Но это потом, а тогда, в начале 1950-х, у Патрика были только уроки театрального искусства в средней школе и курсы Брайана Блесседа (впоследствии известного телеактёра) в соседней деревне Майтомройд. Театр становился для него наркотиком, избавиться от власти которого было всё сложнее. В 15 лет Стюарт, учившийся по всем предметам, кроме драматического искусства, кое-как, бросил школу, чтобы сосредоточиться на актёрском ремесле. А чтобы заработать на жизнь, устроился репортёром в местную газету. Однако рабочее время Патрик тратил на репетиции, а истории, о которых писал заметки, просто выдумывал. Через год, когда обман юного журналиста вскрылся, главный редактор поставил ультиматум: либо он начинает работать как порядочный репортёр, либо отправляется в свой чёртов театр. Угадайте, что выбрал Патрик?
Спустя ещё три года увлекательной, но нервной и бедной жизни (на учёбу Стюарт кое-как зарабатывал продажей мебели) на молодого актёра свалилась ещё одна напасть — аутоиммунная алопеция, или попросту облысение. Менее чем за год 18-летний юноша навсегда лишился волос на голове — как позже признавался Стюарт, более травматического опыта в его жизни не было. «Я решил, что больше ни одна женщина на меня не посмотрит», — вспоминает актёр. Как показала практика, это был весьма опрометчивый вывод.
Через тернии — в звёздный флот
Стюарту повезло выиграть грант на обучение в Бристольской театральной школе «Олд Вик», основанной самим Лоуренсом Оливье. Обучение обещало неплохую сценическую карьеру, и она состоялась: в 1966 году Патрик стал членом Королевской шекспировской труппы, базирующейся в Стрэтфорде-на-Эйвоне (родном городе Шекспира) и гастролирующей по всей стране и за рубежом.
В том же году он женился на хореографе Шейле Фальконер, вскоре у них родились двое детей — Дэниел и София. Необходимость кормить семью вкупе с одержимостью работой привели к тому, что Патрик проводил в театре будни, выходные и праздники. Не счесть ролей в классических пьесах, сыгранных им на сцене. Ему доводилось делить подмостки с такими мэтрами драмы, как Йен Ричардсон и Бен Кингсли. Заработки были не бог весть какими, но семья могла позволить себе домик в лондонском предместье и частные школы для детей. Увы, платой за их благополучие стал отсутствующий отец.
Между работой и семьёй я всегда выбирал работу — сейчас я очень об этом сожалею. У нас с детьми прекрасные отношения, но так было не всегда… Семья не стояла для меня на первом месте. Не потому, что я её не любил, — просто я слишком любил свою работу.
Патрик Стюарт
С 1967 по 1987 год Стюарт время от времени появлялся и на британском телевидении — как в адаптациях пьес, так и в телесериалах. Пожалуй, самой необычной его работой этого периода была роль… Владимира Ленина в историческом сериале «Падение орлов» о закате Германской, Австро-Венгерской и Российской империй. С ней соперничает неожиданная романтическая роль — в экранизации классического романа Элизабет Гаскелл «Север и юг». В телефильме BBC, снятом в 1975 году, Стюарт сыграл богатого промышленника Джона Торнтона, влюблённого в бедную, но гордую дочь священника. Поскольку лысина в число достоинств героя-любовника не входила, Стюарту пришлось надевать парик. В театре и на ТВ ему вообще довелось поносить немало париков — с этим он смирился.
[su_caption caption="Грим и парики делают Стюарта почти неузнаваемым в разных ролях («Экскалибур», «Я, Клавдий», «Север и юг»)"]