Когда я приехал на мероприятие «Самый большой магазин комиксов» в Петербурге, меня все спрашивали: «Почему вы делаете юмористический журнал?» Я отвечал: «Ребят, а вы хотите сразу “Хранителей” российских? Чтобы появился русский Алан Мур, сначала нужен Супермен в 1939 году, потом долгая эволюция, а у нас сразу хотят с места в карьер. Не бывает так, должен быть юмористический этап, потом супергероика, её деконструкция и так далее.Артём Габрелянов
Над «Иноком» изначально было работать тяжелее всего. И из-за сложной исторической тематики, и из-за автора, прежде не знакомого с форматом комикса, и из-за постоянной чехарды с художниками. К счастью, нам удалось стабилизировать «Инока», провести небольшую перезагрузку серии, во время которой мы одновременно избавились от всех минусов, сохранив все плюсы.Артём Габрелянов
Я в своих сценариях в первую очередь отталкиваюсь от зрелищности конкретных сцен. Бывает так, что какой-то образ вбивается мне в голову, и я стараюсь построить вокруг него чуть не весь сюжет. Вся первая арка «Майора Грома» родилась из того, что мне представилось, как красиво горит дорогая машина, в которой сожгли сына чиновника, виновного в аварии со смертельным исходом.Артём Габрелянов
Мы делаем комиксы для тех, кто никогда не читал комиксы, для тех, для кого Bubble — их первый опыт. У нас в массовой культуре нет нехватки реалистичных историй, но демоны и взрывы попросту круче. И к тому же чем проще история, тем она понятнее и более востребована.Артём Габрелянов
Меня постоянно сносит в какие-то жестокие вещи, потому что они заставляют работать моё воображение. «Экслибриум» начинался так: «Наташа, напиши нам добрую приключенческую серию», на что я ответила: «Хорошо». Меня хватило на два выпуска, после чего начались расчленёнка и «что может быть более объединяющим, чем непреднамеренное двойное убийство?»Наталья Девова, сценаристка
Когда мы делали комикс в 2011–2012 годах, то всё было иначе. Женские образы были другими. Но мне кажется, если ты про себя прошлогоднего не можешь сказать «какой же я был дурак», то ты просто перестал развиваться, и эту проблему следует решать. Мы в Bubble не стесняемся развиваться и меняться. Да, на старте у нас были проблемы с описанием, действиями и визуализацией женских персонажей в комиксах, но мы подросли во всех смыслах.Артём ГабреляновЕщё одной ошибкой раннего периода Bubble стала схема распространения, ориентированная на обычные киоски «Пресса» и крупные торговые точки. Артём Габрелянов постепенно понял, что большие тиражи никак не способствуют развитию индустрии. Он решил сократить их и отправлять экземпляры исключительно в комикс-шопы, параллельно запустив программу по поддержке новых магазинов.
Говорят, что перезапуски и обнуления серий — это плохая вещь, но на самом деле она хорошая. Потому что всем хочется взять первый номер или первый томик серии и начать его читать. При этом наши старые серии тоже хорошо продаются, поэтому я не могу сказать, что «Второе дыхание» поставило крест на продажах старых книг. Люди хотят читать и новое, и старое. Роман Котков, главный редактор издательства Bubble с 2015 года
Многие сценаристы, с которыми мы работаем, — зарекомендовавшие себя люди либо в творческой тусовке, либо в журналистской. Наш автор Алексей Замский долгое время писал критические статьи про Bubble на комиксных сайтах, а потом предложил свой план на серию «Игорь Гром», и мы его приняли, поверили в авторское видение. Если человек работает, старается, результат его работы заметен в любой среде, — потенциально это наш человек.Роман Котков
В отличие от западных коллег мы не стесняемся привносить в комиксы так называемое «стекло» — грустные, трагичные вещи, которые заставляют читателей страдать, но при этом поддерживают общую атмосферу реалистичности вселенной. В этом есть какая-то своя фишка — вызвать у читателя побольше эмоций, заставить чувствовать вместе с нами. И создатели — далеко не страшные манипуляторы, которые, аки Джордж Мартин, мечтают поубивать персонажей. Первым смерть любимого героя переживает его автор.Роман Котков
Сюжеты серий всегда расписаны на очень долгое время, на год-полтора вперёд, есть как минимум несколько сюжетных поворотов и финал, который продумывают авторы. Решение о том, какую серию вывести из ротации, зависит от спроса, от интереса, от авторов, но в первую очередь — от читателей. Мы стараемся просто так с персонажами не прощаться.Роман Котков
Проект Bubble Visions появился, когда мы начали работать с огромным количеством талантливых авторов и поняли, что помимо комиксов, вписывающихся в нашу основную вселенную, у них есть много авторских историй, где они раскрываются совершенно с новой стороны. Такое хочется донести до аудитории.Роман Котков
С идеей создания Bubble Manga пришла замечательная художница Марина Привалова. Она давно горела желанием рисовать мангу и только мангу, так что она возглавила проект, собрала авторов, выслушала идеи. Мы считаем, что это направление невероятно перспективное, что показывают и продажи, и спрос аудитории, и качество историй.Роман КотковВ июне 2018 года была запущена инициатива «Новые герои Bubble», в рамках которой новым авторам и художникам предоставили возможность сделать собственную серию внутри основной вселенной. Всего на конкурс была представлена 171 работа, из которых редакция отобрала 9 — работы финалистов были изданы в течение 2019 года, но только «Сокол», «Анна» и «Импульс» получили продолжения.
Мы придумали эту инициативу для поиска новых авторов. Мы получили огромное количество талантливых заявок, очень от них кайфанули, отобрали девять и помогли довести их до пилотного выпуска. Роман Котков
Идея инициативы родилась у меня, когда мы обсуждали что-то новое, что можно сделать во вселенной Bubble. Мы подумали, что в своё время старые журналы-антологии Marvel и DC не назывались по имени какого-то героя: Tales of Suspense, Amazing Fantasy, Action Comics. То же самое и с «Легендами Bubble». В них можно хоть каждый месяц делать нового героя и смотреть, выстрелит или нет.Роман Котков
Мне кажется, что отказ от печатных синглов скорее отразился на эмоциональной, чем на финансовой составляющей. Тиражи оставались, люди не брали историю с 48-го выпуска. Поэтому сейчас мы работаем только с специальными выпусками или с мини-сериями, всё остальное отлично продаётся в цифре.Роман КотковДиджитал-комиксы — это ещё одна ступень вперёд. Я бы даже сказал, это новый виток эволюции сторителлинга. Технологии могут оживить комиксы, заставить их двигаться, добавить звука. Это потребует больше времени на создание, но в итоге всё с лихвой окупится эмоциями, которые получит читатель.Артём ГабреляновА ещё у Bubble обновилась линейка — «Мироходцы», «Союзники» и «Бесобой» подошли к логическому завершению, и из старых серий в строю остались только «Майор Игорь Гром» и «Экслибриум». Но на смену ветеранам подоспели новые герои.
Так получилось, что я с детства читаю комиксы (итальянские), и каждое лето, приезжая в Россию, я не видела совсем никакого движения по этой теме. Сейчас в книжных есть наши полки, большой выбор, целая вселенная — выбирай что нравится. Даже фильм посмотреть можно. Это очень круто. Анастасия Троицкая, колористДумаю, Bubble внесло увесистый вклад в создание большего интереса к комиксам и развитие комикс-культуры в России. Была сделана куча всего интересного и крутого. Надеюсь, что дальше будет больше! Джамиля Зульпикарова, художницаНикогда прежде на территории СНГ не собиралось столько талантливых и заинтересованных в комиксах людей, которые за такое время смогли безостановочно выдать (и продолжают это делать до сих пор) десятки тысяч страниц комиксов, созданных с нуля. Горжусь своими коллегами, которые всё это время профессионально росли, и всей той работой, к которой мы приложили много усилий. Бесконечно радостно видеть, что вся эта работа находит отклик в сердцах нашей аудитории, спасибо ей за это и за её интерес!Константин Тарасов, художникЯ считаю, что за первые десять лет мы сделали то, к чему другие издательства шли десятилетиями. Очень хочется больше новой фазы и новых героев, но я считаю, что фундамент мы заложили прочный.Роман Котков
Экранизация «Майора Грома» казалась нам самой простой, но всех наших сил и средств едва хватило, чтобы сделать фильм так, как мы его задумывали. Поставь мы себе более высокую планку, что-нибудь могло бы сорваться в процессе производства, на съёмках или монтаже. «Майор Гром» нас не убил, но точно сделал сильнее.Артём Габрелянов
Смотрите также
Как и почему переделали «Майора Грома»? Главное из интервью с авторами
Александр Стрепетилов
15.04.2021
42590
Смотрите также
Девяностые в Питере: кадры со съёмок фильма «Майор Гром: Трудное детство»
Лиза Худайбердиева
10.04.2022
5223