«Обитель зла» — кинофраншиза-долгожительница, которой в этом году исполнилось уже 15 лет. Приключения Миллы Йовович в мире зомби и злобных корпораций никогда особо не нравились критикам, однако кассовые сборы от части к части отличаются стабильностью. И это контрастирует с укоренившимся в Голливуде мнением, что фильмы по играм обречены на провал. Видимо, Пол У.С. Андерсон, британский постановщик и сценарист, знает некий секрет, благодаря которому его адаптации Mortal Kombat и Resident Evil избежали конфуза и даже вошли в историю.

«Обитель зла» (2002)

Права на экранизацию серии игр Resident Evil немецкая компания Constantin Film приобрела у студии Capcom зимой 1997 года, купившись на невероятный успех первой игры. Изначально на пост режиссёра пригласили Джорджа Ромеро, давнего популяризатора зомби-жанра; он же засел за сценарий. Сам Ромеро к играм не прикасался, но с видеозаписью прохождения ознакомился. В итоге его сочинение точно повторяло сюжетные ходы игры — к слову, весьма поверхностной в плане истории и диалогов.

Продюсерам сценарий не понравился, и в 1999 году Ромеро вычеркнули из проекта. То ли для воплощения его замысла требовался слишком большой бюджет, то ли сам замысел оказался так себе — точная причина увольнения не сообщалась. Одно известно точно: у Constantin Film были серьёзные денежные проблемы, и ей срочно требовался дешёвый, но яркий хит.

Первая «Обитель зла» финансировалась международными инвесторами, без привлечения американских денег. В Голливуде были уверены, что боевик с девушкой в главной роли неминуемо провалится. А «Чужие» и «Терминаторы» — просто исключения

В 2000-м в поле зрения Constantin Film попал Пол У.С. Андерсон, ранее перенёсший на киноэкраны файтинг Mortal Kombat. Он с нуля сделал сценарий по мотивам игры, не предполагавший серьёзных трат. Андерсон на момент съёмок не просто слышал о RE, а прошёл три номерных выпуска и спин-офф Code: Veronica. У актрис, сыгравших главные роли, тоже оказался игровой опыт: Милла Йовович пробегала первую RE с младшим братом, а Мишель Родригес попросилась в съёмочную команду только из-за любви к линейке Capcom.

Сюжет «Обители зла» (2002) прост: рядом с выдуманным Раккун-сити (США) располагается объект корпорации Umbrella «Улей», где произошла утечка строго секретного T-вируса. Такая уж у Umbrella специализация — эксперименты в области генетики и разработка бактериологического оружия под вывеской фармацевтического концерна. Йовович сыграла Элис — оперативницу из службы безопасности «Улья». В начале фильма у неё амнезия, так что в компании «отряда зачистки» она разгуливает в вечернем платье. Постепенно, впрочем, память к ней возвращается… иначе как бы ещё Элис с ноги вырубила несколько подгнивших доберманов?

Фанат серии, Андерсон перенёс в картину самых запоминающихся монстров — не только собак, но и «лизуна» с выпирающим наружу головным мозгом из Resident Evil 2. В остальном фильм с играми связан очень слабо. Да, тут есть особняк посреди леса с тайной лабораторией, T-вирус, ожившие мертвецы, команда спецов (но не S.T.A.R.S.) и подземная железная дорога. Понятно, что отдалённым прототипом для Элис послужила Джилл Валентайн, а имя главного злодея, Спенса, отсылает к одному из основателей Umbrella. Но, помилуйте, у «Обители зла» не меньше общего с «Алисой» Льюиса Кэрролла — начиная от имени главной героини и противостояния с Красной королевой и заканчивая проникновением в «Улей» через зеркало.

Обе успешные картины по играм, вышедшие в начале 2000-х, были сняты в Великобритании местными режиссёрами. Речь об «Обители зла» и «Ларе Крофт»

Тем не менее Capcom фильм понравился — настолько, что лазерная ловушка из него перекочевала в Resident Evil 4, а Красная королева — в Resident Evil: The Umbrella Chronicles. Сходившие на сеанс геймеры тоже оценили идею противостояния homo sapiens и AI (голографической девочки). Именно этим мы в играх и занимаемся.

«Обитель» выстрелила в прокате, собрав свыше $100 млн при втрое меньшем бюджете. Ей помогла новаторская композиция (впоследствии формулу боевика в замкнутом пространстве подхватили «Рейд» и «Судья Дредд 3D»), смешение ужастика с элементами комедии и киберпанка (недаром же первую часть именуют «Матрицей» среди зомби-фильмов) и детективные нотки.

«Обитель зла: Апокалипсис» (2004)

Занятый на сторонних проектах Андерсон уступил режиссёрское кресло сиквела, «Обитель зла: Апокалипсис», постановщику-дебютанту Александру Уитту, а сам только написал сценарий. Из всех частей серии «Апокалипсис» наиболее близок к игровому первоисточнику: он создан на стыке RE 2 и Resident Evil 3: Nemesis. Из-за прорвавшегося на поверхность T-вируса правительство «закрыло» Раккун, а Umbrella занялась эвакуацией учёных.

Но вот незадача: наёмники Umbrella, вытащившие из города доктора Чарльза Эшфорда, по пути «на волю» потеряли его дочку Энджелу (списанную с Шерри Биркин из RE 2). Операция по её спасению и становится центральной темой «Апокалипсиса». Здесь пересекаются пути Элис, успевшей превратиться из трогательной девушки в супергероиню (ей как-то удалось усвоить T-вирус на клеточном уровне), наёмника Карлоса Оливеры (Одед Фер) и Джилл Валентайн (Сиенна Гиллори). Последние двое хорошо известны тем, кто запускал RE 3: Nemesis.
Кликни,
чтобы посмотреть видео
you-video
Почему-то с IP адресов других стран ничего не тормозит

Без самого проекта «Немезида» тоже не обошлось — правда, схлестнулась Элис с огромным мутантом при дурацких обстоятельствах. Картину портит и неубедительная игра Йовович — совсем как в «Жанне Д’Арк» (вкупе с чисто функциональными диалогами). Однако это не отменяет интересных находок съёмочной группы вроде сцены с классом детей-зомби и схватки с освежёванными заживо псами.

Продолжение «Обители зла» предсказуемо понравилось и фанатам, и разработчикам — недаром Resident Evil Outbreak и Outbreak — File #2 пестрят общими моментами с «Апокалипсисом». Кстати, точка в картине поставлена с размахом: на Раккун сбрасывают ядерную бомбу, маскируя катастрофу под аварию на АЭС.

В сиквеле T-вирус используется не только как биооружие — он помогает ходить Энджеле Эшфорд (ведь эта инфекция, как известно, восстанавливает мёртвые клетки)

«Обитель зла 3» (2007)

После событий второй части на планете действительно грянул апокалипсис: реки высохли, а вслед за ними и леса. Так что «Обитель зла 3» превратилась в подобие «Безумного Макса» — с раскалённым асфальтом, агрессивными автокараванами и мёртвыми пустошами. Разве что вместо косматого Мэла Гибсона — ухоженная Йовович. Логично, что ставить ленту позвали австралийца — Рассела Малкэя (его прославила серия фильмов «Горец»).

Из-за своих разрушительных способностей Элис в «Обители зла 3» вынуждена скрываться и от людей, и от зомби, а главное — от спутников Umbrella

В сценарии триквела чётче прорисована борьба Элис с корпорацией, которой она до поры старается не попадаться на глаза. Хотя планета опустошена, лучшие умы и персонал Umbrella спокойно завтракают в подземных бункерах, по расписанию ставя новые дьявольские эксперименты. Засветившийся в «Апокалипсисе» доктор Айзекс (Иэн Глен), к примеру, выводит клоны Элис и гоняет их через полосу препятствий.

В остальном сценарий сшит из жанровых клише: кого-то кусает зомби, и он скрывает это от группы, кто-то по глупости жертвует собой, и далее в том же духе. Сама Элис научилась ладить со стихиями и останавливать огонь силой взгляда — несусветный бред на фоне оригинала. Элис наконец знакомится с Клэр Редфилд (Эли Лартер), а вот Джилл из истории пропадает — и это, честно признаться, настоящая болезнь серии, которая по воле Андерсона лишилась последовательного сюжета с постоянным набором героев.

В конце «Обители зла 3» группа выживших под предводительством Клэр Редфилд отправляется на Аляску — на этом пути Клэр и Элис надолго расходятся

Впрочем, за впечатляющий дизайн локаций и визуальную красоту фильму можно многое простить. Чего стоит сцена со стаей обезумевшего воронья, переевшего гнилой плоти, или изобретательная схватка с «боссом»-Айзексом. Зрелищность помогла картине собрать $150 млн — рекорд для франшизы на тот момент.

«Жизнь после смерти» (2010) и «Возмездие» (2012)

На радость фанатам, в четвёртой «Обители» объявился Крис Редфилд (Вентворт Миллер)

RE 4 стала для линейки знаковым перезапуском: Capcom открестилась от Umbrella и зомби, перенесла действие в Испанию и превратила игру в полноценный шутер от третьего лица с нормальными управлением, камерой и инвентарём. RE 5 лишь закрепила успех, не решившись высовываться из старого окопа. Но именно она в значительной степени вдохновила Андерсона на создание четвёртого и пятого фильмов — их мы рассмотрим в связке. Обе картины британец снял сам, причём в 3D. Это хорошо смотрелось в кинотеатрах, однако дома на обычной аппаратуре сцены с замедленным движением и множеством окаменевших предметов в кадре не производят впечатления.

Сюжеты выглядят ещё более надуманными и раздражают повторением ходов из предыдущих частей. В «Жизни после смерти» Элис борется с Альбертом Вескером, в «Возмездии», напротив, гадкий блондин помогает ей выбраться из комплекса Umbrella близ Камчатки. Перед глазами проходят Леон Кеннеди, Ада Вонг и Барри Бёртон, к которым присоединяются воскрешённые Карлос Оливера и Рэйн (Мишель Родригес). Не удивляйтесь — Андерсон с удовольствием убивает и «возвращает к жизни» старых персонажей, пользуясь уловкой с клонами (их штампует корпорация). Вот вы думали, доктор Айзекс бесповоротно помер в «Обители зла 3»? Ошибаетесь — в шестой части именно он стал центральным злодеем.

В «Возмездии» Милле Йовович захотелось побыть мамой — и Андерсон на радость супруге выдумал сюжетную линию с девочкой-сироткой Бекки (вернее, скопировал её из «Чужих» Кэмерона)

Некоторое разнообразие в «Жизнь после смерти» и «Возмездие» привносят монстры из игр — колоритный Палач со здоровенным тесаком и зомби, испускающие изо рта щупальца. Из RE 5 Андерсон не постеснялся заимствовать композицию кадра, движения героев, локации. Однако и откровенно глупый трюк с Джилл, которая находится под контролем паукообразного устройства, стирающего воспоминания, режиссёр тоже протащил в фильм, хотя ему самое место в мусорном ведре.

«Последняя глава» (2017)

Вот мы и добрались до финала истории. В «Возмездии» Вескер встретился с Элис в Белом доме, который атаковала прорва адских тварей. Он пояснил, что Красная королева жаждет уничтожить остатки человечества. Мол, не пора ли объединить усилия? Естественно, Вескер соврал. В шестой части героиня Йовович приходит в себя посреди растоптанного эпидемией и войной Вашингтона. Красная королева готова предложить Элис помощь, а Вескер и восставший из ада Айзекс следуют собственному плану. Элис должна вернуться в «Улей» и лично расставить точки над «i», а по пути ей встретится старая знакомая — Клэр Редфилд.

О сценарии «Последней главы» можно сказать следующее: или Пол Андерсон писал его в невероятной спешке, или он уже вычерпал все идеи до дна. Происходящее на экране напоминает скорее аниме в духе «Ди, охотника на вампиров» — от серии игр Resident Evil остались только отсылки. На фоне четвёртого и пятого фильмов шестой смотрится бодро, но ему бесконечно далеко до оригинальной картины. Фильму явно вредит скудная диалоговая часть — с новыми спутниками Элис мы даже не успеваем толком познакомиться. Кадр почти полностью принадлежит Йовович, но безостановочные экшен-сцены с её участием уже не впечатляют.
Иногда Андерсон радует занятными постановочными моментами — всё-таки это толковый режиссёр. Но в рамках скромного бюджета он не мог позволить себе достоверные модели монстров и убедительный грим живых мертвецов. А ещё экшен выглядит недостоверно хотя бы потому, что никто из героев не бережёт патроны. Хорошо хоть Андерсон отказался от обилия слоу-мо, портившего две предыдущих части.

В последние годы «Обители зла» везёт только с саундтреком, который традиционно выше всяких похвал, и исполнительницей главной роли. Энергичная и атлетически сложенная Милла Йовович кого угодно заразит своим энтузиазмом. Вот только какой в этом смысл, если нет внятного сценария? История «Обители зла» чересчур затянулась. Даже главный злодей уже спрашивает Элис: «Тебе ещё не надоело?»

И всё-таки действительно ли это последняя часть? Не факт. «Последняя глава» сейчас вовсю гребёт йены и доллары из карманов зрителей в Японии и США. На днях франшиза перемахнула планку в $1 млрд. Через месяц-другой останется посмотреть на сборы «Последней главы» — и, если они превзойдут ожидания продюсеров, Андерсон вряд ли откажется от продолжения. Тем более на фоне успеха Resident Evil 7.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Фантастические фильмы, которые у нас любят больше, чем на родине

Кино

Кризис идей и бардак в Lucasfilm. Что происходит со «Звёздными войнами»?
Пересказываем статью The Hollywood Reporter с откровениями инсайдеров.

Кино

«Хищные земли»: стоит ли смотреть клон «Тихого места»
Как Сокол монстров бил и в аптеку ходил.

Кино

«Кошмар на улице Вязов»: долгая и страшная история Фредди Крюгера
Сон разума рождает чудовищ

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024? Мировые премьеры (уж какие есть)
Несколько музыкальных сказок, комедия со Скалой и неожиданное возвращение Ридли Скотта.

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024-го в кино? Фантастика, сказки и просто дичь
Российский прокат приходит в норму?

Кино

Новые фильмы ужасов, которые вы могли пропустить: от инди до Индии
Читайте, выбирайте и пугайтесь на здоровье!

Кино

Следуй за кроликом: история создания «Донни Дарко»
До конца света 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд.

Кино

Серия «Хэллоуин»: загадочная история Майкла Майерса
Всё о франшизе про маньяка в маске Уильяма Шатнера

Кино

История хоррор-франшизы «Ужасающий»: как клоун Арт стал звездой современных слэшеров
Разбираемся, в чём причина возрастающей популярности чёрно-белого убийцы
Показать ещё