«Энола Холмс»: детский детектив про сестру-бунтарку Шерлока
13876
5 минут на чтение
Оказывается, у всемирно известного Шерлока Холмса есть младшая сестра Энола, которая до поры безвылазно сидела в фамильном имении под присмотром мамы. Мать у эксцентричного детектива тоже непроста, потому Энола научилась у нее не только грамоте, но и джиу-джитсу и стрельбе из лука, а еще переняла прогрессивные взгляды на положение женщин в обществе. В день шестнадцатилетия дочери мама пропадает, а Эноле предстоит узнать, что мир за пределами поместья не такое радужное место, каким она его себе представляла.

Жанр: подростковый детектив

Авторы: Нэнси Спрингер, Гарри Брэдбир

Премьера в России: 23 сентября 2020, Netflix

Возрастной рейтинг: 13+

Похоже на:

серия книг «Детский детектив»

мультфильм «Великий мышиный сыщик»

исторические серии «Доктора Кто»
Энола Холмс — детище писательницы Нэнси Спрингер, а фильм — экранизация первой книги о похождениях юной сыщицы. И он ещё до выхода интриговал творческой командой мечты. Историю о девушке, бросающей вызов устоям викторианского Лондона, взялся ставить режиссёр сериала «Дрянь» Гарри Брэдбир; Милли Бобби Браун и Генри Кэвилл практически соответствуют по возрасту своим героям — первой как раз исполнилось шестнадцать, а второй всего на год старше книжного Шерлока (у Спрингер ему тридцать шесть); наконец, Хелена Бонем Картер — заслуженная Марла Сингер и Беллатриса Лестрейндж больших экранов — казалась идеальным выбором на роль матери всех Холмсов.

Энола не допустит, чтобы за её спиной что-то замышляли

Ставка почти сыграла. Милли Бобби Браун, которая тут ещё и продюсер, отдувается за десятерых: то, озорно улыбаясь, говорит со зрителем в камеру (да, приёмы из «Дряни» на месте), то кокетничает с симпатичным маркизом, а то на равных дерется с наёмным убийцей и даже разок получает прикладом по лицу. На её фоне кажется, что Генри Кэвилл уже дежурно отыгрывает очередного легендарного героя с дефицитом эмоций, — но в случае с Шерлоком, который тут предстает отрешённым гением, не желающим признавать ответственность перед близкими, это вполне оправданно. Хелена Бонем Картер в свои пятьдесят два, правда, уже не выглядит такой бойкой, как раньше, но её персонажа тут мало, а в её «бунтарство» мы и так верим.

А ещё радуют свежие лица: малоизвестному Луису Патриджу, играющему маркиза, по сюжету часто приходится бывать «дамой в беде», — и при этом он ухитряется сохранить свою мужественность. Забавно, что роль инспектора Лестрейда исполнил актёр с пакистано-кенийскими корнями Адиль Ахтар: биография у такого персонажа в Британской империи должна была быть захватывающей.

Эта роль определённо стала лучшей в небогатом пока портфолио Луиса Патриджа

Конечно, создатель «Дряни» не мог пройти мимо положения женщины в обществе, тем более что материал располагает. Поначалу кажется, что героиню сделали сестрой Шерлока только ради лёгкой раскрутки книги. Но в процессе выясняется, что выбранная эпоха — викторианская Англия 1900 года — идеальный период, чтобы поговорить о положении женщин. Более полувека фанатичного следования строгому моральному кодексу определили для них довольно жёсткие рамки, но всего через год королева Виктория умрёт, и это откроет дорогу совсем другим веяниям. Запах перемен уже витает в воздухе, и уникумы вроде Энолы Холмс вполне соответствуют духу эпохи.

Чтобы не отпугнуть читателей и зрителей чрезмерным уходом в феминизм, Спрингер с Брэдбиром рисуют героинь с юмором. Если уж мать прогрессивна — то пусть играет в теннис прямо в доме, разнося бюсты и портреты высокочтимых родственников. Женщины в семействе Холмс, кажется, общаются исключительно с помощью азбуки цветов и анаграмм. Сама Энола всё время пытается провести на своих врагах один приемчик из джиу-джитсу, но неудачно.
А ещё тут есть подозрительное женское общество, участницы которого проводят тайные сходки, экспериментируют со взрывчаткой и, кажется, собираются устроить что-то вроде теракта. В этом плане история напоминает «Машину различий» Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга: там викторианская Англия изменилась за счёт внедрения несвойственных ей технологий и соответствующей полемики, а тут общественная дискуссия строится вокруг не слишком своевременных для этой эпохи вопросов равноправия — и это тоже меняет социум. «Террористки» здесь только вершина айсберга. Как показывает история в фильме, противостояние полов может приводить к изощрённым интригам, подобных которым мир ещё не видел.

Куда больше, чем с общественными темами, у фильма проблем с «недожатостью» персонажей и истории. Например, постепенное принятие Шерлоком Холмсом своей человечности через ответственность за сестру — самое ценное, что есть в ленте. Эмоциональная эволюция сыщика показана деликатнее, чем у Моффата в его «Шерлоке». Но в итоге эта линия никуда не ведет — брат и сестра расходятся по разным дорожкам, и результат остается незакреплённым.

Вы узнаете эти скулы из тысячи

Поиски матери, сулившие так много в начале, постепенно превращаются в гонку за химерой: из-за нехватки у Энолы нужной информации она предпринимает безумные (и бессмысленные) ходы, впустую расходуя экранное время. Сама мать выступает в роли этакого фантома, чья единственная задача — всплывать у дочери на подкорке в трудную минуту и призывать её не сдаваться.

Что авторам удалось, так это история уже упомянутого маркиза: тут и приличная для подросткового детектива интрига, и неожиданное противостояние полов, и динамизм. Многочисленные таланты сестры Шерлока тоже лучше всего раскрываются именно здесь — и оттого обидно, что эти эпизоды прерываются опостылевшими поисками.
В первую книгу об Эноле Холмс, которая легла в основу фильма, автор попыталась вместить и историю становления героини, и ее первое дело. История получилась как у многих супергероев — экзотичной, но скучной. По счастью, тут есть и настоящее расследование, наблюдать за которым куда интереснее. Юная сыщица неплохо дополняет образ Шерлока Холмса, а её история органично вплетена в контекст эпохи. Ждать от фильма особых откровений не стоит, но как развлечение на вечер он вполне пойдёт.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

«Хеллбой» Гильермо дель Торо. Как создавалась дилогия о Парне из пекла

Кино

«Жребий» по роману Стивена Кинга: пугающе скучная экранизация
Это кожа убийцы, Бен!

Кино

Как снимает Гильермо дель Торо. Рецепт идеального монстра
Какую роль в его фильмах играет цвет, какую — любимые писатели, и как правильно создавать чудовище.

Кино

«Джокер: Безумие на двоих» — это экранизация комментариев к «Джокеру» в интернете
Жертва системы или Тайлер Дёрден нового мира?

Кино

Какие фильмы смотреть в октябре 2024? Мировые премьеры
Приближается Хэллоуин — время смотреть ужасы… или инди-кино?

Кино

«Ходячий замок»: фильм и книга. Как Миядзаки создал шедевр волшебного стимпанка
Как Хаяо научил замок ходить и снял сцену, ради которой стал аниматором.

Кино

Какие фильмы смотреть в октябре 2024 в кино? Битва русов с азиатами
Индия и Китай vs русские сказки

Кино

«Субстанция»: боди-хоррор в мире жестокого гламура
«Извините, у вас ухо отклеилось»

Кино

Хорошие русские фильмы после «Ночного дозора»: фантастика, фэнтези и мистика
Достойные отечественные картины последних 20 лет.

Кино

«Хеллбой: Проклятие Горбуна»: экранизация лично для Майка Миньолы
Но есть ли что в этом камерном ужастике ловить простым зрителям, привыкшим к блокбастерам Гильермо дель Торо?
Показать ещё