В 2009 году зондеркомандой исследователей фантастических фильмов на чистом энтузиазме было совершено открытие. Оказывается, у этой отрасли кинематографа есть собственное божество, более того — оно даже отвечает на молитвы, пусть и не слишком оперативно. Судите сами: не успели поклонники научно-фантастического кино и десяти лет повыть на луну, оплакивая умирающий жанр, как на них откуда ни возьмись снизошла благодать. Если «Района № 9» вам недостаточно, чтобы в этом убедиться, познакомьтесь с еще одним дебютантом.
Луна 2112Moon

Жанр: научно-фантастическая драма

Производство: Великобритания

Режиссер: Дункан Джонс

В ролях: Кевин Спейси, Сэм Рокуэлл, Мэтт Берри

Премьера: 17 сентября 2009 года

Возрастной рейтинг: R (17+)

Похоже на:

«Солярис» (1972)

«Бегущий по лезвию» (1982)
Вообще мы не ожидали, что фильм Дункана Джонса будет допущен к широкому прокату в России. Он слишком неторопливый и чересчур камерный, чтобы щекотать нервы. Уподобившись поэтам, сын Дэвида Боуи устремил взгляд к небесному телу, без которого мы вряд ли сможем представить ночное небо. Согласитесь, Луна не самое подходящее место для эпических сюжетов: там унылый пейзаж, да и недвижимость дороговата. Зато это отличная декорация, чтобы вывернуть наизнанку душу человека: места хоть отбавляй и не мешает никто. В качестве подопытного — Сэм Белл, чьи обязанности заключались в наблюдении за автоматическими добытчиками гелия-3. Соловеющему от одиночества вахтеру требовалось продержаться всего чуть-чуть до истечения срока контракта, когда после несчастного случая из поврежденного вездехода его спас... он сам. Незнакомец был ошарашен не меньше. Кто же он? Пришелец, клон или просто затейливая галлюцинация?

С чего ты взял, что я похож на тебя? Может, это ты похож на меня!
Сэм разговаривает сам с собой — в буквальном смысле

Пустынные, но от того не менее притягательные пейзажи сделаны с минимальным использованием компьютерной графики. Верите?

Любуясь на свое отражение во плоти, нетрудно заметить изъяны. «Стал ли я именно тем, кем хотел стать? Что если копия вовсе не он, а я?» — именно об этом спрашивает герой себя и очаровательного механического помощника Герти. Впрочем, будучи современным человеком, Джонс задает еще один важный вопрос: «Предположим, ваша личность действительно нереальна, как и воспоминания. Ну и что вы будете с этим делать?»

Смакуя центральный конфликт с нескрываемым наслаждением, режиссёр доказывает, что жанр фантастики — повод не только раскрасить экран взрывами, но и поставить персонажа в такую ситуацию, где наиболее полно раскроются его качества. Вакуум — отличный фильтр от шумового фона цивилизации. Благодаря ему в «Луне» мы видим дистиллят эмоций, не засорённых влиянием социума. Делу помогает и Сэм Рокуэлл, для которого «Луна» стала бенефисом, тем более сценарий писался именно под этого актера. Удивительно, но несмотря на мрачность и депрессивность, в конечном итоге фильм воспринимается как вполне жизнеутверждающий.

Внутренности лунной станции проектировал дизайнер, создавший интерьеры «Сулако» в «Чужом». Верите?

Джонс взял всё лучшее у классики научной фантастики, причем не только в плане смысловой нагрузки и стилистики, но и в технических аспектах. Фильм был снят именно так, как это делали в 80-х и 90-х годах прошлого века. База представляла собой замкнутую декорацию, словно модуль «Сулако» в «Чужом», а пейзажи Луны и техники снимались при помощи миниатюр. Заметно: далеко не каждая студия компьютерной графики сумеет обеспечить такой уровень детализации вымышленных объектов. Ну а музыка весьма уважаемого нами Клинта Мансвелла («Фонтан») многократно усиливает эффект от и без того магического визуального ряда. Остается только позавидовать мастерству британских специалистов и пожелать скорейшего возвращения моды на фантастические фильмы.

Сэм Рокуэлл переиграл сам себя. Верите?

Итог: если бы Дункан Джонс, подобно герою картины, однажды нашел в собственном гараже самого себя, желательно в нескольких экземплярах, и убедил двойников тоже снимать фильмы, через пару лет случилось бы полноценное возрождение фантастического кинематографа. Канули бы в лету блокбастеры, сделанные лишь ради спецэффектов, а продюсеры и режиссеры снова поверили бы, что кино с Идеей может окупаться. «Луна 2112» — взрыв из прошлого, однако, вот парадокс, он воспринимается как глоток свежего воздуха. От лица всей редакции просим поддержать режиссера и хотя бы раз сходить на фильм в кинотеатр. Это меньшее, что мы можем сделать в благодарность за шедевр.

Оценка

9

оценка

Присутствуют

  • депрессия
  • обреченность
  • клаустрофобия

Отсутствуют

  • коварный компьютер
  • кровожадные пришельцы
  • пальба и взрывы

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Фантастические фильмы, которые у нас любят больше, чем на родине

Кино

Кризис идей и бардак в Lucasfilm. Что происходит со «Звёздными войнами»?
Пересказываем статью The Hollywood Reporter с откровениями инсайдеров.

Кино

«Хищные земли»: стоит ли смотреть клон «Тихого места»
Как Сокол монстров бил и в аптеку ходил.

Кино

«Кошмар на улице Вязов»: долгая и страшная история Фредди Крюгера
Сон разума рождает чудовищ

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024? Мировые премьеры (уж какие есть)
Несколько музыкальных сказок, комедия со Скалой и неожиданное возвращение Ридли Скотта.

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024-го в кино? Фантастика, сказки и просто дичь
Российский прокат приходит в норму?

Кино

Новые фильмы ужасов, которые вы могли пропустить: от инди до Индии
Читайте, выбирайте и пугайтесь на здоровье!

Кино

Следуй за кроликом: история создания «Донни Дарко»
До конца света 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд.

Кино

Серия «Хэллоуин»: загадочная история Майкла Майерса
Всё о франшизе про маньяка в маске Уильяма Шатнера

Кино

История хоррор-франшизы «Ужасающий»: как клоун Арт стал звездой современных слэшеров
Разбираемся, в чём причина возрастающей популярности чёрно-белого убийцы
Показать ещё