Их двадцать три, и они — 34-я Орда встречного ветра. В мире, где всегда дует ветер, они подчинены только одной цели — идти с запада на восток, к мифическому Верхнему Пределу, источнику всех ветров. Предыдущие тридцать три орды не сумели дойти до цели, но восемь веков опыта не пропали зря. Эта Орда зашла уже дальше всех предыдущих.
![Ален Дамазио «Орда встречного ветра». В поисках источника бурь](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2023/09/340581.webp)
Alain Damasio
La Horde du Contrevent
Роман
Жанр: эпическая антиутопия
Выход оригинала: 2004
Переводчик: Д. Мартен-Буйе
Издательства: «АСТ», «Астрель-СПб», 2023
Серия: «Великие романы»
Возрастной рейтинг: 16+
896 с., 3000 экз.
Похоже на:
Дэвид Фостер Уоллес «Бесконечная шутка»
Алан Мур «Иерусалим»
Первые страниц сто пятьдесят «Орды встречного ветра» довольно сложны. Действие начинается без всякой экспозиции, а рассказчиков в романе двадцать три — фокальный персонаж обозначается графическим символом в начале главки. Каждый из членов Орды обладает определёнными знаниями и навыками, необходимыми для достижения Предела (в отряде есть женщины и мужчины, охотники и учёные, барды и убийцы), и каждому даётся слово, хотя далеко не с одинаковой частотой. Поначалу кажется, что двадцать три голоса звучат ужасной какофонией, создавая сущий хаос мнений и обрывков сюжета, но постепенно повествование обретает внутреннюю стройность, а бесчисленные рассказчики — лица, истории и характеры (правда, стоит отметить, что некоторые из персонажей кажутся скорее карикатурами, нежели архетипами, а о правдоподобии их поведения и говорить не приходится).
Впрочем, зыбким и неопределённым роман остаётся до самого конца. Есть в нём чрезмерно затянутые и многословные главы, некоторые особенности мира получают объяснение очень поздно, а другие и вовсе остаются на волю читательского воображения. А мир этот экзотичен и весьма оригинален — также не до конца понятно, фэнтезийный ли это сеттинг или наша планета после неизвестной катастрофы. Изрядную часть очарования романа составляют псевдонаучные сведения. С помощью множества изощрённых терминов описываются различные виды ветра, его свойства и ещё не раскрытые секреты, и при этом остаётся неясным, есть ли в мире магия или наука просто пока не нашла удовлетворительных объяснений некоторым явлениям. Цель существования Орды — поиск источника всех ветров, и постоянные рассуждения о природе ветра тут совершенно не кажутся лишними и искусственными.
Разумеется, поиск Верхнего Предела становится не просто квестом, но и поиском себя (двадцати трёх себя!), и погоней за знанием, и сражением с врагом, победить которого невозможно (а как победить ветер?), и делом чести для закрытой касты, которую скоро заменят новые технологии, да и просто аллегорией человеческой жизни как таковой. И на этом пути Орду ждут как страдания, так и радости…
К сожалению, где-то к концу второй трети романа становится совершенно очевидно,
куда всё, и финалу явно не хватает яркости и ударной силы. Во многом это искупается стилем повествования — автор уверенно играет двадцатью тремя голосами, ни один из которых не смешивается с другими, и переводчик тоже справляется со своей задачей более чем удовлетворительно. Искупается напряжённостью и насыщенностью сюжета — пусть он и не лишён ряда дыр и deus ex machina. И, конечно, искупается оригинальностью и масштабностью идеи и мира.
Итог: медленная, непростая, загадочная и неопределённая книга — но при этом интересная и очень красивая.
Оригинальность с конца до начала
Страницы романа пронумерованы в обратном порядке — русское издание начинается со страницы 781 и заканчивается страницей 0. А к первому оригинальному изданию прилагался ещё и компакт-диск с саундтреком. Кстати, изначально «Орда» была задумана как первый том дилогии, но потом автор передумал, ограничившись одним романом (хоть и очень пухлым).
Я, конечно, не злился, но вот только что ей ответить?
Что потребовалось восемь веков и тридцать три Орды, чтобы скриб за скрибом, благодаря (в первую очередь!) деревенским эрудитам, человечество начало осознавать, что ветер обладает глубинной структурой? Что это не чистый хаос в движении, не высвистанная наугад разноголосица, не полнейшая бестолковщина? Что существует невероятно сложная, вполне возможно и вовсе не имеющая границ аэроритмика, которая выстраивается вокруг девяти форм ветра, и что по итогам бесконечных дебатов только шесть из них были признаны архитектурными и различимыми?
Что теперь оставалось найти еще три, и многие считают, что только Орда способна встретить их на своем пути?
![Фото аватара](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2021/05/Irina-Nechaeva-100x100.jpg)