«Противостояние»: экранизация Стивена Кинга про пандемию

36548
9 минут на чтение
Однажды в Америке на свободу вырвался опасный вирус, вызывающий кашель, насморк — и мучительную смерть. Большая часть людей погибает от пандемии. Крайне немногочисленным выжившим рано радоваться: вскоре им начинают сниться странные сны. В ближайшее время грянет битва Добра и Зла — и в ней надо будет выбрать сторону.

Жанр: постапокалиптическая драма

Шоураннеры: Джош Бун, Бенджамин Кавелл

В ролях: Джеймс Марсден, Одесса Янг, Оуэн Тиг, Александр Скарсгард, Вупи Голдберг

Премьерный показ: декабрь 2020 — февраль 2021, CBS All Access («Амедиатека»)

Продолжительность: 9 серий примерно по часу

Похоже на: «Мгла» (2017) • «Мир Дикого Запада», сезон 3 (2020)


Казалось, у экранизации «Противостояния» — одной из самых знаменитых и значимых книг Стивена Кинга — было всё. Наконец она попала в заботливые руки — высокий бюджет, знаменитые актеры, а также обнадеживающие обещания: сюжет будет перенесен на экран аккуратно и без серьёзных изменений. Ожидания были невообразимо завышены, а хорошим новостям не было конца: продюсером сериала стал сын автора, а последнюю серию вызвался написать сам Кинг!

И вот долгожданный сериал вышел. В девяти сериях создатели честно, тщательно и в меру своих способностей пытаются изложить сюжет великой книги. И по причинам, далёким от мистики, это у них отчаянно не выходит.

О чём книга?

...самые рьяные из почитателей «Противостояния» не стали бы сильно скорбеть, если бы я умер в 1980-м; с их точки зрения мир бы уже ничего не потерял.Из предисловия Кинга к переработанному изданию «Стрелка», 2003 год
Вышедший в 1978 году роман «Противостояние» стал редкой для тех лет историей о великой пандемии — ярким, жёстким, динамичным рассказом об одном из самых грустных видов апокалипсиса. Первая часть книги с документальной точностью описывает распространение вируса по Америке. Через судьбы десятков героев сюжет показывает реалистичную реакцию правительства, общества и обычных людей на болезнь, от которой невозможно отгородиться. Во второй части темп резко спадает — повествование становится почти размеренным, рассказывая о жизни двух сообществ постапокалиптической Америки. В одном из них дела вершит пожилая женщина, в другом — демонического вида мужчина. Их главное столкновение случится в самом конце истории — и это будет истинная битва Добра и Зла.

Вупи Голдберг в роли Эбигейл

Сюжет «Противостояния» почти намеренно упрощён. Сводя эпидемию к классическому библейскому конфликту, Кинг использует её как повод для рассуждения о моральном выборе, которые мы ежедневно совершаем — и который в итоге делает нас настоящими, многогранными людьми. «Противостояние» завоевало сердца читателей не апокалиптическими образами и религиозным подтекстом, а именно проработанными героями, коллекцией характеров и судеб Америки начала восьмидесятых.

В 1990 году Кинг выпустил обновленную версию книги, вернув все сцены, которые был вынужден вырезать по настоянию издательства. В этом виде она стала одним из самых объёмных романов писателя, который смело можно рекомендовать к прочтению и сейчас.

Добрые намерения

Не все догадаются, что Скарсгард играет того же персонажа, что и Мэттью Макконахи в провальной экранизации «Тёмной Башни»

Поначалу сериал во всём походит на старательную и уважительную экранизацию книги — за тем исключением, что почему-то начинается с её середины. Эпидемия здесь уже случилась — выжившие разбирают тела, собирают ресурсы и думают, как жить дальше. На смену старательно нагнетаемому в книге саспенсу и постепенному осознанию масштаба трагедии пришли многочисленные флешбэки от лица более чем десятка героев. Тем, кто знакомится с «Противостоянием» впервые, такое повествование может показаться запутанным и бессистемным, а задача расставить события в голове по порядку — скорее утомительной, чем увлекательной. Тем не менее поклонники книги могут посчитать эту жертву оправданной: в конце концов, нас окружают те же события и те же герои.

Сперва кажется, что невозможно придумать более удачный актёрский состав. Стю Рэдмана, идеального «хорошего парня», играет Джеймс Марсден, настоящий ветеран ролей хороших парней. Мудрой старой пророчицей матушкой Эбигейл становится Вупи Голдберг, а Александр Скарсгард продолжает семейное дело, задорно и яростно изображая ещё одного культового сверхзлодея миров Кинга — Рэндалла Флегга, Человека в чёрном. На месте даже Эмбер Хёрд, удивительно органичная в образе милой на вид девушки, которая оказывается опасной психопаткой. Хватает удачных образов и на вторых ролях: молодой актёр Оуэн Тиг ярко исполняет партию Гарольда Лаудера, молодого человека на верном пути к психозу, используя все возможные мышцы лица, ну а Эзра Миллер в роли Мусорного Бака играет даже теми частями тела, которых мы, возможно, и не заслужили.

Эзра Миллер исполняет, возможно, одну из самых жутких ролей в своей карьере

Несколько серий проходит в размеренном наблюдении за событиями из книги. Мы видим, как Редман выбирается из лаборатории, а Ларри Андервуд бежит из Манхэттена, следим за Гарольдом, Френни и прочими многочисленными героями. В какой-то момент даже начинает казаться, что в кои веки перед нами удачная экранизация Кинга. Не жалея бюджета, сериал эффектно изображает картины глобальной паники и разумно освежает книжный сюжет дополнительными сценами.

Так происходит до тех пор, пока флешбэки не кончаются. Лишая зрителя постепенного развития героев, бросая его в гущу событий и потусторонних интриг, сериал обнажает под собой простую религиозную историю. И, как всякая религиозная история без ярких персонажей, она рассыпается под грузом логических неувязок.

Дж. К. Симмонс появляется лишь в одном эпизоде — возможно, самой удачной сцене сериала

Банальность зла

Разносторонний, старательный и крайне дорогой актёрский состав играет с сериалом злую шутку: стремясь показать каждую из звёзд, сериал забывает о сюжете. За девять серий нам успевают представить несколько десятков персонажей. В книге каждый из них планомерно и тщательно развивался, логически подходя к своему финалу. В сериале же они второпях читают реплики и проигрывают флешбэки, сдобренные дорогой музыкой и профессиональным монтажом. В этом потоке коротких историй проще потеряться в списке героев, чем сформировать к ним хоть какую-то эмпатию.

Не все тропинки важны для сюжета, не все герои имеют равное значение. Стоило ли так подробно рассказывать историю Гарри Лаудера, у которого в сюжете чисто утилитарная роль? Стоило ли так полагаться на игру Вупи Голдберг, не написав ей достойных реплик? Стоило ли забывать о Нике в течение первых серий, второпях рассказывая о нём в дальнейшем, а затем тут же пытаясь вызвать сопереживание? Стоило ли превращать в отвязного психопата Мусорного Бака — униженного, забитого человека?

Безумной улыбкой и живой мимикой Оуэн Тиг слегка напоминает молодого Джима Керри. Проблема лишь в том, что в сюжете его слишком много

«Противостояние» можно считать одной из самых религиозных книг Кинга, но мистика в ней появляется далеко не сразу. Лишь к середине истории герои начинают видеть сны и видения, а главный злодей обретает всё больше инфернальных черт. К этому моменту мы уже давно знакомы с героями — вместе с нами они аккуратно нащупывают тропинку к тьме или свету.

В сериале, где мистические силы изначально направляют сюжет (и даже запускают сам механизм апокалипсиса), возникает ощущение, что поступки героев и вовсе не имеют никакого значения. Их действия предопределены пророчествами, выборы иллюзорны, а попытки выбраться из заколдованного круга не приводят ни к чему. История, которую Кинг рассказывал метафорично и размеренно, в сериале рвётся вперед с лобовой серьёзностью, и нам предлагают просто принимать её на веру. Так, последователи матушки Эбигейл в итоге оказываются лишь незначительными пешками в руках пророчества — их решения и действия либо интуитивны и нелогичны, либо направлены свыше.

В конце концов избранным героям достаётся задание… просто прийти в логово Зла и, грубо говоря, плюнуть ему в лицо. Герои следуют этому зову — даже не допуская, что Зло в ответ просто может утереться

Но главные проблемы сериала скрываются в Лас-Вегасе — местной «цитадели зла» Человека в чёрном. В книге Вегас был конкурирующим сообществом, коллективом таких же обычных граждан страны, только построенным на чуть более жестоких принципах и строгих правилах, чем коммуна Эбигейл. Флэгг долгое время пусть авторитарно, но грамотно управлял городом, провозгласив верховенство закона и порядка. Под стать идее он подбирал и «апостолов» — технических специалистов, бывших полицейских, а главной своей опорой сделал хитрого и расчётливого убийцу-беспредельщика.

Сериал же изображает Вегас как современную Гоморру — место разгульной вольницы, вечного кутежа, рабского труда и даже гладиаторских боёв. Изменились и образы помощников злодея, особенно его правой руки, теперь обычного грабителя-наркомана. Стремясь показать Флэгга идеальным злом, режиссеры опускаются до карикатуры, достойной средневековой религиозной агитки, а его «команда» производит впечатление некомпетентных неудачников, чьи действия успешны лишь благодаря всезнанию злодея.

Фиона Дуриф, известная по роли холистической убийцы из «Дирка Джентли», играет небольшую, но яркую роль распорядительницы местного сатанинского бала

Историю «Противостояния» можно было адаптировать для телевидения множеством путей: сделав полноценный сериал, сократив количество точек зрения, разбавив чёрное и белое разнообразными оттенками. Можно было добавить красок даже Человеку в чёрном — ведь за годы после выхода книги Рэндалл Флегг превратился в творчестве Кинга из банального посланника дьявола в самостоятельную многогранную фигуру. Шоураннеры сериала пошли самым простым и очевидным путем, решив просто кинуть в экранизацию внушительную сумму средств. Увы, для великих книг подобный рецепт смертелен.

Экранизация 2020 года не стала первой для «Противостояния» — впервые на экране история была рассказана в 1994 году, спродюсированная лично Кингом. Это был малобюджетный, но подробный и аккуратный пересказ книги. Сейчас для просмотра старой экранизации придётся пойти на жертвы — не обращать внимания на скудость постановки и локаций, дешевизну эффектов и малоизвестность актёров. И всё же исходному материалу она делает куда больше чести, равномерно и спокойно развивая характеры, во всём следуя темпу и манере повествования Кинга. И, возможно, знакомство с ней будет для зрителя куда более ценным опытом. В конце концов, не сама ли история рассказывает нам, что деньги не главное?

Финал от Кинга

«Противостояние»: экранизация Стивена Кинга про пандемию 8Значительная доля новостей перед выходом «Противостояния» была посвящена серии, написанной самим Стивеном Кингом, — сообщалось, что для сериала автор решился переписать концовку! На практике от финала не стоит ждать ничего особенного: с тем же успехом серию можно было уложить в пять минут послесловия. Выжившие герои справляются с последствиями произошедшего и попадают в неприятную ситуацию, после чего понимают, что Зло и Добро будут с нами вечно.

И тем не менее именно здесь виден след настоящего Кинга — неторопливого, терпеливого автора, который умело расставляет силки сюжета и ловко играет с нашими ожиданиями. За героев начинаешь по-настоящему переживать, а развязка на один миг становится неочевидной. Жаль только, что девятая по счёту серия никак не оправдывает предыдущие восемь.

Незначительные изменения, мелкие сценарные ошибки, изменившийся темп повествования — «Противостояние» погубила не великая глупость, а тысяча малых. Почти не изменяя сюжет книги, все вместе они выставляют его наивной, непродуманной историей без какого-либо внятного послания, кроме очевидной религиозной аллюзии. С дорогой постановкой, дорогими актёрами, дорого закопирайченной музыкой сериал производит впечатление новогоднего сюрприза для дедушки Кинга от любимого внука — возмутительно щедрого и непродуманно безвкусного подарка.

Для фанатов Кинга знакомство с экранизацией «Противостояния» похоже на начало страшной истории: вы прибываете в место, которое, по слухам, должно быть идеальным. Знакомые люди улыбаются вам, знакомые образы старательно отыгрываются, знакомые события ожидаемо происходят. Но чем больше времени вы проводите в компании старых знакомых, тем явственнее проступает навязчивое, липкое, почти пугающее чувство ужасного провала. Как водится в страшных историях, это чувство поглотит вас слишком поздно — ровно в тот момент, когда мозаика из множества сценарных просчётов сложится целиком.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Сериалы

Сериал «Пингвин»: лицо со шрамом покоряет экраны

Сериалы

«Дэрил Диксон» и «Выжившие»: куда идут спин-оффы «Ходячих мертвецов»
До чего дошёл главный сериальный постапокалипсис в 2024 году

Сериалы

«Это всё Агата». Трогательный и музыкальный сериал Marvel с ведьмами вместо супергероев
Самый дешёвый и неформатный сериал Marvel — и в этом его сила.

Сериалы

Пришельцы, духи и украденные гениталии — да кто такой этот ваш «Дандадан»?!
Что объединяет духов, инопланетян и прочие сверхъестественные вещи? Главное аниме осеннего сезона (а то и всего года!) со странным названием «Дандадан». Рассказываем, откуда взялся этот хайповый сёнэн «Дандадана» — и про что он вообще.

Сериалы

Какие сериалы смотреть в ноябре 2024? Их мало, зато — ого какие!
Продолжение главного мультсериала 2021 года и предыстория «Дюны».

Сериалы

«Совместить футуризм и Древнюю Русь»: разговор с создателем «Киберслава» Стасом Дмитриевым
Как рождался мультсериал, какие планы у создателей и как взглянуть на родную культуру через призму мировой.

Сериалы

«Звёздные врата: ЗВ-1» и другие сериалы, расширившие вселенную фильма
Именно за них многие когда-то полюбили эту вселенную, которая благодаря сериалам стала поистине огромной.

Сериалы

«Кольца власти», 2-й сезон. Стало ли лучше?
Поборникам канона лучше и не начинать.

Сериалы

Аниме «Спираль»: проклятие экранизаций Дзюндзи Ито
Как мечта фанатов превратилась в кошмар.

Сериалы

Звёздный крейсер «Галактика». 20 лет поисков Тринадцатой колонии
От наивного оригинала к блестящему переосмыслению
Показать ещё