Работы этого художника вам знакомы, если вы любите книги Джо Аберкромби; мрачные и реалистичные иллюстрации на обложках — дело рук Андрея Васильченко. Вы также почти наверняка видели другие его работы в Сети или, может быть, встречали их в настольных играх. В любом случае вам, скорее всего, запомнился его стиль — подчёркнуто реалистичный и в то же время сказочный, потусторонний. Его герои словно бы смотрят на нас через тусклое стекло — преграду между мирами.
![](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2024/06/portrait.jpg)
О себе
Я художник-иллюстратор из небольшого, но красивого и тихого города — Великого Новгорода. Последние годы полностью посвящаю себя фрилансу, до этого пробовал силы и в дизайне, и в геймдеве, но в итоге выбрал то, что больше пришлось по душе. Работаю преимущественно в жанре фэнтези, рисую в основном обложки для книг и иллюстрации для настольных игр.
Когда и почему вы начали рисовать? Где этому учились? Почему решили сделать это своей профессией?
Рисую я с малых лет. В начальной школе убедился, что науки — совсем не моё (хотя учился всегда хорошо) и что меня больше тянет к творчеству. Так что, когда перешел в старшую школу, я поступил уже в класс изобразительного искусства. Поскольку, к сожалению, никаких профильных художественных училищ в нашем городе нет, я решил попробовать себя в дизайне и поступил в колледж на эту специальность. Преподавательский состав оказался очень сильный, и большую часть своих знаний о рисунке, композиции и цветоделению я почерпнул именно там. Позже продолжил обучение по специальности уже в вузе.
Увидев в 2008 году уроки от The Gnomon Workshop, я загорелся идеей освоить CG. Купил себе планшет Bamboo, и через пару месяцев моя первая цифровая работа была готова. С того момента я уже мало уделял внимания занятиям и сосредоточился на обучении рисованию на планшете.
Тогда же я параллельно работал дизайнером-художником в филиале одной московской компании. Опыт был интересный, но не сказать, что увлекательный. После третьего курса я уже окончательно понял, что учеба мне не интересна, и 3−4 месяца полностью отдавался просмотру уроков, освоению техник и просто рисованию.
Затем я служил в армии, после чего ещё какое-то время искал себя. Потом снова недолго поработал дизайнером и окончательно понял, что это совсем не моё. И вот наступил один из переломных моментов: меня пригласили на должность художника в единственную в городе студию, занимающуюся разработкой игр. Здесь я наконец почувствовал, что делаю то, что мне действительно интересно. Мне пришлось освоить и работу с 3D, хотя бы на начальном уровне, и текстурирование, и рисование интерфейсов… В общем, всё, что сопутствует процессу разработки.
К сожалению, руководство решило расформировать наш отдел, и мы отправились на вольные хлеба. Тут передо мной встал выбор: искать вакансию в той же сфере или рискнуть уйти на фриланс, чтобы полностью посвятить себя искусству. Ответом стал конкурс на DeviantArt. Так как времени у меня тогда было предостаточно, я решил поучаствовать — и себя показать, и навыки прокачать. Почему нет? Никаких особых надежд я не питал, скорее, хотелось узнать, интересен ли кому-то мой арт. К своему удивлению, я занял призовое место. Наверное, тогда и случился момент откровения: вот что я хочу делать, и тем круче, что за это можно даже получать деньги! С тех пор я начал собирать портфолио, рассматривать предложения и полностью переходить на фриланс.
Над какими проектами вы работали? Какие из них вам больше всего запомнились и почему?
Прежде всего, мне запомнилась первая крупная работа. Со мной связался продюсер YouTube-шоу, посвящённого настольным играм. Там снимали прохождение игры с актёрами, и команде нужен был арт, чтобы вставлять его в определенные места на видео. Также этот арт потом печатали для книги. Запомнился сам процесс работы — новый для меня, поскольку рисовать требовалось так, чтобы рисунок потом анимировали, — а ещё радость и гордость от того, что видишь своё имя в титрах.
Другой проект — это создание обложек и внутренних иллюстраций для российского издания романов Джо Аберкромби. Я читал его произведения, мне нравились его книги, было интересно продемонстрировать своё видение его мира и персонажей. К сожалению, не всё в этой работе шло так, как мне хотелось, — иногда не совпадали мнения при выборе сцен для иллюстрирования. Но всё-таки в целом, думаю, получилось неплохо.
Наверное, можно вспомнить еще проект настольной игры по «Песни льда и пламени». Книги этого цикла мне также очень нравились, а тут ещё выпал шанс поработать непосредственно с командой Джорджа Мартина, так как именно она одобряла все эскизы и окончательные варианты.
![](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2024/06/3_Ushi.jpg)
Работа, вдохновленная иллюстрациями Адриана Смита. Тут я хотел сделать что-то мрачное и брутальное в чёрно-белом исполнении, чтобы атмосфера стала ещё более зловещей.
Вы чаще рисуете на заказ или для себя? Выдумываете собственные сюжеты или воплощаете уже готовые идеи? Насколько заказчик ограничивает свободу творчества?
В начале пути я, конечно, рисовал больше для себя, чтобы собрать портфолио. Тут не было никаких ограничений — только те задачи, которые ты сам перед собой ставишь. Очень рад, что позже многие из этих произведений приглянулись людям и используются в различных проектах. Сейчас же, при работе на заказ, чаще всего получается, что у меня с самого начала есть более-менее сформировавшееся видение, от которого я и отталкиваюсь. Бывает иногда, что по задаче дают полную свободу, но это происходит после длительного сотрудничества с заказчиком, когда он уже уверен и в моем видении, и в моих навыках.
С ограничениями всё индивидуально. Иногда заказчик сам не очень понимает, что хочет получить, и я предлагаю ему свои варианты. Иногда есть чётко прописанная задача, и отступать от её условий никак нельзя. Например, есть у меня клиент, я ему рисую иллюстрации и обложки для его книг, так он однажды прислал мне документ на шесть страниц с описаниями и референсами. У крупных издателей обычно уже есть текст и описания, над которыми работали авторы, а часто и рисунки персонажей, созданные другими художниками, и надо придерживаться их видения. Не скажу, что это меня сильно смущает или как-то давит на меня в творческом плане. Иногда, конечно, бывают расхождения; бывает, я вижу, что и как можно улучшить, а автор стоит на своём, — но я считаю, что это обычные рабочие моменты. Да и часто их уравновешивает полный карт-бланш в других проектах.
В какой технике вы работаете? Сколько времени уходит на создание одного рисунка? Есть ли принципиальные различия между традиционной живописью и цифровой?
Наверное, это самый сложный вопрос! Честно говоря, понятия не имею, что у меня за техника. Я использую смесь всех знаний, полученных за годы рисования, всей впитанной мною информации и увиденных приёмов.
Что касается времени, то тут всё зависит от задачи и моего рабочего настроя. Что-то, не требующее построения сложной композиции и прорисовки деталей, я могу закончить за пять-шесть часов. Работа над многофигурной сценой с соблюдением каких-то обязательных условий от заказчика иногда длится неделями. Если же дать мне свободу в отношении сроков, то тут действует правило «чем больше, тем лучше», главное — остановиться вовремя. Помню, на завершение одной работы для портфолио я потратил два года, потому что постоянно возвращался к ней с новыми знаниями и взглядом.
Думаю, основное преимущество цифры в том, что тут многое прощается. В любой момент можно что-то отменить, вырезать, вставить, повернуть, воспользоваться приемами фотобаша (смешение всех доступных материалов — фотографий, 3D, текстур — для ускорения работы), фильтрами и так далее. В остальном технологии уже так продвинулись, что сейчас с определенными инструментами и настройками можно в «фотошопе» создавать картины, не отличимые от масляной живописи. Вообще мне тут сложно судить, так как при всём моём поверхностном академическом образовании база в моих работа та же самая, что и в традиционной живописи, а потому переход на цифру мне не показался сложным.
Женские образы — это лучшее, что мне удаётся
![](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2024/06/4_LastSpell.jpg)
Это мой персональный проект, выросший из желания поработать с интересным освещением и любимым жанром тёмного фэнтези.
Вы явно отдаете предпочтение фэнтези. Чем этот жанр привлекает вас?
Наверное, это из детства. Когда я был маленьким, отец часто читал мне на ночь; образы и далекие миры из книг меня очень захватывали. В семь лет мне подарили «Хоббита», а за ним — «Властелина колец». Позже я ходил по магазинам и искал что-то похожее. Родители поддерживали мой интерес и дарили мне фэнтези-романы. В общей сложности я прочитал, наверное, больше 200 книг в этом жанре или близких к нему. Любимым со временем стало тёмное фэнтези, где нет чёткого разделения на белое и чёрное. Темы там поднимаются «взрослые», а герои переживают всем нам понятные страхи и трагедии. Это явно оставило след в моих работах: рисовать в таком жанре мне комфортнее всего.
Есть ли задачи, которые вам выполнять наиболее приятно и легко? И наоборот, что вызывает наибольшие трудности?
Рисовать всё, что связано с фэнтези, у меня определённо выходит лучше всего. Брутальные герои, сражающиеся с чудовищами; волшебницы, повелевающие стихиями; хитрые гоблины; монстры из самых тёмных уголков… Всё это всегда было мне понятно, эти образы уже давно сформировались в моей голове. Работая над такими иллюстрациями, я просто отдаюсь на волю своего воображения или, если речь о конкретной задаче, предлагаю свою интерпретацию.
Трудности же у меня возникают с научной фантастикой и постапокалипсисом: к сожалению, я до сих пор не научился рисовать так называемые hard surface (индустриальные объекты). Да и в целом, наверное, не очень глубоко вовлечен в эту тему, так что обычно стараюсь отказываться от подобных задач или минимизировать их объём.
![](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2024/06/10_LastArgument.jpg)
Наверное, самая удачная из всей серии. Надеюсь, если Джо ее видел, ему понравилось.
Кого вам интереснее рисовать: жутких чудовищ или прекрасных эльфиек?
Определенно эльфиек. Что может быть чудеснее красивых, ярких и живых женских персонажей? Всегда любил это направление в своей работе, и, наверное, женские образы — лучшее, что мне удаётся.
Должен признаться, с анатомией в рисунке я до сих пор на «вы». Обычно такие работы одновременно бросают мне вызов и дают возможность совместить изучение темы с выполнением приятной задачи. Ну а как достигну необходимого уровня знаний, глядишь, и с чудовищами попрёт!
На ваш взгляд, насколько в фэнтези-арте важны реалистичность и достоверность деталей? Можно ли ими жертвовать в пользу эффектного образа?
Конечно, можно, на то оно и фэнтези. Честно говоря, я никогда не понимал споров вокруг работ, где что-то сделано не по законам нашего мира — в том, что касается физики, анатомии, одежды, архитектуры. О, эта вечная дискуссия о бронелифчиках на воительницах! Придуманный мир затем и создан, чтобы в нём нарушать законы и усиливать впечатление. Если соблюдён грамотный баланс, а изменения не критичны для восприятия, то почему бы и нет?
Снимаю шляпу перед всеми, кто рисует арт для Magic: The Gathering
![](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2024/06/6_Hunt.jpg)
Попытка показать обратную сторону извечной темы фэнтези — войны эльфов и орков. История и композиция родились случайно, постепенно вырисовываясь из хаоса в скетче. Работа получила огромный фидбэк — тут каждый по-своему смотрит на историю.
Есть ли среди ваших работ та, которой вы особенно гордитесь?
Думаю, многим художникам сложно оценивать свои старые работы — постоянно видишь недочёты и то, что можно улучшить. Но если абстрагироваться, наверное, это будет работа «Награда». Как раз на нее я потратил в сумме два года. Часто возвращаясь и переделывая всё практически заново, думаю, я достиг именно того результата, за который не стыдно. Ну и фидбэк был очень позитивный. Я получил кучу прекрасных комментариев, в том числе от художников, на которых равнялся.
Какой вам видится профессия художника в будущем, лет через двадцать?
Сложный вопрос. Технологии не стоят на месте. Возможно, художники вообще станут ненужными. Впрочем, изобретение фотоаппаратов, а позднее появление художественного софта должно было уничтожить эту профессию, но наш труд до сих пор востребован и ценится высоко — надеюсь, так останется и впредь. Главное — самому не стоять на месте, развиваться, впитывать новые знания, обретать новые навыки и применять их в своем творчестве.
![](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2024/06/8_Reward.jpg)
Одна из лучших и самых успешных моих работ. На мой взгляд, здесь заметно влияние классической живописи и попытки применить те же приемы и техники. Как всегда, присутствуют неявные, но важные детали, намекающие на сюжет.
Где вы черпаете вдохновение? Как к вам приходят образы?
Учитывая, что по большей части я работаю с заказами, с описаниями проблем нет: я просто выдаю своё видение задачи. Если это что-то свободное от конкретной цели, то просто включаю воображение. Иногда я сам себе даю задание нарисовать что-то, поработать с цветом, сделать многофигурную композицию — и тут образы приходят, наверное, автоматически. Конечно, итоговое видение формируется не сразу, всегда сначала идёт поиск. Иногда нужны десятки скетчей и переработок, чтобы я наконец понял, что хочу увидеть в финале.
Также всегда есть интернет и примеры произведений сотен художников, которые справлялись с подобными задачами: арт, фотографии, кадры фильмов, 3D. Конечно, я говорю о подборе референсов. Затем это всё переваривается и интерпретируется уже в моей работе.
Наконец, иногда я просто бездумно набрасываю пятна, мазки, текстуры, из чего постепенно вырисовывается то, что я хочу изобразить.
Сталкиваетесь ли вы с творческим выгоранием? Если да, то как с ним боретесь?
На самом деле чем больше я занимаюсь искусством, тем чаще это происходит. Иногда можно услышать мнение, мол, чего там, сиди себе рисуй, напрягов никаких, работа непыльная. Но художники не роботы, да и усталость копится. Я часто переживаю, что мой уровень недостаточно высок, что я не могу справиться с какой-то задачей на должном уровне. Иногда по итогу, особенно спустя некоторое время, смотришь на работу и видишь кучу ошибок. Иногда смотришь на работы других художников и становится плохо от того, насколько они хороши. Проблемные клиенты, сорванные дедлайны, невозможность донести своё видение — всё это накладывает сильный отпечаток на психику. Хочешь не хочешь, а руки сами собой начинают опускаться.
В таких ситуациях я вижу только два выхода. Первый — полноценный отдых и полное абстрагирование, вплоть до игнорирования писем в почте. А затем возвращение с новыми силами и желанием рисовать. Второй — работа через силу. Конечно, это не поможет там, где ты уже зашел тупик или когда реально чувствуешь, что пора всё бросать, иначе кукуха поедет окончательно. Такой способ действует в случаях, когда ты себе что-то сам внушил, когда ленишься или когда просто что-то не нравится. Вот тут надо просто стиснуть зубы и приниматься за дело. Как ни странно, способ помогает. Я порой удивлялся, что задачу, которую почему-то мусолил несколько недель, я способен выполнить за день.
![](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2024/06/11_Sword.jpg)
Работа, вдохновленная женскими портретами и картинами рыцарской тематики XIX века. Я старался максимально проработать детали и в тоже время сохранить невесомость и мистичность образа.
Насколько много вы работаете? Оставляет ли вам работа время на хобби и личную жизнь? Есть ли у вас другие увлечения, помимо рисования?
Это вопрос к моей организованности. Всё-таки фриланс иногда сильно расхолаживает. В основном работа занимает большую часть времени, но то скорее проблема тайм-менеджмента, и я стараюсь изменить ситуацию. Иногда бывают простои, а иногда — завал без возможности отдохнуть. Когда я правильно подхожу к распределению задач, свободного времени остается достаточно много.
Что касается хобби, раньше я предпочитал чтение и рыбалку, но, к сожалению, и с тем, и с другим в последние годы не очень складывается.
Сейчас в свободное время смотрю кино и изучаю различные кухни мира и техники приготовления блюд — люблю, когда и вкусно, и красиво.
Какие фантастические произведения (книги, фильмы, игры) вам нравятся? Влияют ли они как-либо на ваши работы?
Ох, тут если перечислять да по жанрам раскладывать, это займет не одну страницу. На «КиноПоиске», например, у меня 2,5 тысячи оценок тому, что я посмотрел. Наверное, фильмы в наименьшей степени влияют на мою работу, да и жанр фэнтези в кино, к сожалению, очень слабо представлен.
Из авторов назову Джорджа Мартина, Ника Перумова, Алексея Пехова, Глена Кука, Роберта Говарда. У них отличные истории, образы и вселенные. Конан для меня с детства был воплощением брутальности и силы, я бы с удовольствием когда-нибудь проиллюстрировал эту серию.
Увлёкся вселенной Warhammer 40,000, особенно затягивающей и интересной историей Ереси Хоруса, а также историями инквизиторов.
С играми, к сожалению, в последние годы тоже не очень складывается, видимо, запал уже не тот. В детстве и юности очень увлекался ими, сейчас же просто слежу иногда за индустрией. Вспомню из громкого, конечно, The Witcher 3, а также годы, проведённые в Морровинде, Обливионе и Скайриме.
Из настольных игр нельзя не вспомнить Magic: The Gathering. Снимаю шляпу перед всеми, кто рисует для них арт, для меня он выступает знаком качества, тем, на что я хотел бы равняться.
![](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2024/06/12_WhiteDragon.jpg)
Работа для японской студии. Это была интересная задача: уже имелся черновой вариант, а я старался его доработать и довести до финального варианта, сохранив первоначальные образы. Да, бывает и такое — иногда нужно что-то переработать, доделать и улучшить.
Кого из художников вы цените? Кто повлиял на ваше творчество?
В первую очередь это Дилан Коул и Райан Черч: именно благодаря их видеоурокам я и решил заниматься CG-артом. Также это великое множество классических и современных живописцев: Вильям-Адольф Бугро, Герберт Дрейпер, Иван Шишкин, Ричард Шмид, Джеймс Гарни, Виктор Васнецов, Владимир Волегов и другие. И куча диджитал-художников — на ArtStation у меня сотни подписок, и я восхищаюсь этими людьми. Их арт мотивирует меня, заставляет двигаться вперед и становиться лучше.
Какой совет вы можете дать художникам, которые только начинают свой творческий путь?
Не старайтесь ухватить всё и сразу. Ставьте цели и идите к ним постепенно.
Не стесняйтесь завидовать, но завидовать по-хорошему — с запалом и стремлением становиться лучше.
Работайте усердно, но не забывайте об отдыхе.
Будьте любопытны, смотрите, изучайте, впитывайте.
![](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2024/06/13_Demoness.jpg)
Персональный проект и одна из моих любимых работ. Я уже признавался в страсти к женским образам и, думаю, тут смог выразить это. Прелестная девушка-суккуб, читающая книгу на лесной поляне, — разве не прекрасно?
Читайте также
![Художница Полина Граф: книжные обложки, яркие персонажи и мир фэнтезийной космооперы 9](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2024/04/j1JQfU0eqGQ.jpg)
Художница Полина Граф: книжные обложки, яркие персонажи и мир фэнтезийной космооперы
Российская художница — о трудностях создания обложек, любви к писательству и уникальном стиле
Читайте также
![Художник Эльдар Закиров:](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2024/06/Eldar-Zakirov-2003-0059-Birthday-in-Flower-HQ-2_1200.jpg)
Художник Эльдар Закиров: палеонтология, научная фантастика и книжные иллюстрации
Беседа с художником о научной иллюстрации, быстром искусстве и осознанных сновидениях
![Фото аватара](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2023/02/avatar-background-100x100.png)