История трансформеров — игрушек нашего детства
46386
9 минут на чтение
Как появились «Трансформеры» и что сделало их успешными, какое участие в их создании принимали Marvel, как фигурки изменились за 34 года и почему с одной из версий Мегатрона могут не пустить в самолёт? Перед премьерой фильма «Бамблби» «Мир фантастики» вспоминает, как превращающиеся в машины роботы изменили индустрию игрушек и массовую культуру.

Первое поколение «Трансформеров»

История игрушек-трансформеров официально отсчитывается с 1984 года, хотя на самом деле работа над брендом началась за несколько лет до этого. В какой-то степени дорогу «Трансформерам» открыли «Звёздные войны»: на рубеже 1970–1980-х в США среди прочего мерча по вселенной стали востребованы экшн-фигурки.

Самый первый Оптимус Прайм. У кого такой был?

Волну почти немедленно подхватили одни из самых успешных американских производителей игрушек и настольных игр — Hasbro, которым мир обязан Мистером Картофельная голова, брендом My Little Pony и даже подвижной игрой «Твистер». В 1982 году компания Hasbro перезапустила серию игрушек-солдатиков G.I. Joe, решив развить её в новом ключе. Если оригинальная серия игрушек 1964 года представляла собой просто фигурки солдат, то для новой линейки создали историю с персонажами и противостоянием отряда G.I.Joe и террористической организации «Кобра».

Для поддержания истории в 1984 году запустили мультсериал и серию комиксов от Marvel. И без того известная серия игрушек мигом обрела статус культовой. Именно этот опыт сыграет важнейшую роль в популяризации «Трансформеров».

Когда-то они были японскими

Тогда же, в 1982 году, Hasbro обратила внимание на игрушки, которые разрабатывал их японский партнёр, компания Takara. C 1980 года Takara выпускала серию игрушек Microman с роботами, которые могли перевоплощаться в транспорт и другие объекты — например, оружие или аудиокассеты. На американском рынке ничего подобного не было, и Hasbro приобрела права на новинку, дав новой серии игрушек название «Трансформеры».

Трёхступенчатую модель продвижения — игрушки, комиксы, мультсериал — можно было назвать экспериментальной. До 1984 года американское законодательство сильно ограничивало рекламу детской продукции, и Hasbro оказались одними из пионеров такого вида маркетинга. Успех G.I. Joe убедил их повторить ту же модель с «Трансформерами».

Самая первая модель Бамблби, 1984 года. Мало кто помнит, но у него была и красная модификация, которая не прижилась. Эта версия так популярна, что её регулярно переиздают

Хотя вклад Takara и Hasbro очевиден, во многом именно Marvel ответственны за успех «Трансформеров». Именно главный редактор издательства Джим Шутер предложил создать не просто трансформирующихся роботов, а две враждующие расы: автоботов и десептиконов. Концепция напоминала G.I. Joe, но в случае с «Трансформерами» Marvel решили уделить больше внимания личностям ключевых персонажей серии.

Так в 1984 году родилось первое поколение «Трансформеров», состоявшее из 21 игрушки. В стартовую линейку вошли такие культовые герои, как Оптимус Прайм, Бамблби, Хаунд, Джазз, Мегатрон и Старскрим. Создатель этих персонажей Боб Будянски также наделил их схематичными, но запоминающимися чертами характера. Вместо безликих игрушек дети покупали персонажей, у которых даже были короткие биографии, написанные на коробке.

В серии Pretender (1989) Бамбли выглядел как человек, а не робот. По сюжету это объясняли особым устройством, позволяющим трансформерам идеально маскироваться

 

Диноботы и Оптимус-горилла

Несмотря на мгновенный успех «Трансформеров», Hasbro не остановилась на изначальной концепции и почти сразу же стала вводить новые виды игрушек. Уже в 1985 году на свет появились Диноботы — роботы, превращающиеся в динозавров и ставшие важной частью лора «Трансформеров».

Тогда же возникли Конструктиконы — небольшие фигурки, из которых можно было собрать одного крупного робота. И впервые в серии вышли трансформеры на батарейках: Шоквейв светился и издавал звуки, а Омега Суприм мог ходить и пускать в бой танк с крутящимся и светящимся пулемётом. Такие игрушки многие с удовольствием купили бы и сейчас.

Все новинки оставались частью первого поколения, которое просуществовало до 1990 года. Спустя 16 лет после запуска Hasbro пришла к выводу, что франшизу необходимо обновить, чтобы повысить к ней интерес. Так в конце 1992 года появилось второе поколение.

Трансформеры второго поколения, которые должны были прийти на смену Оптимусу и компании, но сейчас уже забыты

Успеха первого поколения оно не повторило. На старте это, по сути, был лишь редизайн уже знакомых роботов, который не привлёк внимания американской аудитории. Кроме того, для новых моделей использовались дорогостоящие детали вроде резиновых шин на колёсах и компонентов из литого металла. Производство подорожало, из-за чего дизайн вскоре пришлось упростить.

Продажи игрушек не оправдывали ожиданий, а большинство новых персонажей не прижились и были забыты. По ТВ в основном крутили повторы серий из первого поколения, а комикс, приуроченный ко второму, продержался всего 12 выпусков. Новая линейка, которая должна была возродить серию, провалилась и была закрыта уже в 1995 году.

Из кризиса Hasbro решила выходить радикально. Компания запустила линейку «Битвы зверей», где роботы превращались уже не в машины, а в животных.

Оптимус Праймал: полуробот, полугорилла

На этот раз основой продвижения игрушек стал одноимённый CGI-мультфильм, который переносил действие вселенной трансформеров на 300 лет вперёд. Автоботы и десептиконы в сюжете этого сериала вымерли, их место заняли Максималы и Предаконы. Ключевых персонажей тоже заменили, оставив лишь Мегатрона и Оптимуса Прайма, который в этой версии стал Оптимусом Праймалом и превращался в гориллу. Новая глава в истории трансформеров настолько отличалась от предыдущих, что даже слово «Трансформеры» в названии серии поставили в конец, после «Битв зверей».

Изменился не только сюжет, но и сама модель продажи игрушек. Теперь они делились на несколько классов по разной цене. В Базовом классе преобладали простые роботы с не самыми крутыми формами животных вроде лягушки или крысы. Трансформеры в классе «Делюкс» были побольше и сложнее. Самые же большие фигурки, превращающиеся в акул, динозавров и даже драконов, можно было найти только в Мега- и Ультра-классах. Среди других важных новшеств — первый трансформер-женщина (Чёрная вдова) и возможность устанавливать любое оружие на любого трансформера.

Диноботы существовали задолго до Майкла Бэя

Серия просуществовала до 2001 года и имела огромный успех. «Трансформеры» снова стали хорошо продаваться. Впрочем, к началу 2000-х интерес аудитории опять стал ослабевать. Hasbro попыталась возродить его, запустив линейку Beast Machines, в которой раса, превращающаяся в животных, боролась с расой, трансформирующейся в роботов. Это была интересная попытка объединить старое и новое, но к тому моменту интерес к трансформерам-животным уже окончательно угас.

Трансформеры в начале XXI века

В 2002 году «Трансформеров» ждал новый виток популярности благодаря серии игрушек «Армада». Модель её продажи по большей части развивала идеи «Битв зверей». Игрушки по-прежнему делились на классы, но в этой линейке разница в размере между трансформерами разных ценовых категорий была заметнее.

При этом важной частью линейки были самые маленькие игрушки — мини-коны. Они продавались в комплекте по три штуки и становились комплектующими для фигурок побольше. Кроме того, начиная с «Армады» большинство трансформеров стали работать на батарейках, что позволило им мигать лампочками и издавать звуки.

Мини-коны из «Армады»

Одним из важнейших достижений «Армады» стало возвращение в канон могущественного злодея Юникрона. Впервые его представили в полнометражном мультфильме 1986 года, где злодея озвучил Орсон Уэллс, но позже почти не вспоминали. «Армада» же открыла так называемую «Трилогию Юникрона».

В сериале по мотивам «Армады» автоботам и десептиконам приходится объединиться, чтобы победить Юникрона, а в бою погибает Гальватрон. В дальнейшем Юникрон играл важную роль в сериалах «Энергон» и «Кибертрон». Как игрушка в линейке «Армада» он был единственным представителем самого дорогого класса «Суприм». «Трилогия Юникрона», состоящая из «Армады», «Энергона» и «Кибертрона», завершила докинематографическую эпоху «Трансформеров».

Юникрон от «Армады»

Странные игрушки

За время существования «Трансформеров» вышли сотни необычных игрушек — и некоторые из них оказывались чересчур необычными, вызывая у покупателей недоумение.

Ярким примером можно считать одного из первых трансформеров — Рэтчета. Он казался очень странным по сравнению с другими роботами: по сути, у него не было нормальной головы, а лишь экранчик с нарисованной головой. При этом в мультсериале он выглядел нормально.

Рэтчет: самый странный трансформер

Причина такого дизайна в происхождении игрушки. Модель была создана той самой японской компанией Takara. Японцы изначально задумывали две серии игрушек. Часть была похожа на привычных нам трансформеров, а вот другие роботы, к которым относился и Рэтчет, относились к линейке диаклонов. Ими, по задумке авторов, управляли люди. В странной «голове» Рэтчета как раз и должен сидеть оператор.

Это не единственный случай, когда Hasbro включала в состав трансформеров игрушки из другой линейки. Так, например, было с Шоквейвом. Хотя он светился и издавал звуки, что казалось шагом вперёд для франшизы, трансформером он на на самом деле не был. То есть буквально ни во что не трансформировался.

Первая версия Шоквейва светилась, но не трансформировалась. Позже его сделали полноценным трансформером

Всё дело в том, что Hasbro выкупила у корейской компании ToyCo права на её популярную игрушку Astro Magnum, немного изменила дизайн и стала продавать в своей линейке. Так же поступили и с трансформирующимся в самолёт Джетфайером: компания выкупила дизайн суперпопулярного на тот момент персонажа из аниме «Гиперпространственная крепость Макросс», где истребители трансформировались в мехи.

Но самой противоречивой фигуркой в серии стал Мегатрон. В начале своей злодейской карьеры он носил куда менее грозное имя Gun Robo P38 и трансформировался в пистолет. При этом пистолет сильно напоминал «Вальтер P38». Настолько сильно, что, по некоторым данным, превращающегося в пистолет Мегатрона до сих пор запрещено ввозить в Австралию и брать с собой в самолёт на территории США. А в 2009 году полиция задержала 25-летнего британца, который направил Мегатрона на соседей.

Мегатрон в форме пистолета. Не вздумайте таким тыкать в полицейского!

Игрушки в эпоху кинофраншизы и сейчас

Хотя «Трансформеры» были популярны всегда, из нишевого увлечения во всемирный феномен они превратились в 2007 году с выходом одноимённого фильма Майкла Бэя. Естественно, к релизу подготовили очередную серию игрушек, которая стала крайне успешной. На дизайн новых игрушек повлияли и фильм, и прежде недоступные лицензии на реальные автомобили. Фигурки стали гораздо более детализированными, механизмы и трансформации усложнились, а лица стали менее человекоподобными и повторяли дизайн из фильма.

Серию выпускали лишь в год премьеры. Так происходило и с последующими сериями игрушек, которые обязательно приурочивали к премьере новой части. Правда, по факту каждая линейка привносила не так много нового. Между второй и третьей частью вышла серия игрушек, которую назвали просто «Трансформеры», но и она мало отличалась от кинолинейки. А вот с выходом «Эпохи истребления» в игрушечной вселенной произошёл «мягкий перезапуск». Набор персонажей полностью заменили, оставив лишь Бамблби и Оптимуса Прайма; также в новую линейку включили диноботов.
Hasbro не забывала и о своих анимационных проектах, выходивших в то же время, что и фильмы. Так, в 2008 году при сотрудничестве с Cartoon Network она выпустила серию игрушек Transformers Animated. Серия запомнилась фанатам стилизованным дизайном фигурок, который до сих пор считают одним из самых оригинальных за всё время выхода игрушек. Но игрушки из этой линейки постоянно ломались, и к концу года после множества жалоб на качество фигурок линейку свернули.

Помимо этого, с 2011 по 2014 год выходили довольно популярные игрушки Transformers: Prime по одноимённому мультсериалу. Продолжением этой линейки стала серия Robots in Disguise, выходившая с 2015 по 2017 год. А сейчас выходят игрушки сразу трёх серий: по фильму «Последний рыцарь», а также Combiners Wars и Titans Return по одноимённым веб-мультсериалам.

Современный Бамблби из серии Ultimate

Сегодняшние игрушки уже не так удивляют новыми идеями, как те, что полностью изменили индустрию в 1984-м. Однако «Трансформеры» остаются одним из самых важных брендов в массовой культуре. Несложная идея совместить две игрушки в одной, похоже, никогда не устареет — сейчас собирать трансформеров и играть с ними не менее интересно, чем 34 года назад.

Фото: tfwiki.net © Hasbro

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Фан

Художники перерисовывают мем «Гоку и Вегета под дождем» — с героями игр, аниме и не только

Фан

Художники Дмитрий и Екатерина Бурмак: «Берсерк», Magic: The Gathering, и ещё немного ККИ
Беседа о совместном творчестве, создании иллюстраций для коллекционных карточных игр и увлечении ретро

Фан

Художник Егор Гафидов: боевые гномы, уютные домовые и персонажи комиксов Bubble
Беседа о работе в геймдеве, семейной династии художников и чувстве родства с расой гномов

Фан

Художник Энди Асламов: яркое фэнтези, светлая магия и красивые герои
Беседа с художником о том, как фанарт может стать толчком к получению новой профессии, что должен знать начинающий художник и почему вдохновение сильно переоценено

Фан

Музыка нового мира: К-pop и фантастика
Яркие клипы, странные тексты и виртуальные певцы

Фан

Художник Алексей Круглов: чудовища, мутанты и тёмный мир Warhammer
Беседа с художником о создании запоминающегося персонажа, любви к хоррорам и «грязи» традиционной живописи

Фан

Художник Роман Авсеенко: фантастические пейзажи, безлюдные миры и огни в небесах
Беседа с художником об особенностях создания пейзажей, важности академического рисунка и источниках вдохновения

Фан

Художник Константин Порубов: Hearthstone, Pathfinder и Baldur’s Gate 3
Беседа с художником о творческой свободе, создании концепт-артов и нейросетях

Фан

Художник Михаил Сидоренко: славянское фэнтези, чертановские мифы и пандемия коронавируса
Беседа о персональных проектах, творческом выгорании и лайках в соцсетях

Фан

Художница Полина Яковлева: уютные миры, добрые сказки и много солнца
Беседа с художницей о предвзятом отношении к цифровой живописи, сложных отношениях с издательствами и создании детских иллюстраций
Показать ещё