Фильм «Сквозь снег»: революция в отдельно взятом поезде
35675
3 минуты на чтение
В недалёком будущем борцы с глобальным потеплением доборолись до ледникового периода и гибели всего живого. Остатки человечества годами и кругами ездят в уникальном поезде, который невозможно покинуть. Внутри поезда зреет революция...
Жанр: постапокалиптический триллер
Режиссер: Пон Чжун Хо
В ролях: Крис Эванс, Тильда Суинтон, Джон Хёрт
Премьера: 1 августа 2013 года
Похоже на: «Опрокинутый мир» (1974), «Жёлтая стрела» (1993), «Матрица: Перезагрузка» (2003)
Поезд или аналогичный транспорт как метафора жизни в фантастике встречается часто: у нас вероятно вспомнят повести Пелевина и Куркова или роман Колупаева, у них — пожалуй, «Опрокинутый мир» Приста или «Безвыходный город» Балларда, а то и «Курьерский поезд» Буццатти. Чтобы поразить этой метафорой читателя и зрителя, надо постараться. Кореец По Чжун Хо постарался на славу.
К фильму «Сквозь снег» По Чжун Хо шёл долго. Ещё в 2005 году он уговорил друга и коллегу Пак Чхан Ука приобрести права на экранизацию французского графического романа о поезде, который мчится сквозь вечную зиму, тараня торосы и заносы, и везёт в никуда несколько тысяч человек, успевших спастись перед наступлением снежного апокалипсиса.

В основу фильма лёг комикс Le Transperceneige («Трансквозьснег»), нарисованный Жаном-Марком Рошеттом по сценарию Жака Лоба и Бенжамена Леграна, который выходил в 1982-1983 годах. В оригинале имя главного героя куда более прозрачно — Пролофф, от слова «прол» — так в романе Джорджа Оруэлла «1984» называли пролетариев.

Суперсостав железнодорожного магната (и маньяка) Уилфорда строился именно с расчётом пережить конец света. Пассажиры сели на поезд в 2015 году, сейчас на дворе 2031-й. В составе установилась жёсткая иерархия: чем ближе к локомотиву, тем лучше условия жизни. В хвосте в нечеловеческой антисанитарии живут те, кому не повезло. Их кормят жутким чёрным протеиновым желе; их наказывают, замораживая и отрубая руки или ноги; часто у них забирают детей, и никто не знает, что с ними делают.
Молодой вождь Кёртис (Крис Эванс, ни капельки не похожий тут на Капитана Америку) и его наставник, однорукий старик Гиллиам (Джон Хёрт) готовят революцию. Задача повстанцев — проникнуть в передние вагоны, для чего нужно освободить из тюрьмы — точнее, из ящика, похожего на эцих в «Кин-дза-дза!» — эксперта по дверям и замкам Намгуна Минсу (Сон Кан Хо). Сложность в том, что Намгун крепко сидит на «кроколе?» — высокотоксичных отходах, ставших в поезде наркотиком, а ещё у него есть дочь, ясновидящая девица Ён, без которой он никуда не пойдёт. Впереди — вооружённые топорами и ножами головорезы под командованием министра Мейсон (блистательная Тильда Суинтон), вагоны богачей, божественный Уилфорд (Эд Харрис, звезда «Бездны») и множество таких вопросов, что ответы на них, может быть, лучше не знать вовсе.

Эта Белая колдунья явно притащила зиму из Нарнии

По мере продвижения революционного отряда под руководством Кёртиса «Сквозь снег» последовательно превращается в ряд метафор. Сценаристы намеренно перенасытили фильм символами, которые позволяют трактовать сюжет как угодно: житель третьего мира узрит в режиме Уилфорда тиранию «золотого миллиарда», европеец найдёт, что Мейсон схожа с баронессой Эштон, правящей бал в политике ЕС, россиянам владыки абсурдного мира тоже кое-кого напомнят.
В этом «грохочущем ковчеге» вообще всё как у людей. Тот, кто сумел вырваться из хвоста поближе к локомотиву и вкусил благ — в поезде есть бассейны, зубоврачебные купе, даже суши-бар, — мигом забывает о прозябающих во тьме товарищах. Установленный порядок преподают в школе, чтобы следующее поколение с детства понимало, куда надо стремиться. И главное: в устойчивой, тщательно продуманной системе всё — даже оппозиция и революция — становится неотъемлемой частью самой системы. Свергая тех, кто сидит наверху, ты рискуешь осознать, что ими руководила не блажь, а необходимость. Причины сохранить систему обязательно найдутся. И что ты будешь делать? Выбирай, но осторожно...
Итог: местами безумное, но в итоге чрезвычайно логичное кино про то, как трудно менять мир к лучшему. Фантастически хороший фильм, который ввиду скромного проката рискует остаться столь же фантастически неоценённым.

Оценка

9

оценка

УДАЧНО

  • продуманность социума
  • многозначная метафора
  • блестящие актёрские работы

НЕУДАЧНО

  • небольшой бюджет

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Журналист, поэт, переводчик.

Статьи

Кино

Какие фильмы смотреть в августе 2024? Пираты и чудовища из космоса!

Кино

«Стальной гигант»: фильм о самом человечном роботе
Трудная история недооценённого шедевра

Кино

Всё будет страшно хорошо: 5 фильмов ужасов со счастливым финалом
И боялись они долго и счастливо

Кино

«Дэдпул и Росомаха». Кинокомикс для взрослых во славу заурядности
Вселенная «Людей Икс» мертва — да здравствует вселенная «Людей Икс»!

Кино

Экранизации книг, которые считалось невозможным экранизировать
Как магия слов превращается в магию киноэкрана

Кино

Аниме «Воображаемый друг» от учеников Миядзаки: ничто не истинно, всё дозволено
Достойный представитель недавнего тренда на кино про воображаемых друзей.

Кино

Фейковые сценарии: откуда они берутся и почему в них верят
Подделки, розыгрыши и очень убедительные утечки

Кино

Экранизации Dungeons & Dragons: неофициальные, от фанатов и от врагов
Фильмы и сериалы по партиям в D&D — и по клеветническим слухам из «жёлтой прессы».

Кино

«Тихое место: День первый» — это «Титаник» с монстрами на руинах Америки
Фильм никак не объясняет свою вселенную — зато это трогательная история любви на фоне апокалипсиса.
Показать ещё