«Гофманиада»: «Союзмультфильм» сделал нечто удивительное

22229
4 минуты на чтение
В этом году на «Берлинале» показали немало достойных картин, от утопического «Острова собак» Уэса Андерсона до триллера «Не в себе» Содерберга. А отечественный «Союзмультфильм» представил берлинской публике «Гофманиаду», самый громкий кукольный долгострой последних лет. Рассказываем, удалось ли команде Станислава Соколова понять гения немецкого романтизма.

Для больших…

Жанр: фантасмагорическая сказка

Режиссёр: Станислав Соколов

В ролях: Владимир Кошевой, Анна Артамонова, Алексей Петренко, Вячеслав Полунин

Премьера в России: осень 2018

Возрастной рейтинг: 6+

Похоже на:

«Правитель Турропуто» (1988)

«Труп невесты» (2005)

сказки Гофмана

сказки Андерсена

Для зрителя, не знакомого с творчеством Эрнста Теодора Амадея Гофмана, картина покажется калейдоскопом почти бессвязных событий, невнятным гротеском в симпатичной обёртке. Взяв за основу биографию самого писателя, авторы вплели в неё несколько известных сказок. Персонажи то и дело меняются местами, а истории перекликаются между собой, рождая новый мир, полный чудес.

Герой Гофмана живёт двойной жизнью: он то трудится в канцелярии, то даёт музыкальные уроки, втайне представляя себя героем своих волшебных фантазий. Это было знакомо и самому писателю: днём он сидел за юридическими бумагами, а ночью сочинял музыку и писал картины. Мотив зеркальности реального мира и мира фантастического, их неизбежного взаимопроникновения пронизывает всё творчество Гофмана. Именно поэтому его сказки так сложно экранизировать. Станиславу Соколову это удалось: подобрав правильный визуальный стиль, он смог точно ухватить главную идею новелл Гофмана и донести её до зрителя.

Стоит вспомнить сюжеты «Золотого горшка», «Крошки Цахеса» и «Песочного человека» – и всё тут же встаёт на свои места

Фантазия здесь куда привлекательнее безобразной действительности. Духовная нищета канцелярских крыс (они тут и в самом деле с усами и хвостами!), не замечающих нравственного и физического уродства Циннобера, коварство и алчность Песочного человека, желчь и злоба простой торговки яблоками — всё это поглотило улицы Дрездена и Бамберга.

Внешность некоторых героев получилась невероятно отталкивающей — так и хочется отвернуться!

Основные любовные линии тоже выкрашены в тёмные тона. Например, очарованность Гофмана его ученицей-пустышкой — это неприкрытая отсылка к страстной безответной влюблённости автора в Юлию Марк, чья помолвка чуть не довела его до самоубийства. Персонаж «Песочного человека», мечтательный студент Натаниэль, одержим Олимпией, бездушной машиной из часовых механизмов. Только таинственная девушка-змейка, возлюбленная автора, обладает по-настоящему чистым сердцем, которое, однако, ещё нужно разглядеть за золотой чешуёй.

Сюжеты сказок не так далеки от нашей реальности, а ведь прошла пара сотен лет!

Герои здесь, как и полагается в романтизме, одухотворённые и таинственные, но не шаблонные: за их развитием наблюдать очень интересно. А если отбросить фантастические элементы, за сюжетом легко разглядеть и злободневность. Тут и привычная коррупция, и отсылки к другим современным проблемам — чего стоит нашествие мавров, марширующих по брусчатке безмятежного Бамберга рядом с перламутровыми единорогами!

Мультфильм немного затянут: 72 минуты чистого безумия, перенасыщенного метафорами и аллюзиями, — это многовато. Зато и смотрится он как полноценный, а главное, завершённый фильм. Можно поспорить, что «Гофманиада» запросто обойдёт мейнстримные американские мультфильмы, многие из которых в последнее время словно сошли с конвейера.

Попадёшь, Эрнст, под стекло, под стекло!

…и маленьких

Детям сказка может показаться сложной, но равнодушными они уж точно не останутся. А всё благодаря мастерству Михаила Шемякина, отечественного художника, скульптора и декоратора, с детства очарованного гофмановскими мечтами. Каждая кукла — а их тут более сотни — сделана вручную и двигается благодаря суставам-шарнирам.

Внешне они напоминают фигурки из «Трупа невесты» Тима Бёртона: детальные и до безобразия карикатурные образы, которые, однако, почти лишены компьютерной обработки, а оттого и неестественной мультяшности. Они будто превращаются в настоящих живых актёров. Взять хотя бы Щелкунчика: уродливая деревянная кукла, мелькнувшая в паре кадров, мигом пробуждает детские страхи перед армией Мышиного короля и любопытство перед неизведанным. Прекрасная озвучка Владимира Кошевого, Алексея Петренко и Вячеслава Полунина завершает образы, и картина звучит по-советски сочно.

Похожее чувство ностальгии вызывает «Огниво» Андерсена — с ведьмой и страшными собаками с глазами размером с блюдце, пугающими, но притягательными

На улицах волшебного города раздаются музыкальные темы Шандора Каллоша и фрагменты из оперы самого Гофмана «Ундина». Декорации, которые можно было рассмотреть на выставке в «Российском доме науки и культуры» в Берлине, удались на славу и в точности повторяют изгибы реальных переулков. Небольшие шероховатости картинки всё же сгладили компьютерной обработкой — это совсем простенькие, но необходимые метаморфозы.
Удивительно, как «Союзмультфильм», взяв за основу мрачные рассказы Гофмана, смог создать такую светлую картину. Мультфильм смотреть совсем не страшно, а после просмотра надолго остаётся хорошее настроение.

Из-за сложностей постановки и проблем с финансированием работа над проектом шла 15 лет

«Союзмультфильм» ещё не потерял хватки: у авторов вышел замечательный кукольный мультфильм, настоящий памятник творчеству Гофмана. Обратите на него внимание, если вам нравятся старые сказки.

Кликни,
чтобы посмотреть видео
you-video
Почему-то с IP адресов других стран ничего не тормозит

Оценка

8

оценка

УДАЧНО:

  • невероятный памятник творчеству Гофмана
  • уникальный визуальный стиль
  • злободневность

НЕУДАЧНО:

  • немного затянуто
  • только для поклонников Гофмана

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Фантастические фильмы, которые у нас любят больше, чем на родине

Кино

Кризис идей и бардак в Lucasfilm. Что происходит со «Звёздными войнами»?
Пересказываем статью The Hollywood Reporter с откровениями инсайдеров.

Кино

«Хищные земли»: стоит ли смотреть клон «Тихого места»
Как Сокол монстров бил и в аптеку ходил.

Кино

«Кошмар на улице Вязов»: долгая и страшная история Фредди Крюгера
Сон разума рождает чудовищ

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024? Мировые премьеры (уж какие есть)
Несколько музыкальных сказок, комедия со Скалой и неожиданное возвращение Ридли Скотта.

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024-го в кино? Фантастика, сказки и просто дичь
Российский прокат приходит в норму?

Кино

Новые фильмы ужасов, которые вы могли пропустить: от инди до Индии
Читайте, выбирайте и пугайтесь на здоровье!

Кино

Следуй за кроликом: история создания «Донни Дарко»
До конца света 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд.

Кино

Серия «Хэллоуин»: загадочная история Майкла Майерса
Всё о франшизе про маньяка в маске Уильяма Шатнера

Кино

История хоррор-франшизы «Ужасающий»: как клоун Арт стал звездой современных слэшеров
Разбираемся, в чём причина возрастающей популярности чёрно-белого убийцы
Показать ещё