Ну и главная роль, конечно, отведена самим покемонам. У каждой из зверюшек есть набор доступных команд, и это могут быть не только атаки: покемоны умеют лечиться или, к примеру, возвращать карты из сброса. Многие из них обладают и собственными полезными талантами, которые не зависят от энергии. Но сразу крутого и мощного покемона на поле не выставишь. Начинать приходится с покемонов самого низкого, первого уровня. Зато они могут эволюционировать, если положить сверху соответствующую карту покемона второго уровня и так далее.
Во время партии игроки поочерёдно отправляют покемонов на арену и на скамейку запасных, проводят их эволюцию, экипируют предметами и снабжают энергией. Под конец хода один покемон на арене атакует другого и снимает ему очки жизни. Если вражеский монстр повержен, тренер победителя берёт одну из шести отложенных призовых карт, а место побеждённого занимает один из запасных покемонов. Победа засчитывается, если игрок собирает все призовые карты либо если у его противника кончаются карты в колоде или покемоны.
В игре есть ряд интересных нюансов. У покемонов может быть слабость или сопротивление к некоторым элементам, они могут отступить, заснуть, быть обожжены, парализованы или отравлены. Но партии всё равно проходят быстро и довольно легко. Тут нет ловушек, защитных стоек и прочих хитрых приёмов, которые встречаются в более серьёзных карточных играх. Игра стартовой колодой сильно зависит от удачи, но это можно скомпенсировать при составлении собственной колоды из тематических наборов и бустеров. Сильная колода потребует вложений времени и финансов, но таков уж закон жанра. Заодно и коллекционерская жилка может проявиться. Если относиться к картам как к пойманным покемонам, точно захочется собрать их всех.