13 августа Евгения Рыкалова, директор по стратегическому маркетингу редакции №1 «Эксмо»,
раскритиковала крупные компании и корпорации из-за насаждения «нон-фикшена» среди сотрудников. Рыкалова сетует, что многие работники чересчур увлекаются именно книгами по саморазвитию, не обращая внимания на жанровую литературу. По её мнению, одна из причин подобного «насаждения» — заявления директоров, которые формируют продажи и в розничных магазинах, и в корпоративном сегменте.
В современном книжном мире тиражи создает Герман Оскарович Греф. И это, к сожалению, исключительно non/fiction. Стоит книге понравиться Грефу, как она становится блокбастером. Продажи растут везде: и в розничных магазинах за счет публикации списков а-ля «10 книг, которые рекомендует Греф», и в корпоративном сегменте (гигантская и прекрасная корпоративная библиотека «Сбербанка» = огромный тираж). А тема из книги моментально становится «must» в бизнес-тусовке и около нее. Так, когда-то банк раскачал тему эмоционального интеллекта, затем «бирюзовых организаций», после внедрял «agile» (а его копировали), сейчас же в ходу Садхгуру.
Евгения Рыкалова
Чтобы решить проблему, Рыкалова предлагает дополнить корпоративные библиотеки художественными книгами. Она уверена, что чтение фантастики, фэнтези и прочих художественных жанров прививает эмоциональный интеллект, а также стратегическое, пространственное и логическое мышление. Рыкалова вспоминает, что сейчас по миру популярна
китайская научная фантастика.Помимо прочего, издатель переживает, что подобная проблема может перейти на детей этого поколения, которые будут читать не художественную литературу, а исключительно «нон-фикшен» — всё потому, что их родители забыли об этом жанре. Например, в родительских программах «Сбербанка» нет подростковых художественных произведений вроде «13 причин почему» или книг Сэлинджера — лишь «нон-фикшен» про переходный возраст.
Вернемся к американскому бизнесу. Туда, где амбициозные подростки впитывают всю палитру жанрового чтения, получают множество удочек на разные навыки и в будущем, во многом благодаря этому создают успешные стартапы. Быть может, вместо того, чтобы повторять стартап-акселераторы, нам стоит начать с фундамента? Фундамента, который состоит из чтения, где соотношение «полезной» и «развлекательной» литературы – ровно 50 на 50. Именно так моя безграничная любовь к non/fiction уступила половину времени художественному чтению, ведь и я сама упустила в свое время немало навыков. Быть может, пора составить смешанные списки и расширить оптику, через которую мы смотрим на книги?
Евгения Рыкалова
Ранее руководительница
написала колонку, в которой подвергла сомнениям популярное мнение «Россия — самая читающая страна в мире». Рыкалова сравнила отечественные и западные тиражи, а также привела примеры статистики, сколько на самом деле читают книг в стране.
А как вы сочетаете художественную литературу и нон-фикшен?