Есть ли принципиальная разница между веб-комиксами и теми, что издаются на бумаге?
Akeema: Веб подходит для ознакомления. Печать — для серий, которые как-то себя зарекомендовали. Печать стоит дороже, но гораздо приятнее читать именно напечатанные комиксы, поэтому любимые серии, которые перечитываю, стараюсь приобретать в бумажном формате.
Hetiru: Многим кажется, что принципиальной разницы нет, но только не для меня — человека, который все любимые истории коллекционирует в печатном виде. Я считаю, что онлайн-читалки нужны лишь для ознакомления с источником. Если история действительно оставила в душе свой след, за ее судьбу начинаешь очень переживать: «А вдруг сайт закроют? А вдруг автор удалит историю, и что я буду делать?» Поэтому я большой приверженец книжных изданий, которые точно навсегда останутся с тобой. Благодаря им нередко можно порадовать себя дополнительными бонусами или экстрами о полюбившихся героях, да и в радость любимого автора денежкой поддержать.
Мария Конопатова: Разница огромна. Веб-комикс может быть любого формата, какие редко печатают, может содержать даже анимацию или предполагать интерактивность. Чаще всего такие комиксы выходят постранично, раз в день, раз в неделю, эпизодами или частями. С бумажными книгами комиксов, если говорить о многостраничных историях, всё по-другому. Например, художник организовывает композицию на развороте сразу двух страниц. Он может закончить страницу на неожиданном моменте, чтобы читатель лихорадочно спешил перевернуть её и увидеть продолжение. Художник видит, где делать акценты и паузы. А ещё книга — она материальна, у неё есть вес, цвет, фактура и даже запах. У веб-комикса нет таких качеств, он виртуален, неосязаем, вы не прочитаете его, если у вас вырубили свет дома. А книга в твёрдом переплёте гордо стоит на полке.
Стоит добавить, что веб-комикс может обрести материальность, быть изданным. Большинство моих вышедших книг в прошлом были именно веб-проектами. «Архив Ужасов», «Птичий Остров» выпускались в моих блогах по главам. Это помогало «раскрутить историю». Потом комикс издавался, и, что удивительно, те же самые читатели покупали его бумажную версию! Наверное, именно книга, которую можно держать в руках по-настоящему, ставит точку в истории.
Сколько времени занимает создание комикса? Что труднее: отшлифовать сюжет или довести до идеала картинку?
Akeema: У меня комиксы занимают всё свободное время. Сложнее работать с графикой, для меня это более медлительный и кропотливый процесс, а сюжеты рождаются и развиваются быстро, и шлифуются чаще всего сами собой.
Hetiru: Если общая концепция и кульминационные моменты могут родиться за считанные минуты, то отшлифовка истории со всеми её сюжетными поворотами занимает длительное время. Первый вариант сюжета, сразу после того, как он закрутился в голове в виде анимационного ряда, лучше всего набросать на бумаге, чтобы потом править и дополнять. Доведение картинки до идеала я бы назвала завершающим этапом. На создание одной страницы манги уходит 1-3 дня работы в зависимости от сложности происходящего на ней.
Мария Конопатова: Как я и говорила, картинка и сюжет для меня одинаково важны. По поводу времени, которое я отвожу на одну историю, могу привести статистику: «Архив Ужасов», 256 страниц — создан за год, «Птичий остров», 208 страниц — за два года, «Аврора: другая история» (том первый), 320 страниц — за год. Хочу заметить, что я стараюсь работать над проектом не больше двух лет по ряду причин. Во-первых, человек с годами сильно меняется. Если рисовать одно и то же слишком долго, вам это наскучит. Поэтому я всегда советую начинающим авторам начинать с небольших историй. Взять на себя 300-страничный комикс — это большая ответственность.
Что в работе над комиксом сложнее всего?
Akeema: Самое сложное — не отвлекаться от работы. Когда ничто не мешает, проблем не возникает. А если времени на рисование не хватает, то оно надолго растягивается и становится гораздо труднее сохранять баланс в истории и графике.
Hetiru: Отрисовать первые 10 страниц истории, тем самым заложив фундамент, а затем продолжить, не вернувшись вновь к началу и не перерисовав эти несчастные 10 страниц.
Мария Конопатова: Мне больше всего не нравится стирать ластиком карандаш, после того как страница комикса обведена. Когда у меня будет много денег, я найму человека, который будет делать это за меня. У меня иногда уходит целый час на то, чтобы стереть весь карандаш одной 18-страничной главы! Это просто невыносимо!
И ещё бывает сложно начать большой проект. Потому что пытаешься предвидеть, насколько тебя захватит история, будет ли это интересно другим, рассчитываешь, думаешь… Но это всё равно не поможет, пока не начнёшь рисовать.