В 2009 году зондеркомандой исследователей фантастических фильмов на чистом энтузиазме было совершено открытие. Оказывается, у этой отрасли кинематографа есть собственное божество, более того — оно даже отвечает на молитвы, пусть и не слишком оперативно. Судите сами: не успели поклонники научно-фантастического кино и десяти лет повыть на луну, оплакивая умирающий жанр, как на них откуда ни возьмись снизошла благодать. Если «Района № 9» вам недостаточно, чтобы в этом убедиться, познакомьтесь с еще одним дебютантом.
Луна 2112Moon

Жанр: научно-фантастическая драма

Производство: Великобритания

Режиссер: Дункан Джонс

В ролях: Кевин Спейси, Сэм Рокуэлл, Мэтт Берри

Премьера: 17 сентября 2009 года

Возрастной рейтинг: R (17+)

Похоже на:

«Солярис» (1972)

«Бегущий по лезвию» (1982)
Вообще мы не ожидали, что фильм Дункана Джонса будет допущен к широкому прокату в России. Он слишком неторопливый и чересчур камерный, чтобы щекотать нервы. Уподобившись поэтам, сын Дэвида Боуи устремил взгляд к небесному телу, без которого мы вряд ли сможем представить ночное небо. Согласитесь, Луна не самое подходящее место для эпических сюжетов: там унылый пейзаж, да и недвижимость дороговата. Зато это отличная декорация, чтобы вывернуть наизнанку душу человека: места хоть отбавляй и не мешает никто. В качестве подопытного — Сэм Белл, чьи обязанности заключались в наблюдении за автоматическими добытчиками гелия-3. Соловеющему от одиночества вахтеру требовалось продержаться всего чуть-чуть до истечения срока контракта, когда после несчастного случая из поврежденного вездехода его спас... он сам. Незнакомец был ошарашен не меньше. Кто же он? Пришелец, клон или просто затейливая галлюцинация?

С чего ты взял, что я похож на тебя? Может, это ты похож на меня!
Сэм разговаривает сам с собой — в буквальном смысле

Пустынные, но от того не менее притягательные пейзажи сделаны с минимальным использованием компьютерной графики. Верите?

Любуясь на свое отражение во плоти, нетрудно заметить изъяны. «Стал ли я именно тем, кем хотел стать? Что если копия вовсе не он, а я?» — именно об этом спрашивает герой себя и очаровательного механического помощника Герти. Впрочем, будучи современным человеком, Джонс задает еще один важный вопрос: «Предположим, ваша личность действительно нереальна, как и воспоминания. Ну и что вы будете с этим делать?»

Смакуя центральный конфликт с нескрываемым наслаждением, режиссёр доказывает, что жанр фантастики — повод не только раскрасить экран взрывами, но и поставить персонажа в такую ситуацию, где наиболее полно раскроются его качества. Вакуум — отличный фильтр от шумового фона цивилизации. Благодаря ему в «Луне» мы видим дистиллят эмоций, не засорённых влиянием социума. Делу помогает и Сэм Рокуэлл, для которого «Луна» стала бенефисом, тем более сценарий писался именно под этого актера. Удивительно, но несмотря на мрачность и депрессивность, в конечном итоге фильм воспринимается как вполне жизнеутверждающий.

Внутренности лунной станции проектировал дизайнер, создавший интерьеры «Сулако» в «Чужом». Верите?

Джонс взял всё лучшее у классики научной фантастики, причем не только в плане смысловой нагрузки и стилистики, но и в технических аспектах. Фильм был снят именно так, как это делали в 80-х и 90-х годах прошлого века. База представляла собой замкнутую декорацию, словно модуль «Сулако» в «Чужом», а пейзажи Луны и техники снимались при помощи миниатюр. Заметно: далеко не каждая студия компьютерной графики сумеет обеспечить такой уровень детализации вымышленных объектов. Ну а музыка весьма уважаемого нами Клинта Мансвелла («Фонтан») многократно усиливает эффект от и без того магического визуального ряда. Остается только позавидовать мастерству британских специалистов и пожелать скорейшего возвращения моды на фантастические фильмы.

Сэм Рокуэлл переиграл сам себя. Верите?

Итог: если бы Дункан Джонс, подобно герою картины, однажды нашел в собственном гараже самого себя, желательно в нескольких экземплярах, и убедил двойников тоже снимать фильмы, через пару лет случилось бы полноценное возрождение фантастического кинематографа. Канули бы в лету блокбастеры, сделанные лишь ради спецэффектов, а продюсеры и режиссеры снова поверили бы, что кино с Идеей может окупаться. «Луна 2112» — взрыв из прошлого, однако, вот парадокс, он воспринимается как глоток свежего воздуха. От лица всей редакции просим поддержать режиссера и хотя бы раз сходить на фильм в кинотеатр. Это меньшее, что мы можем сделать в благодарность за шедевр.

Оценка

9

оценка

Присутствуют

  • депрессия
  • обреченность
  • клаустрофобия

Отсутствуют

  • коварный компьютер
  • кровожадные пришельцы
  • пальба и взрывы

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

«Бразилия» Терри Гиллиама: безумная и жизненная антиутопия про Маленького Брата

Кино

«Капитан Америка: Новый мир» — триллер про озверевшего президента
Как снять триллер про безумного президента, совершенно оторванный от актуальной политики? Отвечает студия Marvel!

Кино

«Константин: Повелитель тьмы»: как создавался фильм про детектива-оккультиста
Отправь их в ад, Киану!

Кино

Вечная любовь: фантастика в мелодрамах и романтических комедиях
Настоящие чувства в фантастических мирах

Кино

«Ведьмак: Сирены глубин». Великая битва сценаристов с Сапковским
Как деконструкцию «Русалочки» превратили обратно в «Русалочку».

Кино

История студии Hanna-Barbera: двое мечтателей, одна мышь и семь премий «Оскар»
С чего начинали и как творили создатели нашего детства

Кино

Фильм «Вульфмен»: человек-волк человеку-волку волк
Волчьи тропы, которые никуда не ведут

Кино

Кто умер в 2024 году: актёры, писатели и художники, которых мы будем помнить
Итоги-2024 с пометкой «Печальные новости»

Кино

«Звёздный путь: Секция 31»: оплакиваем то, чем проект мог стать
Тёмная сторона футуристической космической утопии.

Кино

Интересные российские фильмы 2024 года: фантастика, мистика и один сериал
Космические пришельцы, пираты, богатыри и немного русской классики.
Показать ещё