Что первое ты хотел изменить, став главным редактором? Удалось ли?
В первую очередь мне хотелось попытаться создать авторитетное издание, авторитетное как среди читателей, просто любящих фантастику, так и среди профессионалов, коллег. Помните игровой журнал «Навигатор игрового мира»? Отличное название, очень внятное. Вот мне хотелось, чтобы «Мир фантастики» стал навигатором. В какой-то степени он им уже был, но путь к идеалу бесконечен. В моих мечтах рецензии МирФ напрямую влияли на кассовые сборы блокбастеров, а для авторов публикация в нём была престижнее публикаций в «Новом мире» или «Неве». Надеюсь, что в определённой степени мы на этом пути действительно продвинулись.
Что было сложнее всего при работе над журналом?
Пожалуй, первой сложной задачей было поднять уровень материалов. МирФ имел свою аудиторию, нравился ей таким, как был, да и часть авторов привыкла к довольно лёгкому отношению к своей работе. Вот и приходилось бесконечно возвращать на доработку то рецензию, в которой непонятно, что именно автор хочет сказать о фильме или книге, то обзор волшебных существ, изобилующий неправильным словоупотреблением, то фантастическую реконструкцию, полную внутренних логических нестыковок... При этом сталкиваясь с определённым непониманием: ну в целом же ясно, о чём речь, ну в общем же интересно читать, так чего ещё надо?
А вторая сложная задача заключалась в том, что приходилось постоянно искать новые пути, даже, можно сказать, новые способы существования — и большая их часть не относилась к журналу напрямую. Возможно, это было сложно только для меня, а не само по себе. Мне было интересно заниматься бумажным журналом, а нужно было думать про электронные версии, интернет-продвижение, стримы, соцсети и прочий интерактив. Так что для этого я каждый раз с усилием отрывался от самой любимой части работы.
А что — интереснее всего?
Самым интересным для меня было заниматься тем, что мы в редакции называли спецпроектами и тематическими номерами. И теми, которые были откликами на актуальные информационные поводы, — для них надо было придумывать смежные темы, не относящиеся к поводу напрямую, но дополняющие его (некоторые идеи нравились настолько, что я даже выкраивал время, чтобы самому их реализовать, — как, например, статьи о детях-супергероях и о мегаполисе будущего, приуроченные к выходу диснеевского «Города героев», или материал о коулрофобии к выходу «Полтергейста»). И особенно теми, которые мы создавали сами: в основном это были масштабные материалы о фантастике какой-либо страны (как «французский» или «китайский» выпуски МирФ) или о личности (как потрясающие статьи об Эдмонде Гамильтоне,
Джеймсе Типтри-младшем или
Филипе Дике). Большая часть таких материалов была эксклюзивом для русскоязычного читателя, а некоторые остаются таковым до сих пор.