в два-ка-восьмом, вы меня понимаете. У меня было множество замечательных идей, как сделать сайт классным, но ничего из этого реализовать не получилось. Как и почти все прочие мысли по улучшению журнала: завести авторские колонки, добавить качественной аналитики, выпустить номер по Lost’у (с чем почти сразу после моего ухода справилась Светлана Карачарова). Причина — я не умел искать хороших исполнителей и стремился всё контролировать лично. Фактически продолжал делать то же самое, что делал на месте выпускающего редактора, и в итоге меня хватало только на поддержание текущего состояния журнала. Стратегическое развитие, представительские функции, работа с финансами, создание команды — все эти вещи, критичные для главного редактора, мне тогда так и не удалось освоить.

Что было сложнее всего при работе над журналом?

Уходить с работы вовремя. Каждый вечер не отпускали незавершённые, важные, а главное, интересные дела. В дни сдачи номера было обычным возвращаться домой под утро, а несколько раз я брал спальник и ночевал прямо в кабинете. Ну и то, о чём писал выше, — редактором я был хорошим, а главным так и не стал.

А что — интереснее всего?

Затрудняюсь ответить. Прошло немало времени, и с такого расстояния сложно выделить что-то одно самое интересное. Но вообще, работа в журнале была безумно интересной практически повсюду.
Чем за время своего главредства ты больше всего гордишься?

Да чем тут гордиться? Закончили переход на новый дизайн, открыли пару новых рубрик, заключили несколько неплохих рекламных контрактов. Ну и вообще пережили кризис глянца, когда каждое третье издание закрывалось и все подряд теряли тиражи, страницы и доходы от рекламы.

У тебя есть любимый номер МирФ?

Нет, но особые отношения связывают меня с четвёртым по счёту номером, декабрьским за 2003 год. Там был опубликован один из моих любимых рассказов, про мышь и джинна. Я этот журнал кому-то подарил почти сразу после выхода, а потом оказалось, что на складе он закончился, и долгое время в моей коллекции были все номера, кроме этого. К счастью, несколько лет спустя у друга нашёлся лишний экземпляр именно этого выпуска.

Читаешь ли журнал сейчас? Ну или хотя бы доводилось полистать что-то из последних номеров?

Нет. Всё, что связывает меня сейчас с журналом, это репосты конкурсов, которые я вижу у друзей в соцсетях, да давнее невыполненное обещание написать статью про то, как издать свою настольную игру.
Чем ты сейчас занимаешься?

Тем же, чем и всегда, — ковыряюсь в себе. В июне ушёл из «Мира хобби», где у меня была прекрасная должность в отделе разработки настольных игр — примерно потому же, почему покинул журнал в 2009-м, — и до сих пор не знаю, что делать дальше. Месяц путешествовал по стране от Москвы до Сахалина, но не могу сказать, что это помогло найти себя. Наверное, такие штуки только в американских роуд-муви работают.

Понимаем, что это почти невозможная задача, и всё-таки: посоветуй читателям ровно одну книгу, один фильм, один сериал и одну игру.

Ну почему же почти невозможная? Если бы в каждой категории надо было выбрать одну любимую работу или такую, которая бы всем понравилась, это была бы сложная задача. А советовать — проще простого. Вот: «Распад атома» Георгия Иванова, «Два капитана 2» Сергея Дебижева, «Твин Пикс» Дэвида Линча и 80 Days разработки Inkle.
Пожелай что-нибудь читателям журнала.

Любите себя и близких. Цените свою свободу и уважайте независимость других. Следите за здоровьем, физическим и душевным. Будьте с собой честны, но не жестоки. Позволяйте себе делать то, что вам нравится. Держите вилку и нож в той руке, в какой вам удобнее. И прочие банальности, которые не стыдно повторить лишний раз, потому что, если бы все и так им следовали, наша жизнь была бы совершенно иной.

Светлана Карачарова

В должности: № 78 (февраль 2010) — № 100 (декабрь 2011).
Что первое ты хотела изменить, став главным редактором? Удалось ли?

Хотелось изменить дизайн журнала в первую очередь, в старом уже никак нельзя было оставаться. Он просто перестал соответствовать имиджу журнала.

Что было сложнее всего при работе над журналом?

Переносить материалы. Всё время что-то самое интересное переносилось из номера в номер — то места не было, то времени не было у верстальщиков сделать всё красиво.

А что — интереснее всего?

Отвечать на письма читателей, конечно. До сих пор скучаю по «Почтовой станции».
Чем за время своего главредства ты больше всего гордишься?

Сложно взять и что-то одно выделить, но пусть это будет сотый номер и всё, что мы к нему подготовили. Ну и ещё рассказ Сапковского, который мы эксклюзивно опубликовали в России. Полгода ушло на переговоры. И несколько интервью с лучшими писателями и художниками.

У тебя есть любимый номер МирФ?

Да, 27-й — я его от корки до корки выучила. Это первый номер, над которым я работала в качестве редактора.

Читаешь ли журнал сейчас? Ну или хотя бы доводилось полистать что-то из последних номеров?

Не так часто, но иногда листаю. Вы молодцы.

Чем ты сейчас занимаешься?

Работаю в игровом подразделении компании Mail.ru.
Понимаем, что это почти невозможная задача, и всё-таки: посоветуй читателям ровно одну книгу, один фильм, один сериал и одну игру.

Стивен Фрай «Гиппопотам» (книга), «Пролетая над гнездом кукушки» (фильм), «Чёрное зеркало» (сериал), Fallout 1-2 (не могу выбрать между 1 и 2, пусть будут оба).

Пожелай что-нибудь читателям журнала.

Всегда верьте в себя, даже когда вам кажется, что вы ничего не стоите.

Лин Лобарёв

В должности: № 101 (январь 2012) — № 148 (декабрь 2015).
Что первое ты хотел изменить, став главным редактором? Удалось ли?

В первую очередь мне хотелось попытаться создать авторитетное издание, авторитетное как среди читателей, просто любящих фантастику, так и среди профессионалов, коллег. Помните игровой журнал «Навигатор игрового мира»? Отличное название, очень внятное. Вот мне хотелось, чтобы «Мир фантастики» стал навигатором. В какой-то степени он им уже был, но путь к идеалу бесконечен. В моих мечтах рецензии МирФ напрямую влияли на кассовые сборы блокбастеров, а для авторов публикация в нём была престижнее публикаций в «Новом мире» или «Неве». Надеюсь, что в определённой степени мы на этом пути действительно продвинулись.

Что было сложнее всего при работе над журналом?

Пожалуй, первой сложной задачей было поднять уровень материалов. МирФ имел свою аудиторию, нравился ей таким, как был, да и часть авторов привыкла к довольно лёгкому отношению к своей работе. Вот и приходилось бесконечно возвращать на доработку то рецензию, в которой непонятно, что именно автор хочет сказать о фильме или книге, то обзор волшебных существ, изобилующий неправильным словоупотреблением, то фантастическую реконструкцию, полную внутренних логических нестыковок... При этом сталкиваясь с определённым непониманием: ну в целом же ясно, о чём речь, ну в общем же интересно читать, так чего ещё надо?

А вторая сложная задача заключалась в том, что приходилось постоянно искать новые пути, даже, можно сказать, новые способы существования — и большая их часть не относилась к журналу напрямую. Возможно, это было сложно только для меня, а не само по себе. Мне было интересно заниматься бумажным журналом, а нужно было думать про электронные версии, интернет-продвижение, стримы, соцсети и прочий интерактив. Так что для этого я каждый раз с усилием отрывался от самой любимой части работы.

А что — интереснее всего?

Самым интересным для меня было заниматься тем, что мы в редакции называли спецпроектами и тематическими номерами. И теми, которые были откликами на актуальные информационные поводы, — для них надо было придумывать смежные темы, не относящиеся к поводу напрямую, но дополняющие его (некоторые идеи нравились настолько, что я даже выкраивал время, чтобы самому их реализовать, — как, например, статьи о детях-супергероях и о мегаполисе будущего, приуроченные к выходу диснеевского «Города героев», или материал о коулрофобии к выходу «Полтергейста»). И особенно теми, которые мы создавали сами: в основном это были масштабные материалы о фантастике какой-либо страны (как «французский» или «китайский» выпуски МирФ) или о личности (как потрясающие статьи об Эдмонде Гамильтоне, Джеймсе Типтри-младшем или Филипе Дике). Большая часть таких материалов была эксклюзивом для русскоязычного читателя, а некоторые остаются таковым до сих пор.
Чем за время своего главредства ты больше всего гордишься?

Пожалуй, главное своё достижение я вижу в том, что сумел на какое-то время собрать потрясающий авторский коллектив: это Роман Арбитман, Сергей Бережной, Николай Караев, Александра Королёва и другие авторы, принявшие моё предложение работать с МирФ (а иногда и сами предлагавшие сотрудничество). В МирФ стало больше умных, сложных и интересных статей, приглашавших читателя вместе размышлять, искать, спорить. Мы начали первыми публиковать и новые произведения лучших отечественных фантастов: рассказы Лукина, Логинова, повесть Олди появились на страницах МирФ раньше, чем вышли в издательствах.

У тебя есть любимый номер МирФ?

Их много, примерно треть от тех, которые мы выпускали в период моего главредства. Коллеги-главреды из других изданий утверждают, что это очень большой процент. Я им верю.
Читаешь ли журнал сейчас? Ну или хотя бы доводилось полистать что-то из последних номеров?

С удовольствием листал апрельский и июльский номера этого года, а вообще регулярно почитываю что-то на сайте. Как бы я ни относился к «перекосу» в сторону электронных форм, объективно сейчас их время.

Чем ты сейчас занимаешься?

У главредов МирФ есть традиция уходить в игры — и я эту традицию неожиданно для себя поддержал. Хотя, в отличие от Светы, не в компьютерные, и, в отличие от Петра с Николаем, не в крупное издательство. Я занимаюсь традиционными логическими играми — интерес, который мне привил фантаст и историк игр Дмитрий Скирюк (многие читатели, я думаю, помнят серию его статей об играх древнего мира). Мы сделали серию настольных игр самых разных культур, от древних Шумера и Египта до салонов викторианской Европы. Приходится решать поочерёдно то издательские вопросы, то исследовательские, и это чертовски интересно. Ну и конечно, я продолжаю читать фантастику, смотреть фантастику, организовывать фантастические фестивали и так далее — и с большой теплотой вспоминаю работу в МирФ.
 
Понимаем, что это почти невозможная задача, и всё-таки: посоветуй читателям ровно одну книгу, один фильм, один сериал и одну игру.

Если не пытаться выбрать «лучшее», а просто поделиться тем, что понравилось в последнее время, то это не очень сложная задача. Книга пусть будет не художественная — хотя это в данном случае относительное понятие. «Субъективный словарь фантастики» Романа Арбитмана настолько личностен, что назвать его сухими словами типа «документальная» или «популярная» язык не поворачивается. Что касается фильма — раз уж я задал книгой Арбитмана тему рефлексии жанра, то придётся выбрать «Первому игроку приготовиться». Конечно, это в первую очередь тоже книга и только во вторую — экранизация, но Спилберг сделал настолько насыщенный визуальный ряд, что фильм получился тоже своего рода энциклопедией: можно разбирать покадрово и обильно комментировать каждый кадр. Из сериалов за последнее время понравились «Одарённые» — очередная деконструкция супергеройского мифа, хотя и не такая мощная, как в «Хранителях» Мура. А что касается игр — недавно я с опозданием, но всё же поиграл в Message Quest, инди-игру, вышедшую года два назад. Архетипичный (и оттого беспроигрышный) сюжет, потрясающее визуальное решение, напомнившее мне мультфильмы студии Cartoon Saloon, отменная ирония и невероятно обаятельный главный герой. Рекомендую без малейших сомнений.

Пожелай что-нибудь читателям журнала.

Не теряйте любопытства к новому и не ленитесь думать! И пусть вам всё удаётся.
Мы проследили почти всю историю журнала в четырёх лицах. Менялись главные редакторы, менялись читатели, менялась и фантастика. И вместе с ней журнал продолжал двигаться вперёд. И его история не окончена — за последние два с половиной года у нас появился новый сайт, мы запустили своё онлайн-шоу и выпустили ещё три десятка номеров «Мира фантастики». И всё это мы сделали для вас, наших читателей. Спасибо вам, что были с нами все эти годы (отдельное спасибо тем, кто с нами с самого первого номера), и не сомневайтесь: дальше будет ещё интереснее.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.