«Выживут только любовники»: проповедь о ценностях устами вампира
57466
3 минуты на чтение
Одинокий вампир Адам (Хиддлстон) живет на окраине города-банкрота Детройта, крутит виниловые диски, медитирует, глядя на стену с портретами (от поэта Кристофера Марлоу до комика Родни Дэнджерфилда, от Марка Твена до Оскара Уайльда), собирает старинные гитары, сочиняет похоронную музыку и подумывает о самоубийстве. Его супруга и любовь всей жизни, вампир Ева (Суинтон), бродит по улочкам Танжера, заходит в кафе «Тысяча и одна ночь», встречается со старым вампиром Китом (Хёрт), он же, да-да, Кристофер Марлоу, сочинивший все пьесы Шекспира...
Адам и Ева пьют донорскую кровь, которую Ева достает через Кита, а Адам — через знакомого доктора Ватсона. Адам и Ева непостижимым образом связаны, как квантово запутанные частицы, и Ева чувствует, что с Адамом творится что-то неладное. «Я виню в этом Шелли, Байрона и французских мерзавцев, с которыми он тусил», — говорит она Киту.
Only Lovers Left Alive
Жанр: вампирский нуар
Страны: Великобритания, Германия, Франция, Кипр, США
Режиссёр: Джим Джармуш
Сценарист: Джим Джармуш
В ролях: Том Хиддлстон, Тильда Суинтон, Миа Васиковска, Джон Хёрт
Премьера в России: 10 апреля 2014 года
Возрастной рейтинг: 16 +
«Выживут только любовники» — наш (эстетов от кино вообще и Джармуша в частности) ответ мэшапу, который смешивает классику с трэшем. Хорошо, как бы говорит Джармуш, побью-ка я вас тем же оружием, соединив ваш вампирский трэш с моей эстетикой. Будет вам затянутая, практически бессюжетная история о влюбленных вурдалаках красоты нечеловеческой. «Сумерек» насмотрелись? Голого Хиддлстона вам подавай? Нате, вот вам голый Хиддлстон, да еще и с обнаженной Тильдой Суинтон рядышком, и у обоих вампирские клыки, — довольны?
Только уж, как бы продолжает Джармуш, дальше пойдёт игра по моим правилам. Будет тоска во весь экран, и рок-н-ролл такой, как я люблю, и ночной Детройт. И кровь тут станут не из артерий лакать, а потягивать, смакуя, из хрустальных бокалов, и лизать в виде кровавого мороженого. Забудьте про вампиров-хищников, забудьте про «вегетарианцев», гоняющихся за косулями. У меня, как бы сообщает нам Джармуш, никто ни на кого не охотится. Мой вампир умен и высокодуховен.

Словно нежный вампир: Адам, Ева и вся культура человечества

Пришли торсом Локи полюбоваться? А я вас загружу культурной программой, чтобы прочувствовали радость чтения. Вот Ева собирает чемодан книг — Дэвид Фостер Уоллес, Сэмюэль Беккет, поэзия чинквеченто, — вы хоть слова-то такие знаете? А имя «Фибоначчи», которым представляется Ева, вам о чем-то говорит? А почему Марлоу изрекает: «Жаль, я познакомился с Адамом уже после того, как написал “Гамлета”», — вам понятно? Ах, я высокомерный сноб? Именно это прожигательница жизни Ава и скажет моим героям: «Что с вами, люди? Да вы просто высокомерные снобы!..»
Вампиры в кино были метафорой чего угодно, от гомосексуалов до эмигрантов, и Джармуш эту копилку иносказаний пополняет: его вампиры — это культуртрегеры, хрупкие носители культуры. Они живут долго, они видели всё, но не перестают интересоваться наукой и искусством, хотя и смотрят на них с высоты вечности. Основной конфликт тут между способами выживания: хищническим, как у Авы, и достойным мыслящего существа принципом «живи и давай жить другим», как у Адама и Евы. Хищником быть дурно, а еще хуже быть зомби — так Адам зовет обычных людей, которые ничем не интересуются и всё портят. В итоге фильм Джармуша не об эстетстве, а о выживании. Как нормальному человеку, то есть вампиру, не помереть в мире зомби от тоски? Не тоскуй в одиночестве. Ищи себе подобных. Твори добро, танцуй, люби. Выживут только те, кто любит.
Скрестив вампиров с артхаусом, Джармуш ставит любопытнейший эксперимент: его фильм — это замаскированная под фантастику проповедь о достойной системе ценностей.

«Пить или не пить? Да не вопрос!..»

История одного названия

Слова «Выживут только любовники» взяты из стихотворения Джека Линдсея «Возрожденная Земля»:
If mankind died at twenty-five
(save poets & musicians)
and only lovers were left alive
to throng their exhibitions…
Позже писатель Дейв Уоллис назвал так фантастический роман о мире, в котором взрослые покончили с собой и планета осталась детям; стихи Линдсея стали эпиграфом к роману. Режиссер Николас Рэй, учитель Джармуша, хотел снять по книге Уоллиса фильм с участием Rolling Stones, но так этого и не сделал. В итоге Джармуш назвал так фильм с совсем другим сюжетом. Кстати, роман Уоллиса переведен на русский под другим названием — «Молодой мир».

Суицидальных упырей клонит к похоронным маршам

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Журналист, поэт, переводчик.

Статьи

Кино

«Собиратель душ»: сверхъестественная драма о серийном убийце

Кино

Какие фильмы смотреть в августе 2024? Пираты и чудовища из космоса!
Гоняем по пустошам Пандоры с охотниками за головами, охотимся за головами с грустным клоуном и бегаем по коридорам заброшенной космической станции от ксеноморфа.

Кино

«Стальной гигант»: фильм о самом человечном роботе
Трудная история недооценённого шедевра

Кино

Всё будет страшно хорошо: 5 фильмов ужасов со счастливым финалом
И боялись они долго и счастливо

Кино

«Дэдпул и Росомаха». Кинокомикс для взрослых во славу заурядности
Вселенная «Людей Икс» мертва — да здравствует вселенная «Людей Икс»!

Кино

Экранизации книг, которые считалось невозможным экранизировать
Как магия слов превращается в магию киноэкрана

Кино

Аниме «Воображаемый друг» от учеников Миядзаки: ничто не истинно, всё дозволено
Достойный представитель недавнего тренда на кино про воображаемых друзей.

Кино

Фейковые сценарии: откуда они берутся и почему в них верят
Подделки, розыгрыши и очень убедительные утечки

Кино

Экранизации Dungeons & Dragons: неофициальные, от фанатов и от врагов
Фильмы и сериалы по партиям в D&D — и по клеветническим слухам из «жёлтой прессы».
Показать ещё