Почему же японцы сходят с ума от собственноручно созданных идолов, а Запад лишь изредка использует подобные технологии? В первую очередь потому, что успех Мику сотоварищи был бы невозможен без поддержки фанатского творчества издателем программы. Японское авторское право сквозь пальцы смотрит на вещицы «по мотивам» популярных произведений, даже если фанаты зарабатывают на них немаленькие деньги. Быстро организованные фестивали и концерты подстегнули популярность вокалоидов и не дали интересу к программе угаснуть. Люди с радостью делятся наработками в Сети, что в итоге выливается в создание произведений на профессиональном уровне. К песне рисуют картинку, по картинке делают клип, на него выходят ремиксы и трёхмерный римейк. И никто не будет пытаться раскритиковать твою работу — гонению подвергаются лишь злостные плагиаторы.
Но даже коллективный разум далеко не всегда рождает шедевры. За редким исключением голоса виртуальных звёзд звучат нереалистично; чувствуется, что слова сложены из отдельных звуков. Большинство клипов тоже представляют собой незамысловатое слайд-шоу. Однако жемчужин среди тысяч любительских и профессиональных работ хватает, так же как и среди тематических сборников. Выбрать лучшее и удалить неудачные поделки, к сожалению, невозможно — это идёт вразрез с самой идеей свободного создания и распространения произведений. Однако треки вроде Melody и Anger Мику или Bullet for Prisoner и Leia Луки стоят десятков промотанных песенок среднего пошиба.
Но интереснее всего то, во что может перерасти феномен вокалоидов. Концерты Мику показали, что голографическое шоу виртуальной звезды может собрать не меньше зрителей, чем концерт известной рок-группы. Быть может, мы вскоре увидим новых виртуальных звёзд, созданных уже не коллективным бессознательным интернета, а умелыми продюсерами. И их голографические воплощения благодаря современным технологиям будут не только давать концерты, но и участвовать в ток-шоу или показах мод.