Продолжения Толкина. Ник Перумов, Ниэнна и другие

63606
17 минут на чтение

Последователи Толкина. Другой взгляд на Средиземье

It’s my world. You can’t have it!
Metallica, «My World».
Прошло уже более полувека после того, как книги Дж. Р. Р. Толкина, повествующие об истории Кольца Всевластия, были выпущены и прочитаны первыми их счастливыми обладателями. Время идет и идет, а эти книги не собираются уходить в «историю», становясь все популярнее. На основе мира, который Профессор создал в этих книгах, снимаются фильмы и мультфильмы, создаются игры на различных платформах, пишутся продолжения. Именно продолжениям «Властелина Колец» и продолжателям Толкина мы и посвящаем сегодняшнюю статью.

Пробовали многие, а получилось у единиц

Прочтя книги Профессора и восхитившись ими, многие авторы попытались перенять толкиновскую манеру, повторить процесс миротворчества. И вскоре то, что было неотъемлемой частью книг именно Толкина, стало появляться и в других произведениях. Это продолжило развитие нового жанра литературы, впоследствии названного «фэнтези». Именно поэтому почти любого фэнтези-писателя можно назвать продолжателем дела Толкина. Но сегодня мы говорим не обо всех, а лишь о тех, кто продолжил историю толкиновского мира (мира Средиземья или, как его еще именуют, «мира Арды») или дополнил ее.

Таких авторов не очень много. Поскольку в России наиболее известны работы отечественных писателей, продолживших дело Толкина, остановимся на них. Перумов продолжил повествование после завершения событий «Властелина Колец», Наталья Некрасова и Наталья Васильева показали мир Толкина в «темных» тонах, Брилева добавила романтичности одной из центральных историй «Сильмариллиона», а Еськов ввел в фэнтези-мир элементы технологии и современности. При таком кратком знакомстве появляется ощущение некоторой сумбурности и непонятности, потому как полностью представить себе вышеописанное достаточно сложно, но уверяю, при более полном ознакомлении это ощущение проходит, вместо него появляется интерес и понимание.

«Кольцо тьмы»: хоббит, два гнома и один золотоискатель

В 1993 году издательство «Северо-Запад» (Санкт-Петербург) выпустило две книги тогда еще совсем неизвестного автора — Ника Перумова. Это была серия «Кольцо Тьмы», на титульном листе которой значилось: «Свободное продолжение Властелина Колец». До того эти книги выпускались только один раз (в том же году, издательством «Кавказская Книга») и назывались совсем по-другому: «Нисхождение Тьмы, или Средиземье триста лет спустя». В серию вошли две книги — «Эльфийский клинок» и «Копье Тьмы», чуть позже выходит третья книга — «Адамант Хенны».
Действие романов разворачивается спустя три века после падения Саурона. Все западные земли Средиземья живут в мире и спокойствии, постепенно восстанавливаясь после борьбы с Черным Властелином. Оба княжества, северное и южное, Арнор и Гондор, объединены под общим правлением мудрых потомков Элессара. Любимое место Гэндальфа, Хоббитания, уже несколько веков подряд не участвует ни в каких конфликтах, постепенно возвращаясь к той же размеренной и неторопливой жизни, которая была ей присуща до войны за Кольцо.

Главными «добрыми» персонажами становится неразлучная троица: хоббит Фолко Брендибек, потомок Мериадока Великолепного, и два гнома, Торин и Строри, которого все называют Малышом.

В первой книге персонажи объединяются для решения волнующей проблемы: пробуждается древнее зло, и если его вовремя не остановить, то случится беда, которой триста лет назад жители Средиземья избежали благодаря Фродо. Попытки решить проблему связывают Фолко, Торина и Малыша дружескими узами, которые за время их путешествий становятся много крепче родственных.

Воплощением Зла является Олмер — Золотоискатель из Дэйла, путешествовавший по всему Средиземью. В одном из своих походов он наткнулся на «место падения Небесного Огня», с виду напоминающее не очень глубокую яму, на дне которой вполне могло находиться золото. К сожалению Олмера, ни золота, ни легендарного «Небесного Огня» ему не попалось, а единственной находкой стало небольшое обугленное колечко. После этого случая Олмер попытался узнать о других местах падения «Небесного огня» и стал добывать из них древние кольца. С каждым новым кольцом он чувствовал в себе появление новых способностей и сил.

Конечно же, то были кольца, которыми Саурон одарил девятерых владык из рода людей. В толкиновской Войне Кольца они больше известны как назгулы, или улайры.
Вторая книга Перумова полностью посвящена охоте троицы героев на Олмера, который по ходу обретения девяти колец собирает огромную армию, состоящую из народов Востока Средиземья. В течение всей книги прослеживается изменение самого Олмера и его взглядов. Сначала он хочет восстановить справедливость и вернуть земли запада тем народам, которые жили там до создания Арнора и Гондора. Также у него есть огромное желание отомстить за своих предков, с которыми, по его мнению, обошлись несправедливо.

Но в тоже время кольца не дают ему покоя, постепенно превращая его из человека в существо, подобное назгулам, и расширяя границы его ненависти. Вскоре его целью, наряду с уничтожением Арнора и Гондора, становится истребление всех эльфов Средиземья. Свою ненависть к ним Олмер объясняет тем, что они «навязывали и продолжают навязывать свою волю людям, не давая им жить самостоятельно».

Обе книги гораздо более насыщены боевыми действиями, чем «Властелин Колец». Дух и атмосфера Толкина теряется на фоне бесконечных баталий, опасных переправ и засад. Но в тоже время это создает своеобразие уже перумовской атмосферы, без которой сложно представить «Кольцо Тьмы». У Толкина описание даже крупнейших битв выглядело просто: «Силы были неравные, и армия Гондора отступала, теряя людей, но вскоре подошло подкрепление Рохана, и уже совместными усилиями они начали теснить врагов».

Перумовские битвы — это тщательное описание атак и отступлений (нередко — с кровавыми подробностями), героической доблести и великих предательств, мудрости ратников и глупости генералов. Прочтя его книги, вы досконально изучите тактику ведения боя разных рас. Например, хоббиты, оказывается, в стрельбе из лука уступают только эльфам; гномы во время битвы строятся в особое построение — хирд, которое отдаленно напоминает древнеримскую «черепаху»; эльфы — мастера засад и дальней стрельбы. Дается даже подробное описание тактики народов востока, из которых состояла армия Олмера!

Главная тема этих книг — война, а главные герои — хорошо обученные бойцы, которые живут сегодняшним днем и получают удовольствие от путешествий и приключений. Если образы толкиновских Фродо и Сэма совсем не походят на образы «спасителей мира», то для тройки перумовских воинов спасение всей цивилизации становится чем-то вроде профессии.
После завершения истории с кольцами и великим походом Востока на Запад начинается новая история о путешествии великолепной троицы на юг. О нем повествует третья книга Перумова — «Адамант Хенны». Но она все же больше является продолжением самого Перумова, нежели Толкина. Связь перумовского и толкиновского Средиземья все менее заметна, и единственной общей осью повествования становится «главное зло» — адамант, который хранил в себе изначальный свет и мог стать причиной уничтожения всего мира. Причина его появления тесно связана с историей создания мира, описанной в «Сильмариллионе». «Адамант Хенны» является не только продолжением «Кольца Тьмы», но и ступенью между миром Толкина и будущей вселенной Перумова — Упорядоченным.

Перумов, продолжая историю Арды, щедро добавляет многие детали, которых не было у Толкина. Он подробно рассказывает об эльфах-отступниках (авари), описывая их государство и их жизнь около Вод Пробуждения. Так же он представляет нам новую ветвь гномов — черных гномов, которые мало интересуются делами внешнего мира, отдаваясь полностью своей главной работе: укреплению основ мироздания, так называемых «Костей мира». Подробно описаны и народы Востока, которых Толкин объединял под одним названием — «вастаки». Географическая карта, которая была известна по произведениям Толкина, в «Кольце Тьмы» раздвигает свои границы, показывая нам восточные земли Средиземья.

А помимо Добра и Зла, в книгах Перумова существует третья сила, главное предназначение которой заключается в поддержании хрупкого Равновесия. Эта идея развивается в дальнейших произведениях Перумова (серии «Хроники Хъерварда» и «Хранитель мечей») с помощью образов братьев-драконов, Орлангура и Демогоргона.

«Последний кольценосец»: Технология — навеки!

Если Перумов продолжил историю Арды, добавив отдельные новые детали, о которых не говорил Толкин, то Кирилл Еськов в книге «Последний Кольценосец» дает собственное видение истории «Властелина Колец». Если Перумов писал «свободное продолжение», то Еськов — наисвободнейшее видение Войны Кольца, да и вообще всего мироустройства Средиземья.

Роман «Последний Кольценосец» утверждает, что история, изложенная во «Властелине Колец», написана со слов победившей стороны. А потому она необъективна, ведь в ней не учитывалось мнение проигравших. Ну, а правда кроется в том, что Средиземье — это своеобразное скрещивание двух миров, магического и реалистического характера.

Магическая сторона мира — это Заокраинный Запад (Валинор), реалистическая — Средиземье, в нормальном состоянии они не должны взаимодействовать, но каким-то образом произошел сбой. Группа людей (жителей «реалистического мира») попадает в магический мир, в Валинор, и, опять-таки непонятным образом, уносит оттуда несколько могучих магических артефактов — семь палантиров и некое зеркало.

Между этими людьми, как обычно и бывает, случилась ссора и разделение на два лагеря. Сторонники первого, побывав в Валиноре, уже не могли забыть его величия и красоты, поэтому хотели превратить Средиземье в некое подобие Валинора. Их стали называть Магами, а образованный ими совет — Белым Советом. Сторонники второго лагеря противостоят попыткам Магов превратить Средиземье в жалкое (а другого бы и не получилось) подобие Валинора. Они и объединились в тайный Орден Назгулов.
Так получилось, что артефакты оказались в руках Магов, и они с их помощью смогли провести между двумя составляющими мира Арды некий канал. Именно по нему в Средиземье пришли «жители зачарованных лесов» или, если хотите, просто эльфы. С их помощью глава Белого Совета Гэндальф намеревался уничтожить цивилизацию технологического прогресса — Мордор, которая мешала созданию «Подобия Валинора». Назгулы стали защищать Мордор от магических атак и содействовать в развитии технологий. Апогея это противостояние достигает во время войны, известной по «Властелину Колец». В этой войне командование Мордора допустило несколько непоправимых ошибок, вследствие чего мордорские войска потерпели полное поражение (понятное дело, уничтожение Кольца Всевластия не являлось настоящей причиной поражения).

Единственным путем к спасению Средиземья и всех людей от эльфов и магии, к технологическому развитию, является уничтожение Зеркала, которое нашло приют в лесах Лориэна, у Галадриэль — владычицы этих лесов. Уничтожить его, как ни странно, можно, только сбросив в Ородруин (опять, опять!), а роль уничтожителя и одновременно спасителя насильно передается главному герою книги. А именно — одному из ученых Мордора, во время войны переквалифицировавшемуся в полевого врача, Халадину. Каким образом уничтожать зеркальце, весящее около тонны — решать самому Халадину. Этим он и занимается всю книгу...

Если вы хорошо знакомы с оригинальной историей Войны Кольца, то вам будет очень любопытно читать интереснейшую в этом отношении книгу Еськова. Все события Войны происходят приблизительно в том же, «толкиновском» порядке, но их смысл и суть настолько изменены, что иногда текст вызывает улыбку.

Кольцо Всевластия — «утка», главной целью создания которой была ссора Владык Рохана и Гондора, но, к сожалению, на этот крючок попался только Боромир. Зеркало Галадриэль — мощнейший артефакт, от которого зависит вся средиземная магия. Саурон — не Майя, не грозный дух, не Багряное Всевидящее Око, а всего лишь правитель Мордора, не обладавший никакими магическими способностями. К тому же он был не просто «Сауроном», а «Сауроном VIII», и погиб он не от уничтожения Кольца Всевластия, а от ранения мечом в битве у Мораннонских Ворот. Не существовало и Короля-Чародея, а был лишь Командующий Южной армией Мордора, которого в нечестном поединке сразил Арагорн (тот еще негодяй, по версии Еськова), со словами: «От тебя не останется даже имени... Пускай [запишут, что] тебя убил карлик, во-о-от такусенький заморыш, с мохнатыми лапками. Или баба... Да, пожалуй, именно так мы и сделаем».

Таких интересных деталей в книге много, поэтому мы не можем не воздать должное воображению Еськова, ведь так перевернуть старый сюжет с ног на голову может не каждый.

«Чёрная книга Арды»: Илуватар — узурпатор, Мелькор — спаситель

Один из самых интересных и оригинальных взглядов на мир Толкина нам предлагают Наталья Васильева и Наталья Некрасова в своих книгах «Черная книга Арды» и «Черная книга Арды. Исповедь Стража». На обложке каждой из них сделана подпись небольшими буквами, которая лучше всего выражают суть и смысл этих книг — «Взгляд с другой стороны на мир Толкина» (Издательство «Эксмо», 2001 г.). Сразу же возникает вопрос: что это за другая сторона? В этих книгах рассказывается история «Сильмариллиона», но повествование ведется от имени Главных Врагов и злодеев этого мира, от Мелькора и его сторонников.

Некрасова и Васильева стирают границу между добрыми и злыми персонажами. В романах признаются все злодеяния Мелькора, совершенные им против эдайн (трех родов людей, которые всегда воевали на стороне сил «света»), сумеречных эльфов, нандоров и нолдоров (колена эльфов, которые в книгах Толкина боролись против Мелькора). Но в тоже время объясняется причина этих злодеяний и вообще первопричина ненависти Мелькора к Илуватару (создатель всего сущего по Толкину) и Валарам (высшие духи мира-Арды), которые, как повествуют эти книги, не такие уж добрые и справедливые, как это показывалось в «Сильмариллионе».
«Черная книга Арды» написана в виде разговора двух людей, которые читают... саму «Черную книгу Арды». Их имена не называются, да они не так уж и важны. Главное — «правда», которые эти люди пытаются донести до читателя. Первый из них верит «Черной книге», второй возмущается ее содержанию. Но в то же время они оба — высокообразованные люди и способны культурно беседовать, объясняя друг другу свою точку зрения и доказывая ее фактами из истории.

Если в Сильмариллионе Мелькор — Черный Вала, воплощение Тьмы, ужаса и страданий, более известный в мире, как Моргот (с эльфийского — «Черный Враг»), то в «Черной книге Арды» он представляется нам единственным Валой, действительно заботящимся о Средиземье. Он — тот, кто привносит в облик мира что-то свое, кто не боится Дара созидания. Все остальные Валары беспрекословно следуют великому Замыслу Илуватара (Создателя), который хочет видеть Арду такой, какой представляет себе ее один Он. Все, что не соответствует Замыслу, должно быть уничтожено последователями Илуватара.

В этой книге впервые появляется ветвь темных эльфов, Эллери Ахэ, как они называются в книге. Толкин сообщал, что об ушедших за Мелькором эльфах мало что известно, и, по одной из легенд, именно из них Мелькор вывел новую расу — орков. В Черной книге предлагается другая версия о происхождении орков и темных эльфов. В первые годы после пробуждения эльфов у озера Куйвиэнэн (с эльфийского — «воды пробуждения») с ними общался только Мелькор, приходя и рассказывая им о том мире, в котором они теперь будут жить.

Через некоторое время и Валары узнали о пробуждении эльфов, и решили забрать их в Валинор, подальше от Мелькора. На переговоры пошел Оромэ, Вала, главной целью которого было уничтожение того, что не входило в рамки Замысла. Некоторые эльфы вняли громогласному вещанию Оромэ (будущие нолдоры, телери, ваниары, сумеречные эльфы и другие «светлые» ветви), некоторые остались верны Мелькору (будущие Эллери Ахэ), некоторые не прислушались ни к Оромэ, ни к Мелькору, и остались в стороне ото всех последующих конфликтов (авари). А были еще и те, кто испугался громоподобного топота копыт коня Оромэ и бросились от него прочь. Страх изменил их сущность, постепенно превращая в то, что позже было названо племенем орков.

Почти каждое событие, описанное в Сильмариллионе, в «Черной книге Арды» приобретает новый смысл и новое значение. История, рассказанная «Сильмариллионом», начинает казаться неполной и неправильной. «Черная книга Арды» — правдоподобная и увлекательная ересь толкиновского мира.

Действие второй книги, «Исповеди Стража», развивается по прошествии 279 лет после падения Саурона и воцарения Эллесара. Хотя «действие книги» — слишком громко сказано, действия в ней не больше, чем в предыдущей. Большую часть текста занимают «страницы» все той же легендарной «Черной книги», с которыми знакомится главный герой — Галдор, работающий в одном из тайных министерств Гондора. Воспитанный истинами «Сильмариллиона», он не желает верить этой книге, и в течение всего повествования ведет спор сам с собой и с владельцем этой книги Борондиром, то убеждаясь в правоте Книги, то находя в ней неубедительные моменты.

Пока Галдор с Борондиром проводят время в спорах, в мир возвращается «тень» в лице нового советника Короля. Его личность остается неизвестной, и нам, как и главному герою, остается делать только предположения. В итоге Галдор приходит к новому виденью истории и признает, что и в «Сильмариллионе», и в «Черной книге» есть много правды, но еще больше лжи, и для того, чтобы написать правдивую историю, нужно абсолютно нейтрально относиться к обоим мнениям.

«По ту сторону рассвета»: любовь, морковь и Сильмарилл

Есть еще одна книга, автор которой в любом случае является «продолжателем» дела Толкина. Ольга Брилева не побоялась переписать одну из самых красивых и романтичных историй «Сильмариллиона» (эта легенда также упоминается во «Властелине Колец») — историю любви Берена и Лютиэнь. Двухтомный роман «По ту сторону рассвета» издан «Эксмо».

У Толкина эта история описывается кратко и затрагивает только самые важные моменты. Брилева в своей книге расширяет легенду, добавляя несколько новых событий в сюжетной линии, описание чувств, ландшафтных красот, архитектуры эльфов и других приятных для поклонника Толкина подробностей.

«По ту сторону рассвета» будет интересна как тем, кто знаком с прототипом текста, так и тем, кто не читал Толкина вообще. Роман написан доступным языком, и специальных ссылок на произведения Профессора, как это было, например, в «Черной книге Арды», Ольга не делает.

Основная сюжетная линия остается без изменений: Берен, сын Барахира, чтобы получить руку Лютиэнь (а ее сердце он получил уже давно), дочери владыки Дориафа (одно из государств эльфов) Тингола, соглашается сделать то, что не удавалось еще ни смертному, ни бессмертному — достать один из Сильмариллов (камни нечеловеческой красоты, которые фигурируют на протяжении всего повествования в «Сильмариллионе») из короны Черного Врага Мира — Моргота (он же Мелькор). В этом походе ему придется пережить лишения и смерти близких друзей. Преодолев все преграды на пути к цели, он, не без помощи и при участии своей любимой, торжествует победу.
При всей привлекательности двух томов Брилевой, нужно помнить, что это ее взгляд на легендарную историю, и он сильно отличается от рассказа Толкина. В романе Брилевой описания очень реалистичны, иногда даже излишне реалистичны. Например, эдайн описаны как обычные люди, которым свойственны все человеческие слабости и пороки: коварство, зависть, продажность и слабоволие. Предательство среди эдайн у Толкина встречается редко (один или два раза за все повествование «Сильмариллиона»), а в «По ту сторону рассвета» мы видим его постоянно. Такие мелочи портят впечатление от книги в целом. Но эти мелочи будут заметны далеко не каждому...

Авторы «средиземных» произведений

Ник Перумов

Один из самых известных русских фэнтези-авторов. Начал литературную деятельность с «Кольца Тьмы», после этого вышли его знаменитые книги из цикла «Упорядоченное». По профессии Ник — биолог, окончил Ленинградский политехнический институт. Недавно он решил вспомнить о героях «Кольца Тьмы», и продолжить написание «Неба Валинора» (альтернативная история «Адаманта Хенны») и «Водопада». Более подробную информацию об этом авторе и о его творчестве можно найти на его официальном сайте в интернете — perumov.com.

Кирилл Еськов

Кирилл закончил биофак МГУ, стал автором двух школьных учебников. Из художественных книг написал «Последнего Кольценосца». Любимым занятием, как он сам признается, Кирилл считает отдых в компании старых друзей, времяпрепровождение со своей дочерью и написание различных текстов, как научных, так и художественных.

Наталья Некрасова (Иллет)

Наталья закончила химфак МГУ, сейчас работает редактором обозрения «Химический Комплекс России» и переводчиком в издательстве «Эксмо». Она написала несколько художественных книг, среди которых «Черная книга Арды» (в соавторстве с Натальей Васильевой), «Рудаур» (в соавторстве с Д. Бромберг) и другие; также является автором множества песен и стихов (чаще — связанных с миром Толкина).

Наталья Васильева (Ниэнна)

Именно Васильева придумала и составила язык Ах’энн, которым пользуются сторонники Мелькора в «Черной книге Арды», а также написала песни и стихи, использованные в этой же книге. Подробнее узнать о Ах’энн, песнях и другом творчестве Натальи можно, посетив страницу в интернете — www.elhe.ru.

Ольга Чигиринская (экс-Брилева)

Известная активистка толкинистского фэндома, впервые опубликовала роман «По ту сторону рассвета» на страницах интернета. Издан же он был под псевдонимом «Берен Белгарион», а сама Ольга поместила себя в редакционный блок книги как «переводчика».

Фрито, Гельфанд, Илуватар и все, все, все...

Помимо обычных продолжений, дополняющих историю мира Толкина, были и другие — юмористические. Одними из самых известных и читаемых являются пародии на «Сильмариллион» — «Звирьмариллион» Алексея Свиридова, и на «Властелина Колец» — «Пластилин (Холестерин) Колец» (он же «Тошнит от Колец», все зависит от перевода) Генри Берда и Дугласа Кенни. Помимо этих, есть еще несколько произведений, ознакомиться с которыми можно, обратившись по ссылке lib.ru/tolkien.

Хоть я и отношусь к таким работам скептически, но все равно признаю, что «Звирьмариллион» — произведение читабельное и порою очень смешное. Игра с именами и названиями понятна любому русскому человеку, а такой игры в книге много. Например, Мелькор, участвуя в Пении Айнур, забивал все хоровое пение песней группы «Любэ» «Атас!»... Основной ход толкиновских событий остается без изменений, но их изложение разбавляется большим количеством юмора.

Хуже дело обстоит с «Холестерином Колец». Книга фактически издевается над «Властелином Колец», содержит огромное количество пошлости, черного юмора и достаточно недалеких шуток. Все это превращает ее не в юмористическое произведение (коим, без сомнения, является «Звирьмариллион»), а в злобное и местами тупое глумление над текстом Толкина. Можно сделать скидку на то, что авторы книги — американцы, которые, по их собственному признанию, стремились заработать деньги, выпустив эту работу. Книга однозначно на любителя, лично мне ее читать было сложно.

Читать пародии на Толкина или нет — решать вам, однозначной читательская реакция быть не может. Одни считают, что это ужасно, другие читают эти книги с не меньшим удовольствием, чем творчество Профессора, а третьи абсолютно равнодушно относятся и к трудам Толкина, и к его продолжателям. Поэтому вам придется самим определиться, к какой группе вы относитесь. А после этого — начинайте читать!

Мир в истории и история мира

То, что к произведениям Толкина написано столько оригинальных и интересных продолжений, еще раз доказывает, что мир Профессора не канул в Лету, не остается предметом изучения истых фанатов, а продолжает жить полноценной жизнью и приобретать все новых и новых поклонников. Хотя в случае Толкина — это и не требует доказательств. Очень жаль, что создатель «Властелина Колец» не дожил до момента, когда его книги стали настолько популярны, что обрели дополнения, вышедшие из-под чужого пера.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.