Схожие претензии вызывает и итоговый посыл фильма. Получается, что прошлое ни в коем случае нельзя отпускать: победителями выходят именно те, кто сражался за него до последнего. Те же, кто живёт дальше, лишь рискуют новыми потерями. Это показывают на разных уровнях, глазами разных персонажей — и с достаточным постоянством, чтоб считать это центральной мыслью картины. Надо биться за ушедшее до последнего, ведь почти любые смерти можно откатить.
Такая концепция отлично годится для мира кинокомикса, но довольно сомнительна для нашей реальности. Да, кинокомиксы никому ничем не обязаны, но не хотелось бы, чтоб фильм, который имеет столь широкое влияние на людей, подспудно транслировал вредные советы. По собственному опыту проживания сложных ситуаций могу сказать: помогает только непрерывное движение вперёд. Если под влиянием идеологии «Финала» кто-то решит до последнего жить прошлым — получится грустно.
Ещё создатели опять засветили тему феминизма — но не потому, что так надо по сюжету, и вовсе не потому, что женский взгляд на ценности Вселенной прекрасно подошёл бы для дискуссии с Таносом, а чисто для галочки. Серьёзно, в фильме есть сцена, где на поле боя встречаются, кажется, вообще все женские персонажи франшизы. Они собираются в кадре для наглядной иллюстрации лозунга «девочки — сила».
Эта неуместная сцена — символ того, как в угоду критикам ценные идеи превращаются в карикатуры на самих себя, профанации, хотя можно было сделать что-то глубокое и вдумчивое. «Финал», естественно, вобрал в себя все тренды последних лет (включая даже Fortnite!) — но можно ведь было подать их как-то умнее и аккуратнее?