Беседа с Анной Молевой

23828
15 минут на чтение
Увидев обаятельную девушку в откровенном костюме на каком-нибудь гиковском мероприятии, рядовой любитель поп-культуры нередко навешивает на неё обидный ярлык и признаёт всю российскую косплей-сцену вторичной и безнравственной. Тем не менее отечественный косплей давно и хорошо известен в мире. Его представители нередко побеждают в международных конкурсах, судят соревнования, а порой становятся официальными лицами известных игр. Всё это в полной мере относится к нашей сегодняшней гостье Анне Молевой — одной из самых известных, дотошных и влиятельных косплееров России.

Досье: Анна Молева

Анна МолеваАнна Молева, также известная как Ormeli, родилась 26 июля 1989 года в городе Удомля (Тверская область). В середине нулевых переехала в Москву и вскоре увлеклась косплеем. По образованию ветеринарный врач и ювелир. Знает греческий язык. Обладает стальными нервами, которые позволяют ей играть в хорроры по ночам. Дома у неё живёт сокол по имени Цамах. Анна воплотила больше двух десятков образов, среди которых персонажи Prime World, Prince of Persia, Dead Space 2, комиксов и игр о Бэтмене, The Flight of Dragons и Alice: Madness Returns. Активно мелькать перед камерами Анна начала в 2010 году (Сифильда из Disciples 3). Международная слава пришла к ней в 2011-м, когда она явила миру Элизабет из BioShock: Infinite. Эли в исполнении Анны настолько приглянулась создателю игры Кену Левину, что он сделал Молеву официальным лицом проекта. Признание на родине ждало Анну в 2012 году. Джейн Шепард из Mass Effect сразила судей конкурса Miss Gamer наповал, а добивающим ударом в сердца гиков после роли Элизабет стали образы Ядовитого плюща из вселенной DC и Эйприл О’Нил из «Черепашек-ниндзя». Сейчас Анна перестала активно заниматься косплеем и сосредоточилась на исполнении своих мечтаний, одно из которых — съездить в Вену на мотоцикле. Со многими её работами можно ознакомиться на сайте ormeli.deviantart.com.

«За идеальным косплеем не должно быть видно человека»

Косплей иногда сравнивают с актёрской игрой. Есть мнение, что мало сделать костюм и выучить пару стоек — надо соответствовать своему образу эмоционально и духовно. Согласны ли вы с этим?

Я считаю, что смысл косплея заключается в полноценном воплощении персонажа в жизнь, неважно, обычный ли он человек, магическое существо или вообще нелюдь. И для этого недостаточно натянуть на себя пару тряпок. За идеальным косплеем вообще не должно быть видно человека — только материальное воплощение персонажа из вымышленного мира. Это действительно актёрская игра, но гораздо более точная и глубокая, так как приносить в образ что-то от себя губительно для результата. Нужно перенять особенности героя, его мировоззрение, привычки, переживания и размышления. Стать им, затмив своё «я». Для этого нужно тщательно изучить первоисточник, обращая внимание не только на конкретного персонажа, но и на мир, в котором тот живёт. Надо часами репетировать перед зеркалом, сознательно ставить себя на место героя и тщательно исследовать все ваши сходства и различия. Это большая внутренняя работа, но она очень полезна, ведь даже у самого плоского пиксельного человечка есть чему поучиться.

Помогают ли в подобных вещах актёрские курсы или секрет кроется в чём-то ином? Скажем, хочешь косплеить психопата — сходи в психушку и понаблюдай за мимикой и жестикуляций местных обитателей…

Курсы скорее помогают, чем нет. Если ты сам не можешь представить себя на месте героя — на таких курсах тебя научат, как это делать. Хотя тут может сработать принцип «лучшее — враг хорошего». Творческая свобода и вариабельность, позволительная актёрам, — не наша стезя. Наша задача — досконально повторить образ без всяких «я так вижу». А псих психу рознь — нахватаешься у шизофреника, а тебе ананкастное расстройство личности нужно было воссоздавать. Что тогда делать? Нужно просто расширять свой кругозор, изучать и запоминать всё, до чего можешь дотянуться, не привязываясь к одному амплуа. Так и матчасть лучше поймёшь, да и в жизни что-нибудь пригодится.

А может ли опытный косплеер стать потом актёром кино или театра?

Сложный вопрос. У каждого из нас свой подход: я считаю так, кто-то вам скажет иначе. К тому же косплееры чаще работают на фотокамеру, чем на видео или живьём. За всех я говорить не могу, но полагаю, что из косплеера вполне получился бы актёр. По сути, косплееры отличаются от звёзд кино только тем, что всё делают сами и бесплатно.

Многие люди ничего не знают о крафтерах и полагают, что косплееры создают все свои костюмы сами. В каких отношениях состоят косплееры и крафтеры?

Несколько лет назад косплееры разделились на тех, кто делает всё сам, и тех, кто заказывает на стороне. Споры на тему, можно ли вторых считать косплеерами, до сих пор бушуют в нашей среде. Тем не менее услуги крафтеров пользуются спросом, ибо раз уж бог не дал таланта к ремеслу, а примерить образ любимого героя очень хочется, зачем отказывать себе в удовольствии и лишать мастеров куска хлеба? Я вот сама шью на заказ. Ни для кого не секрет, что любому ремеслу нужно учиться. Не хочешь учиться — плати. В нашем обществе победившего капитализма всё просто.

Кстати, а появились ли за последние годы новые методики создания крафта?

Набирает обороты 3D-печать. Всё чаще делают цифровые модели нужной детали или даже цельного доспеха и просто… распечатывают его. Удобно и точно! Хотя таинством создания приходится жертвовать. Знаете, это как в ювелирном деле — можно собрать украшение по частям, выпилить, вытянуть, спаять, а можно отлить готовое из восковой модельки. Результат вроде тот же, но вот трудозатраты… Каша с «маминой любовью» всегда вкуснее.

Влияют ли на цельность образа материалы, из которых сделаны элементы костюма? Есть ли разница между качественно сделанным пластиковым мечом и настоящим металлическим? Разумеется, кроме веса.

Я всегда ратую за подлинные материалы, но мало кто из коллег меня поддерживает. Вообще, чем ближе материал к оригиналу, тем лучше. Тот же подкладочный материал никогда не заменит восточный шёлк. Костюм, не выглядящий как китайская подделка, позволяет косплееру создать у зрителя ощущение, что конкретный герой в известном физическом мире выглядел бы именно так. Но есть одна существенная проблема — деньги. Качественный костюм требует соответствующих материалов, а рядовым косплеерам, по большей части принадлежащим к студенческому племени, таких затрат не потянуть. Да и зачем? Пощеголять на каком-нибудь фестивале за еду? Оно того не стоит.

Некоторые косплееры ради соответствия образу начинают самосовершенствоваться. Одни активно занимаются фитнесом, другие записываются на фехтование, единоборства и стрельбу, а некоторые набивают татуировки или даже делают шрамирование. Не слишком ли это радикальный подход?

Я поддерживаю любые такие начинания, хотя тату или шрамирование я бы делать не стала никогда, ведь это закрывает двери ко многим образам. Но когда горишь идеей и хочешь как следует её исполнить, тебе и море по колено. К примеру, для косплея Alice: American McGee я похудела на десять кило. Ещё я всегда предпочитаю собственные волосы парикам, поэтому постоянно стригусь, крашусь или отращиваю их. В общем, чем натуральнее ты будешь выглядеть, тем лучше.

[su_caption caption="Образ Катрины Калаверы, героини мексиканского фольклора, украсивший обложку ноябрьского «Мира фантастики»"]

«Феминистки просто ленивые создания»

Компьютерные игры и комиксы часто обвиняют в том, что тамошние женщины не соответствуют реальности. Как-то раз феминистки представили «правдивые», то есть полноватые образы героинь, на что сами косплееры продемонстрировали свои тела, превосходящие, как оказалось, оригиналы. О чём это говорит? 

Феминистки, безусловно, ленивые создания. Феминизм вообще странное явление. Эти дамы требуют, чтобы их принимали такими, какие они есть, но при этом зачастую сами бывают нетерпимы к другим. Это бедные женщины и девочки, запутавшиеся и не понимающие, что если хочешь кого-то изменить — начни с себя, а в мире тебе никто ничего не должен. Отдавай они чуть-чуть больше любви, чем хотели бы получать, — в мире появилось бы много счастливых мужей и жён.

Но и косплей, разумеется, подвигает людей становиться лучше. Любое хобби в первую очередь призывает развиваться, и косплей не исключение.

А что вы скажете о засилье девушек-косплееров, упирающих на свои внешние данные? Сексуальный косплей намеренно играет на природных инстинктах фанатов или красотки-гики просто хотят порадовать своих приятелей?

Ну товарищи, давайте не будем мешать чай с цементом. Всем известно, что секс — лучшая реклама, чем активно и пользуются девушки, желающие нарастить себе популярность. Конечно, по этой же причине появляются главные героини в бронелифчиках, но я сейчас не о них, а о нарочитом выставлении женских прелестей там, где это не нужно. Это не косплей. С таким же успехом можно было бы называть косплеерами всех девушек, наряжающихся на Хэллоуин ведьмочками.

Настоящие косплееры — это те, кто делают сложные костюмы с максимальной детализацией, а не милашки в бронелифчиках? Да и вообще, считается ли за достойный косплей сексуальный образ, который не только выставляет напоказ природные богатства косплеера, но и подразумевает соответствующее поведение?

Если Господь не одарил ничем, кроме внешних данных, — ну что ж, на безрыбье и рак крокодил. Но всё зависит от подхода. Можно такую милашку сделать, что с тобой побегут подписывать многомиллионные контракты киностудии, если ты действительно грамотно передала образ. А ежели просто натянула кольчужные стринги, то киношники тоже объявятся, но иного, более пикантного жанра. Сексуальность тоже надо уметь показы

вать, не впадая при этом в вульгарность или пошлость, а это порой гораздо сложнее, чем сделать закрытый костюм из тысячи деталек.

Любой косплей считается достойным, если он сделан максимально точно. Если прописано, что герой безумен, — будь добр быть безумным! Не ты создал героя, не тебе его менять. Это относится в равной степени к сексуальным и асексуальным костюмам, к простым и сложным. Можешь косплеить хоть колобка, но тогда играй по правилам и стань круглым комком теста. Всё просто.

Как думаете, почему косплеем увлекаются преимущественно девушки?

Им проще. Публика всегда более благосклонна: платьице надела, ручкой помахала — все в восторге. Переодевания, косметика — всё это с детства знакомо, всё интересно. Мужчины, существа более брутальные и трепетно относящиеся к своему появлению на публике, стараются жить по принципу «всё или ничего». В плане косплея с прискорбной частотой побеждает «ничего». И всё-таки в последнее время количество мужчин в косплее увеличивается, и это отлично. Парни тоже делают поистине удивительные вещи.

А может быть, дело отчасти в восприятии косплея обществом — мол, это постыдное для настоящего мужчины занятие?

Как я уже сказала, мужчинам гораздо сложнее показать себя публике, так уж они устроены. У меня очень много знакомых парней, которые любят косплеить, но костюмы они подбирают такие, чтобы обязательно был шлем, маска или такое количество грима, что и лица не видно. К тому же для хорошего косплея часто нужно обладать соответствующим телосложением. Внешность персонажей диктуется обществом, и если она будет неприятна глазу — её нельзя будет продать, а ленивая естественность сейчас не в моде, да и вряд ли когда-нибудь будет. Но если девочек с пышными формами ничто не может остановить от примерки лосин на публике, то для мужчин подобное неприемлемо. Да и не в мужском это характере — примерять на себя чей-то образ. Мальчишки обычно не вживаются в образ главного героя, а вписывают себя в его мир, — так уж устроена мужская психология. Но всё же соблазн облачиться в фантастические доспехи или похвастаться умело изготовленным хитрым механизмом берёт своё. Времена меняются, и тенденция налицо.

Галерея образов


«Я никогда не стремилась к популярности»

Насколько сильно выросло качество отечественного косплея по сравнению с корейской и американской сценой? Появились ли за последние годы новые лица или старая гвардия продолжает тянуть лямку и осваивать новые образы?

Отечественный косплей сейчас по праву считается одним из лучших в мире. Наши ребята выигрывают международные конкурсы, посещают интернациональные выставки и фестивали, причём не только как гости, но и как приглашённые судьи. Многие получают признание от авторов первоисточника, что само по себе уже высшая оценка. И это учитывая то, что у нас нет возможности зайти в магазин и купить всё для образа, как это бывает в восточных странах.

С каждым годом появляется всё больше талантливых ребят. Да и поколение сменяется. Старая гвардия уже практически сошла со сцены, хотя многие остались около неё — одни организовали свои фотостудии и мастерские, а другие работают с гримом.

Расскажите, что изменилось в вашей жизни после успеха образа Элизабет из BioShock: Infinite. Что вам принесла популярность?

Очень много головной боли. Я никогда не стремилась к популярности и хотела просто делать своё дело. Но общество так устроено, что «не всем интересно, что я имею в виду, но всем интересно, с кем и куда я иду». Мне пришлось прекратить всю социальную активность, потому что, как только люди узнавали, где я бываю или работаю, у дверей тут же появлялись непрошенные гости. Были попытки найти мой адрес, причём иногда успешные, скрытые съёмки, взломы социальных сетей — в общем, мало приятного. После такого любое желание что-то делать пропадает. Я свернула все свои проекты и прекратила заниматься косплеем, переключившись на другие вещи. Жаль, если честно, но мои нервы мне дороже. Такая жизнь не для меня.

Если бы вам предложили создать из косплееров музыкальную группу, то в каком жанре вы бы играли, на что были бы похожи ваши выступления и имело бы подобное начинание успех у публики? Кто бы служил источником вдохновения?

Это очень сложный вопрос. Наверное, как и косплей, это была бы сборная солянка из всевозможных жанров. В репертуаре можно было бы найти всё, от фортепианной классики до тяжёлого рока. Причём… Даже не знаю. Косплееры — это подражатели. Они не создают своего, а только совершенствуют уже имеющееся. Именно поэтому косплей нельзя называть искусством, ведь его выходной продукт не несёт в себе уникальной идеи. На мой взгляд, сравнивать музыку (искусство) и косплей (ремесло) не совсем правильно.

Что такое косплей с точки зрения религии? Порицают ли священники этот досуг или у них другая точка зрения?

Ну, мне обычно везло и батюшки ко мне были снисходительны. Но если задуматься, то у христиан косплей, скорее всего, попадает в разряд лицедейства, ведь «нельзя жить жизнь другого человека — Господь дал тебе твою собственную». Самое главное — в страсть не впадать. Христианину всё позволено, но не всё полезно. Тем не менее, когда ты пусть на короткое мгновение, но ставишь себя на место другого, это позволяет лучше его понять. Принять человека с отличными от твоих взглядами. Взрастить терпимость и любовь. Однако, когда за образами человек прячется от реальности и мнит себя не собой, а другим, — это уже повод бить тревогу. Всё хорошо в меру.

Как вы относитесь к так называемому правилу 63 («женская версия мужского персонажа есть всегда»)? Делает ли оно косплей интереснее и ярче?

Я не поощряю женских версий мужских персонажей и наоборот. Ну не выйдет из этого ничего, не станет берёза рыбой! Автор думал, слова подбирал, а тут мы такие. Да, я участвовала в одном проекте по «Хоббиту», каюсь, но всё же это не то. Это было забавно и мило, но это не косплей в моём понимании. Забудьте! (Надевает тёмные очки… За этим следует ослепительная вспышка…)

А взялись бы вы за воссоздание образа из какого-нибудь тёмного фэнтези? Скажем, эльдарской ведьмы из вселенной Warhammer 40,000?

У меня как раз есть образ Лилит Хесперакс. Я тогда задумывалась сделать кого-нибудь из Сестёр Битвы, благо Warhammer просто кладезь всевозможных образов — сложных, пафосных и красивых. Жаль, что моя любимая раса некронов не может похвастать обилием женских персонажей — по крайней мере, с явными половыми признаками…

Насколько востребован косплей по книгам? У Джо Аберкромби, например, внушительная армия фанатов. Был бы популярен косплей его героини Монцы Меркатто с её увечьями или нам суждено до конца жизни созерцать бесконечных Чёрных вдов и Женщин-кошек вместо сложных и экзотичных образов?

Заведомо проигрышный вариант. Книги — не картинка. По словесному описанию у каждого читателя сложится свой образ в голове, попасть в который — практически непосильная задача. Соответственно, чем больше армия фанатов, тем больше в тебя полетит помидоров за неоправданные ожидания. Для косплея нужен чёткий конкретный образ: вот вам картинка, вот вам фотография, сравнивайте. Без всякой субъективности.

Может ли косплей стать одним из новых видов рекламы? Речь не о примере Джессики Нигри, работающей в модельном бизнесе, а именно о косплее как о средстве, например, вирусной рекламы. Гиков много, гик-богинь тоже, так что же мешает сделать косплей приятной взору рекламой фильмов, игр или напитков?

Пока что проще заказать костюмы в театральной мастерской и нанять актёров. Или вовсе всё нарисовать на компьютере. Но если косплееры выйдут на профессиональный уровень, или даже так: если потенциальный наниматель поймёт, что многие косплееры уже на него вышли, — тогда возможен интересный конструктивный диалог. Некоторые несмелые шаги в этом направлении уже предпринимались. Кто знает, может, это были первые ласточки. Но для нового уровня взаимодействия с обществом косплею нужно куда-то вырасти и предложить что-то ещё. Я пока не могу сказать, куда и что. Может быть, появится революционер, который найдёт ответ на это вопрос.

Галерея образов

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Фан

Художники перерисовывают мем «Гоку и Вегета под дождем» — с героями игр, аниме и не только

Фан

Художники Дмитрий и Екатерина Бурмак: «Берсерк», Magic: The Gathering, и ещё немного ККИ
Беседа о совместном творчестве, создании иллюстраций для коллекционных карточных игр и увлечении ретро

Фан

Художник Егор Гафидов: боевые гномы, уютные домовые и персонажи комиксов Bubble
Беседа о работе в геймдеве, семейной династии художников и чувстве родства с расой гномов

Фан

Художник Энди Асламов: яркое фэнтези, светлая магия и красивые герои
Беседа с художником о том, как фанарт может стать толчком к получению новой профессии, что должен знать начинающий художник и почему вдохновение сильно переоценено

Фан

Музыка нового мира: К-pop и фантастика
Яркие клипы, странные тексты и виртуальные певцы

Фан

Художник Алексей Круглов: чудовища, мутанты и тёмный мир Warhammer
Беседа с художником о создании запоминающегося персонажа, любви к хоррорам и «грязи» традиционной живописи

Фан

Художник Роман Авсеенко: фантастические пейзажи, безлюдные миры и огни в небесах
Беседа с художником об особенностях создания пейзажей, важности академического рисунка и источниках вдохновения

Фан

Художник Константин Порубов: Hearthstone, Pathfinder и Baldur’s Gate 3
Беседа с художником о творческой свободе, создании концепт-артов и нейросетях

Фан

Художник Михаил Сидоренко: славянское фэнтези, чертановские мифы и пандемия коронавируса
Беседа о персональных проектах, творческом выгорании и лайках в соцсетях

Фан

Художница Полина Яковлева: уютные миры, добрые сказки и много солнца
Беседа с художницей о предвзятом отношении к цифровой живописи, сложных отношениях с издательствами и создании детских иллюстраций
Показать ещё