War Is the H-Word, сезон 2, серия 17
С военными сериями сатирических мультсериалов никогда не угадаешь, будет ли это вершина жанра или же одно из самых несмотрибельных зрелищ; середины как будто не существует. War Is the H-Word могла бы быть драматичнее, тем более что и самому проекту, и сценаристу Эрику Хорстеду не чужда сентиментальность; однако Хорстед, работая совместная с Роном Хьюгартом, создал одну из самых уморительных серий «Футурамы», не скатывающуюся в жалобные стоны о слезинке ребёнка и жертвах гражданских.
War Is the H-Word — удивительно циничный эпизод даже по меркам самого сериала: здесь не просто поощряются морально амбивалентные персонажи и методы — концовка прямо говорит о геноциде и подаёт это не как героический акт, а как нечто ужасное, но само собой разумеющееся. Герои пародируют «Солдата Джейн», «Чёртову службу в госпитале Мэш», «Апокалипсис сегодня» и ещё тридцать разных фильмов, пинают безвинные несчастные шары, и российский зритель из 2023 года чувствует себя некомфортно, но веселится от всей души.
The Devil’s Hands Are Idle Playthings, сезон 4, серия 18
Музыкальные эпизоды не редкость: обычно Мэтт Грейнинг грешит ими чуть реже, чем Сет Макфарлейн, но не то чтобы уж очень сильно. Однако что вы, черти, скажете об эпизоде, пародирующем оперные постановки в духе «Роберта-дьявола»?! Конечно, серия в основном не про это: она про ценность и самобытность пусть кривой и жалкой, но всё-таки собственной фантазии, превосходящей какое бы то ни было прекрасное, но выхолощенное мастерство…
Однако лично для меня главная ценность серии — пять минут кульминации, где все герои пропевают свои реплики и мотивации в Очень пафосной манере © (ни разу не академическим вокалом, но этого и не требуется), разыгрывают невероятное по накалу драматизма действие и ставят перед Фраем один из самых смешных, но и мучительных выборов в жизни — робо-руки или его кривые крючья. Очень напряжённо, очень смешно, десять из десяти от театроведа.
The Day the Earth Stood Stupid, сезон 3, серия 7
Можно было ожидать, что Зубастик разумнее и круче, чем кажется на первый взгляд, но самая лучшая часть серии — даже не его неожиданный бэкграунд и принадлежность к расе очаровательных разумных египтян, а то, как подсюжет о конкурсе домашних животных понемногу становится потрясающей метафорой на проблему эйблизма в обществе. Как мы вообще определяем интеллект? Может ли это быть гипнозом-наваждением жабы-гипнотизёра? Мы знаем, что Фрай тупой, но тупой ли Фрай? Или он думает на альтернативных частотах, подсказывающих ему нестандартные методы решения проблем? Вообще правомерно ли использовать одни и те же критерии интеллекта в случае с разными людьми? Сам термин «эйблизм» подразумевает непременно этическое осуждение, но ведь это просто может быть неконструктивно…
А, к чёрту. Тут гигантский мозг фанфики про Фрая в классической литературе придумывает!