Находка: эссе Фрэнка Герберта о создании «Дюны»

6 июля 2023
Фото аватара
06.07.2023
11559
1 минута на чтение
Топ-20 фантастических романов и циклов по мнению русскоязычных книжных блогеров

Алиса Рекунова для издания «Дискурс» перевела большое эссе писателя Фрэнка Герберта о создании его вселенной «Дюна». В нём Герберт рассказывает, как родилась концепция романа, почему в его основу легла идея о губительности супергероев для человечества, какие ещё проблемы современности писатель поднимает в произведении, как долго Герберт работал над романом и каким образом художнику дикой природы Джону Шёнгерру удалось, не сговариваясь с автором, воплотить легендарные образы сардаукаров, барона Харконнена, лидера фременов Стилгара, орнитоптеров и песчаных червей.

Полный текст доступен на сайте издания (зеркало).

Вот несколько отрывков:

Пускай в самих книгах практически нет военных действий, Батлерианский джихад, когда все мыслящие машины были уничтожены, оставил коллективную травму, которая не зажила спустя тысячи лет. <…>

Личные наблюдения убедили меня в том, что в сфере власти, политики или экономики и, как их следствие, войны, люди склонны отдавать полномочия для принятия решений любому лидеру, который способен окутать себя общественными мифами. <…>

Начало положено. Герои — это мучение, супергерои — это катастрофа. Ошибки супергероев вовлекают слишком многих из нас в бедствие. <…>

Однако экология представляет серьезную проблему, и проект во Флоренсе пробудил во мне интерес к тому, как мы влияем на нашу планету. <…>

Хотите безошибочное предсказание? Тогда вы хотите только сегодня и отвергаете завтра. Вы абсолютный консерватор. Вы пытаетесь сдержать движение в бесконечно изменяющейся вселенной. Глагол «быть» делает всех нас идиотами. <…>

Литературный критик, исследователь фантастики и автор МФ Василий Владимирский отмечает, что эссе — «мастрид для гербертоведов и гербертофилов». Но при этом добавляет, что эссе было написано в 1980-м, а  книга вышла в 1965-м, а значит, эссе стоит воспринимать с долей скептицизма:

Неизбежны ошибки памяти, плюс к тому писатели, не только фантасты, склонны постфактум приукрашивать свою творческую биографию. Так что вот это все, что рассказывает о себе Герберт, стоит воспринимать с некоторой долей здорового скептицизма. Что он там на самом деле планировал написать, какие подтексты сознательно вкладывал, мы узнаем только из дневников и писем 1960-х — если они сохранились и будут когда-нибудь опубликованы полностью, без стыдливых изъятий.

Статьи

Мир фантастики №248 (июль 2024) 2
0
40717
Мир фантастики №248 (июль 2024)

Роботы и доставщики во всех проявлениях.

Проклятые карты Таро, всемирный потоп и изгнание демонов: какие корейские фильмы смотреть в 2024 году?
0
34161
Проклятые карты Таро, роботы из космоса и изгнание демонов: какие корейские фильмы смотреть в 2024 году?

Рассказываем про самые любопытные фантастические кинорелизы в Корее.

Во что поиграть? Настольные игры жаркого июля 2024 6
0
91285
Во что поиграть? Настольные игры жаркого июля 2024

Сбегаем из Нью-Йорка, устраиваем разборки с героями боевиков восьмидесятых и примеряем себя в роли котят-викингов. А что, козлы сами себя не завоюют.

Джеймс Блэйлок «Земля мечты. Последний сребреник». Californication
0
109576
Джеймс Блэйлок «Земля мечты. Последний сребреник». Californication

Взрослые сказки на грани абсурда

Художница Дарья Рашевская: игровы 1
0
209269
Художница Дарья Рашевская: концепт-арты, нежить и вороны

Петербургская художница — о вдохновении от техзаданий, пользя арт-челленджей и влиянии «Малыша и Карлсона» вместе с Doom 2

1
0
324799
Мечтаем об электроовцах вместе с Филипом К. Диком в 134 выпуске «Фантастического подкаста»

Всем прослушавшим гарантируется улучшение понимания реальности на 73%

Читаем книгу: Замиль Ахтар — «Эпоха древних»
0
165952
Читаем книгу: Замиль Ахтар — «Эпоха древних»

Отрывок, в котором император готов осадить пещерный город, а кровавое облако готово осадить императора.

Экранизации книг, которые считалось невозможным экранизировать 18
0
206368
Экранизации книг, которые считалось невозможным экранизировать

Как магия слов превращается в магию киноэкрана

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: