Так же и книга Яны Вагнер пропитана атмосферой неустойчивости. Привычные правила больше не работают. Уютный дом теперь не крепость, а лакомая цель для мародёров и отчаявшихся заражённых. Заправки пусты, деньги обесценились, каждое напоминание о былых удобствах — горячая еда, машина на ходу, утренняя чашка кофе — на вес золота. В отсутствие интернета мир сжался до радиуса действия коротковолновой рации. Но даже если в канале связи и появится чужой голос, нет никаких гарантий, что с тобой говорит друг. Самые удачные сцены романа держатся на неизвестности: из заснеженной темноты вдруг появляются фары другого автомобиля, но кто за рулём? Вооружён ли водитель? Стоит ли верить его полицейскому жилету? Пришёл ли он помочь — или забрать последние крохи провианта? Каждый поворот и каждая остановка по пути в Карелию становятся источником потрясающего саспенса.
В отличие от многих аналогичных постапокалиптических триллеров (скажем, «Войны миров Z»), «Вонгозеро» намеренно лишает читателя информации: о природе эпидемии, о событиях в мире, даже о прошлом героев. Вся история подана глазами одной-единственной героини, Анны, которая в своей пассивности и рефлексии часто даже не заботится о том, чтобы дать читателю полную картину происходящего, а проваливается в путаные, полные повторов и тревог внутренние монологи. Как правило, она не влияет — просто не может повлиять! — на ход сюжета, решения принимаются за неё, переговоры и противостояния проходят без её участия. Словно щепка в штормовом океане, Анна не контролирует мир вокруг себя и вынуждена полагаться на других людей, более сильных и лучше вооружённых.
Из-за этого и драматургия в книге нарушает жанровые каноны. Всё происходит будто бы само по себе, без очевидных причин и последствий. Ближе к финалу Анна даже готовится к кармической расплате: ну не может же им так долго везти, наверняка за этим последует какая-то катастрофа, чья-то смерть! Но нет. Болезнь приходит и уходит. Отказ помочь нуждающемуся старику не откликается чьей-то ответной жесткостью в будущем. Персонажи действуют по ситуации, а не в рамках каких-либо внешних «сюжетных арок». У вселенной нет логики, нет системы, нет божественных моральных координат, гарантирующих воздаяние грешникам. За каждое предательство и подлость героям приходится отвечать лишь перед самими собой. И оказывается, что так намного страшнее.