У вас довольно масштабные планы на этот тур, но что вы планируете делать дальше? Запишете альбом расширенным составом — или все разойдутся по своим делам, а вы продолжите работать в прежнем составе?
Мы ещё не думали, что будем делать после тура, во время гастролей такие мысли скорее отвлекают. Вот мы выпустили новый сингл Pumpkins United, все мы знаем свои партии, но мы ещё ни разу не играли новую песню все вместе, даже на репетициях. У нас в туре хватает забот, поэтому мы пока поживём текущим моментом, а потом посмотрим, что будет дальше. Не думаю, что в мире найдётся много групп, которым бы нравилось записывать альбомы во время турне.
То есть вы чередуете периоды, когда вы ездите с гастролями и когда пишете музыку?
У нас в группе все ненавидят писать музыку во время турне. Да, Энди Дерис и другие могут писать какой-то материал для сольных проектов, но я так не могу. Я предпочитаю отдыхать между выступлениями, а не работать. Новые идеи всё равно появляются, я их откладываю, даже записываю какие-то фрагменты, но на этом всё.
Демо-записи я предпочитаю делать дома — за тем самым столом, тем самым компьютером, где я сейчас сижу. Я встаю рано утром, работаю до полудня, и именно так я и предпочитаю работать, а не во время тура по пути из автобуса на сцену, из клуба в отель. Ненавижу писать музыку во время турне. Никто в нашей группе этого не любит. Идеи рождаются, да, но ничего больше.
«Бруно Марсу тоже нужны деньги на то, чтобы стать новым Принсом!»
Вы выступаете уже больше трёх десятилетий. Насколько сильно изменился музыкальный рынок за это время?
Мы себя чувствуем так, словно нас мучит жажда, но бутылка опустела, словно у нас в лёгкие внезапно перестал поступать кислород. Всё изменилось. Неизменным остался только сам процесс записи — ты сидишь в студии с гитарой и записываешь музыку.
Я не имею ничего против подписок и всего прочего, но я совершенно не понимаю, почему все должны получать музыку бесплатно. Ты можешь включить радио и послушать песню, но ты не можешь проиграть её ещё раз. А если ты можешь стримить аудиозаписи, это уже совершенно другое. Да, пользователи платят издателям за подписки, за прослушивания, но этих денег недостаточно. Музыканты живут за счёт проданных аудиозаписей, и если получаемых за счёт продажи денег не будет хватать на жизнь, им придётся просто завязать с музыкой. Люди могут сказать: «Это всё фигня, Мадонна или Леди Гага баснословно богаты, они просто купаются в деньгах, у них есть большие дома и всё такое». Это, конечно, так, но далеко не все музыканты настолько богаты. У нас нет больших домов, и у других их тоже нет, и пусть мы получаем гораздо больше, чем молодые начинающие артисты, наши доходы не сравнятся с доходами Леди Гаги.
Для меня последний пример музыкантов, добившихся культового статуса, — это Muse. Они пробились на самый верх, они собирают стадионы, ума не приложу, как это у них получилось. Но они полностью заслужили свой статус. На мой взгляд, Muse куда интереснее, чем U2, и им совершенно не нужно копировать Боно, Queen или ещё кого-то. Эй, я уже когда-то слышал эту песню, и тогда она называлась I Want to Break Free! Я бы хотел, чтобы Muse вернулись к звучанию своего первого альбома, так что, дорогие Muse, если вы это читаете, пожалуйста, когда начнёте записывать следующий хит, будьте собой и найдите способ нас удивить.
А теперь мы подходим к следующей части вопроса — как любой начинающей российской, немецкой или британской группе повторить успех Muse? Как это сделать простым ребятам, которые сидят у себя в гараже с парочкой гитар и простеньким звукозаписывающим оборудованием? Можно записать видео и выложить его на YouTube, записать несколько треков и выложить их на iTunes или Spotify, но будьте уверены: затраты на эту запись не окупятся. Я не знаю, как должен работать механизм вознаграждения авторов, но я очень надеюсь, что в дальнейшем всё изменится. Только недавно какая-то американская звукозаписывающая ассоциация подала на Spotify в суд, выиграла процесс, и теперь Spotify обязали платить музыкантам гораздо больше, но этого всё равно недостаточно, так что, сдаётся мне, впереди нас ждёт ещё несколько судебных процессов.
Я знаю, что потребители не всегда разделяют мои взгляды, но поймите, если вы идёте в магазин за буханкой хлеба, вам придётся заплатить за неё. Если вы хотите новые джинсы, вы идёте в магазин и покупаете их. Они могут стоить от 15 до 90 евро, и если 90 евро кажутся вам слишком высокой ценой, то вы можете взять джинсы за 15 евро. Но задумайтесь о том, что китайским или вьетнамским рабочим, которые пошили эти джинсы, недоплачивают. Подумайте об этом. Подумайте о том, что кто-то недоедает и получает недостаточно денег за свой труд, стараясь, чтобы ваша жизнь была лучше. Может, стоит поделиться с ними частью достатка? То же самое относится к музыкантам, художникам и дизайнерам. Их труд нужно поддерживать. Я не могу сидеть в офисе и заниматься бумажной работой, у меня бы это плохо получилась, мне лучше оставаться на своём месте и заниматься тем же, чем сейчас. Чтобы общество процветало, каждый должен заниматься тем, к чему он больше расположен. Поэтому все художники, музыканты и дизайнеры должны получать достойную плату за свою работу.
Всегда будут те, кто зарабатывает неприличное количество денег, но есть и те, кто просто хочет заниматься любимым делом и не задумываться о том, как оплатить счета за воду и электричество. Вот ты, например, тоже должен получить достойный гонорар за всё то время, что потратил на подготовку к этому интервью, беседу со мной и последующую расшифровку моего ворчания.
Да, я определённо намекну редактору. Мне кажется, что сейчас лучший способ оплатить труд музыканта — это прийти на его концерт или купить у него напрямую его записи или официальный мерчандайз.
Да, просто покупайте наши грёбаные записи! Купите CD, DVD, винил, заплатите запрошенную цену — и всё будет хорошо. Всем нужны деньги на создание новых хитов, даже этому парню, которому сулят славу нового Майкла Джексона или Принса, как там его… Бруно Марс, во! Бруно Марсу тоже нужны деньги на то, чтобы стать новым Принсом и Майклом Джексоном, а возможно, и записать что-нибудь получше. Бруно Марсу тоже нужны ваши деньги, потому что мне нужен Бруно Марс, мне нужны Muse, и я хочу услышать их новые песни. А если вы не будете платить за их творчество, я, скорее всего, не смогу услышать их новую музыку. Если люди не будут поддерживать художников и исполнителей, их просто не станет.