Бытует заблуждение, что мультфильмы — это только для детей. На канале Cartoon Network считают иначе и каждый вечер запускают специальный блок Adult Swim. Его эфирное время изобилует сексом, насилием, пошлыми шуточками, матерщиной — в общем, всеми вещами, от которых малышей надо держать подальше.

Мультсериал «Рик и Морти» стоит в авангарде Adult Swim. От дикостей, которые эта парочка иногда себе позволяет, цензоры на иных каналах покрылись бы холодным потом. Впрочем, замечателен сериал другим: закрученными сюжетами, необузданной фантазией сценаристов, колоритными героями, отличным юмором и редкими, но меткими драматическими вкраплениями.

В главных ролях

Рик — гениальный учёный, избороздивший все уголки вселенной. У него есть бластер, открывающий порталы в иные миры, и летающая тарелка в качестве транспорта. Впрочем, от подобных безделушек он не сильно зависит, благо собрать на коленке какое-нибудь невероятное приспособление для него плёвое дело. Рик питает неутолимое пристрастие к алкоголю, который всё время порывается выскочить из него наружу. Ненормальный образ жизни неутешительно сказался на его психике, расшатанной дюжиной отклонений. По большому счёту, Рику на всех наплевать, но к Морти, кажется, он испытывает определённую привязанность.

Морти — четырнадцатилетний внук Рика. Он не гений. Бедняга испытывает трудности с обучением и по уровню интеллектуального развития находится где-то между мультяшными миньонами и фонарным столбом. По натуре он пассивный, нерешительный и мнительный тюфяк. Авантюрам своего дедушки юноша что есть сил противится, поскольку кончаются они для юноши физическими и моральными травмами. Впрочем, по ходу сериала сценаристы слегка подлечили его бесхребетность. Когда чаша терпения переполняется, Морти способен дать Рику отпор, а в кризисной ситуации не сидит сложа руки. В одной серии он даже поднимает восстание сотен угнетённых Морти из альтернативных реальностей.

У Морти самая скучная семья на свете, и даже фамилия у них — Смит

Движущая сила сюжета — столкновение двух противоположных темпераментов наших героев. Рик загорается безумной идеей, Морти его безуспешно отговаривает, и всё выливается в увлекательную катастрофу. Нелёгкая заносит парочку на космические корабли и далёкие планеты (и на Плутон, который больше не планета), в параллельные пространства, жуткие измерения, многоуровневые сновидения и даже внутрь бомжа.

А ещё у Рика и Морти есть семья, чьи дрязги контрастируют с неземными эскападами. По доброй традиции американского телевидения (взять для примера хоть «Симпсонов» и «Гриффинов») отец семейства, Джерри, — конченный идиот. Он женат на Бет, которая слишком хороша для него. Старшую сестру Морти зовут Саммер (и это самое интересное, что можно про неё сказать).

Пока дедуля с внуком куролесят по галактикам, их домочадцы решают более бытовые проблемы вроде брака, трещащего по швам. Впрочем, близость Рика превращает и их жизнь в фантасмагорический хаос. Достаточно лишь доверить им в руки какое-нибудь изобретение, чтобы всё пошло наперекосяк. Например, коробку, которая призывает мистеров Мисиксов, голубых гуманоидов, чей смысл существования — выполнять желания на манер джиннов. Горемыки и представить не могли весь ужас бытия, пока не встретили Джерри.

Откуда копыта растут

Джастин Ройланд и Дэн Хармон, голос и мозги «Рика и Морти»

Режиссёр Роберт Земекис и сценарист Боб Гейл наверняка качают головой и цокают языком, когда смотрят «Рика и Морти», — где-то они нечто подобное уже видели. Сходство этого дуэта с Доком Брауном и Марти Макфлаем, главными героями трилогии «Назад в будущее», довольно заметно и неслучайно.

В начале 2000-х Роб Шраб и Дэн Хармон разработали концепцию ежемесячного анимационного фестиваля, напоминающую отбор проектов на телевидении. Зрители смотрели десять короткометражных мультиков и голосованием выбирали пять «пилотных» выпусков, которые получали продолжение в следующем месяце. Таким образом посетители показа могли почувствовать себя циничными администраторами, программирующими сетку вещания. Своё детище Хармон и Шраб нарекли «Каналом 101».

Именно на нём в далёком 2006 году Джастин Ройланд впервые представил рисованную короткометражку с недвусмысленным названием «Настоящие приключения Дока и Марти». Хочется верить, что на глаза Земекису и Гейлу она никогда не попадалась — старики не заслужили такого плевка в душу. Дэн Хармон мягко охарактеризовал эти пять минут как «порнографическую вандализацию». Док заставлял несчастного Марти делать поистине кошмарные вещи.

Лучше не ищите эту короткометражку, хватит и кадра

Проблески будущего величия в короткометражке совершенно не угадывались. Ройланд и раньше бомбардировал «Канал 101» своими извращёнными и шокирующими творениями, после которых зрители лишь недоумённо протирали глаза. «Приключения Дока и Марти» несли на себе печать бездарности, как и практически всё, что придумывал Джастин в тот период. Сюжет отсутствовал, техническое исполнение граничило с примитивностью и убожеством, а весь юмор держался на единственной безвкусной шутке.

Тем не менее у ролика нашёлся потенциал. По счастью, Ройланд оказался одарённым актёром озвучки с широким диапазоном голоса и своеобразной манерой речи. Джастин легко переключался между сбивчивой настойчивостью Дока и тревожными колебаниями Марти. Даже девять лет спустя Рик и Морти препираются с точно теми же интонациями, что и их прообразы в той короткометражке.

Ройланд всерьёз привязался к своим персонажам. Он возвращался к ним вновь и вновь, вставляя их в другие свои ролики. Постепенно Док и Марти всё сильнее отдалялись от первоначальных прототипов. Однако карьере Ройланда это не помогало — она продолжала состоять из неудач и низкокачественных проектов. Чтобы окончательно превратить «Дока и Марти» в «Рика и Морти», потребовался ещё один человек, имя которому — Дэн Хармон.

Безумный учёный — не лучшая сиделка для вашего мальчика

Чтобы охарактеризовать талант этого сценариста, впору вводить лимит на комплименты — кажется, пока не переберёшь их все, описание не будет полным. За плечами у Хармона — креативнейший ситком «Сообщество». На канале NBC многострадальное шоу всегда было на волосок от закрытия из-за низких рейтингов, зато в интернете пользовалось почти религиозным почитанием. К четвёртому сезону Хармона уволили, после чего сериал моментально растерял весь свой шарм. «Сообщество» было настолько самобытным, что ни один другой сценарист не мог разобраться в его тонкостях. Руководству канала пришлось пойти на беспрецедентный для телевидения шаг: Хармона вернули на пост шоураннера. И с пятого сезона сериал мигом вернулся на прежний высочайший уровень.

Человечество должно сказать спасибо боссам NBC: не выгони они Хармона с работы, у того не появилось бы свободного года для запуска «Рика и Морти». Представители Adult Swim обратились к Дэну, чтобы он придумал для них получасовой сериал, который не стыдно поставить в прайм-тайм. Хармон был не уверен, с какого угла подступиться к анимации. Тогда он вспомнил о своём старом знакомом Ройланде, присылавшем неадекватные короткометражки для «Канала 101». И Джастин предложил дать шанс Доку и Марти.

Симбиоз между персонажами Ройланда и мастерством рассказчика Хармона обернулся триумфом. Джастин приноровился эпатировать в рамках разумного. Имена героев поменялись на Рик и Морти, их отношения с дружеских — на родственные. «Назад в будущее» вдохновило создание этого тандема, но, как ни странно, в остальном у мультфильма мало общего со знаменитой трилогией. Путешествия во времени ни разу не ложились в основу сюжета, хотя во вселенной сериала они, безусловно, возможны.

Метод Хармона

Рик и Морти: видеообзор 6Мозг Дэна устроен таким образом, что в основе всех произведений он видит кольцевую структуру. Он сам её вывел и всю жизнь практикует, что положительно сказывается на стройности его сюжетов. Если не вдаваться в сложные нюансы, то система Хармона представляет собой круг, разделённый на восемь равных делений.

  1. Персонаж находится в зоне комфорта.
  2. Но чего-то хочет.
  3. Он попадает в незнакомую ситуацию.
  4. Адаптируется к ней.
  5. Получает, что желал.
  6. Дорого за это платит.
  7. Возвращается в знакомую ситуацию.
  8. Изменённым.

Эффективность своего подхода Хармон доказал тем, что протянул целых десять эпизодов с сериалом под названием… «Лазерный пук».

Так на что же похоже?

****КАРТИНКИ Blue.png, World.jpg, Dog.jpg, Monster1.png —

Фантасмагорическое население мира «Рика и Морти»

От «Рика и Морти» за версту веет британским духом. Без влияния Дугласа Адамса с его «Автостопом по галактике» здесь точно не обошлось, а уж сравнения с нестареющим сериалом «Доктор Кто» напрашиваются сами собой. Как и эксцентричный Доктор, Рик познал тайны вселенной, поэтому мыслит куда более широкими категориями, нежели обыватель. Доктор также предпочитает одиночеству общество компаньона. Правда, на эту роль он дальновидно выбирает сногсшибательных девиц, а не туповатых внуков.

В рамках этих сериалов не существует невозможного — истории ограничены лишь воображением сценаристов. Практически ни один эпизод не обходится без ватаги монстров — художники без устали выдумывают полчища образин. Порой закрадывается подозрение, что вдохновение творцы черпают в запрещённых препаратах. Таких, например, как фильмы Дэвида Кроненберга. По крайней мере, в одной альтернативной реальности, показанной в «Рике и Морти», все живые существа выглядят как монстр из «Мухи» Кроненберга.

Как и «Доктору Кто», «Рику и Морти» иногда присуща гигантомания. Серия может начинаться вполне невинно — с изготовления приворотного зелья или шлема, повышающего собачий интеллект. Однако эти события непременно повлекут грандиозные последствия общемирового масштаба, и незадолго до финальных титров будет решаться судьба целых цивилизаций.

Хармон называет «Рика и Морти» смесью «Футурамы» и «Симпсонов». Дескать, от первой они берут фантастический аспект, от вторых — семейный, а затем балансируют между ними, как канатоходцы. Не стыдятся сценаристы и сентиментальных моментов, которыми славилась в своё время всё та же «Футурама». Сцены прощания Морти с его псом, перемирия Джерри и Бет или дружбы Джерри с дефектным Риком из другой временной линии получились душевными и эмоциональными. Впрочем, потребность в носовых платках возникает нечасто — раза три-четыре за сезон.

Завершающие штрихи

Ройланд и Хармон явно любят фильмы Дэвида Кроненберга

Споры Рика и Морти в исполнении Ройланда, безусловно, стали визитной карточкой сериала. Хармон шутит, что Джастин страдает раздвоением личности, которое помогает ему так убедительно озвучивать двух антиподов. Диалоги Рика часто прописываются в сценарии лишь в общих чертах, чтобы Джастин мог импровизировать. Благодаря этому рождается реалистичный говор сумасшедшего учёного с постоянными запинками, повторами и убегающими мыслями.

Время от времени Хармон с Ройландом не брезгуют и пародиями. В «Анатомическом парке» внутри человеческого тела свирепствуют болезни — трудно не заметить в этом настойчивое подмигивание «Парку юрского периода», где на свободу точно так же вырывались динозавры. Досталось от «Рика и Морти» и «Кошмару на улице Вязов», и «Началу».

А эту отсылку поймут не все — мало кто смотрел сюрреалистический фильм «Зардоз»

Когда Дэн с Джастином узнали, что по картине Нолана проехался и «Южный парк», то поспешно объяснили, чем отличается их подход. Мол, политика и социальные проблемы их не интересуют, сатира — вотчина Мэтта Стоуна и Трея Паркера. Однако это не помешало им высмеять всю систему американского телевидения в одном сымпровизированном эпизоде, когда Рик поймал программы телеканалов, вещающих из множества других вселенных.

Как правило, Дэн и Джастин всё же опираются на сюжеты собственного сочинения. Среди них, например, воспитание крохи из расы инопланетных завоевателей, битва умов с пришельцами-аферистами в симулированной реальности или вечеринка, полная странных личностей типа Абрадольфа Линколера (неудачной попытки Рика создать идеального лидера из ДНК Гитлера и Линкольна). Истории часто приобретают мрачный оборот, а юмор окрашивается в чёрные тона.

Сквозного сюжета в «Рике и Морти» почти нет, но персонажи потихоньку развиваются, а тайны скромными порциями приоткрываются. В последних сериях сезона выясняется, зачем гению помощь скудоумного внука, и раскрывается истинный смысл коронной фразы Рика, показывающий героя с новой стороны.

Там, куда мы отправляемся, Морти, дороги не нужны! Только бутылочка чего-нибудь крепкого

Соседи с «Гравити-Фолз»

Хорошие мультфильмы должны держаться друг друга, даже если выходят на разных каналах. Так, видимо, решили приятели Алекс Хирш и Джастин Ройланд. Глазастые фанаты давно заметили, что вселенные «Гравити Фолз» и «Рика и Морти» связаны между собой.

Иначе как объяснить, что в 10-й серии «Рика и Морти» из портала вываливаются кружка, ручка и блокнот Стэна Пайнса? Именно эти предметы он теряет в эпизоде «Общество слепого глаза» своего сериала. А в одном из снов, что посещают Рик и Морти, мелькают гномы из «Гравити Фолз». Совпадение? Не думаем.

Рик и Морти: видеообзор 7
Учитывая, что «Футурама» приказала долго жить, «Рик и Морти» по праву забирают себе лавры лучшего комедийно-фантастического мультсериала. Культ их растёт, про похождения двух бедокуров уже вышел комикс, а весной они навели шороху в традиционной диванной заставке «Симпсонов». Советуем и вам приобщиться к этому феномену.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишись на

Мир фантастики: подписка на 2025 год!

Только в предзаказе на CrowdRepublic:

  • 13 номеров и 3 спецвыпуска
  • Фирменная атрибутика
  • Бесплатные эксклюзивные бонусы для участников предзаказа
осталось:18дней
Подписаться
Подпишись на

Мир фантастики: подписка на 2025 год!

Только в предзаказе на CrowdRepublic:

  • 13 номеров и 3 спецвыпуска
  • Фирменная атрибутика
  • Бесплатные эксклюзивные бонусы для участников предзаказа
осталось:18дней
Подписаться