Режиссёр: Тимур Бекмамбетов
В ролях: Джек Хьюстон, Тоби Кеббелл, Морган Фриман
Премьера в России: 8 сентября 2016 года
Возрастной рейтинг: 16+
Похоже на:
«Исход: Цари и боги» (2014)
«Гладиатор» (2000)
Тимур Бекмамбетов наконец-то снял полнометражную версию своего лучшего и самого культового творения: рекламных роликов банка «Империал». Увы, исторический эпос «Бен-Гур» почти сразу провалился в прокате. И это не должно никого удивлять. Бывают фильмы вроде «Джона Картера», которые проваливаются неожиданно, из-за неграмотного продвижения. А на «Бен-Гуре» с момента, как возникла сама идея его создания, крупными буквами было написано: «Кассовый провал». И вот почему.
Причина 1. Это ремейк классики
Кому вообще пришло в голову снимать ремейк голливудской киноклассики 60-летней давности? «Бен-Гур» 1959 года, снятый Уильямом Уайлером, получил 11 «Оскаров», и этот рекорд до сих пор не побит — его смогли только повторить «Титаник» и «Возвращение короля». Переснимать такое — идея не лучше, чем ремейк «Кавказской пленницы». Фильм Бекмамбетова был обречён на невыгодное сравнение — и, разумеется, критики его разгромили.
Конечно, в основе обоих фильмов лежит книга, которую экранизировали и до 1959 года. Но фильм Бекмамбетова от книги уходит даже дальше, чем фильм Уайлера. Бен-Гура и Мессалу почему-то сделали не просто друзьями, а братьями (как им это удалось?). Роль Иисуса резко увеличили. Многие важные сцены из оригинала, наоборот, выкинули, из-за чего пострадала логика сюжета.
Фильм пытается оправдать Мессалу и сделать его конфликт с Бен-Гуром не таким однозначным, и это, пожалуй, самое удачное изменение. Но ради этого Римскую империю на контрасте изображают как злобный Рейх, а всех римлян, кроме Мессалы, — как оголтелых фашистов.
— Твоё имя?
— Мессала Северус.
— КАПИТАН Мессала Северус!Пилат и Мессала, лучший диалог фильма
Причина 2. Библейский пеплум не нужен
Жанр пеплума, то есть историко-приключенческого эпоса о древнем мире, — реликт прошлого века, теряющий популярность в наши дни. Это лишний раз доказал «год пеплумов» — 2014-й, когда фильмов в этом жанре вышло необычайно много, но ни один не завоевал массовой любви. Ближайший сосед «Бен-Гура» по жанру, библейский пеплум Ридли Скотта «Исход», тогда с треском провалился в прокате. Странно, что создатели ремейка не увидели в этом дурного предзнаменования.
«Исход» и «Бен-Гура» подвела ещё и религиозная подоплёка. Угодить аудитории фильмами про религию тяжело: либо верующие недовольны неточностями, либо неверующие — «пропагандой». А чаще всего недовольны и те, и другие. Забавный факт в тему: российские прокатчики испугались имени «Иуда», и героя называют на английский манер «Джуда».
Причина 3. Тимур Бекмамбетов
Поставить во главе этого проекта Бекмамбетова — особенно рисковый шаг. Тимур успешен в России, но не вполне прижился в Голливуде, большинство его западных проектов провалились в прокате. Бекмамбетов хорошо умеет снимать зрелища, но на Западе на это способны многие — для успеха здесь требуется нечто большее.
Как зрелище «Бен-Гур» действительно хорош, этого не отнять. Сцена битвы римского флота с македонским полна запоминающихся деталей: барабанщик, которые не перестаёт бить, даже горя заживо, римский солдат, привязанный к носу вражеской галеры, несущейся на таран… Удалась и обязательная сцена гонки на колесницах. Бекмамбетов сумел показать её не только как кровавое безумие, но и как тщательно спланированное спортивное состязание.
Но отдельные яркие моменты не делают фильм удачным. Его портят сценарий и рваная композиция. Длинный пролог, обрывочные сцены, разделённые большими периодами времени, постоянные флэшбеки — всё это мешает воспринимать «Бен-Гура» как грандиозный эпос о библейских временах. А изменение классического сюжета, особенно концовки, лишает его и драматизма, и убедительности. У Уайлера Бен-Гур спешил к распинаемому Христу за чудом, боясь опоздать, а у Бекмамбетова всё как-то образуется само собой.