«Вызов»: стоило ли снимать фильм в реальном космосе? 2

В наши дни сцены космического полёта можно убедительно снять в павильоне. Фильм «Вызов» Клима Шипенко теоретически тоже можно было создать, не покидая нашу планету. Но давно напрашивался вариант отправить на орбиту актёра и попробовать запечатлеть хотя бы часть сцен на борту Международной космической станции.

Вызов

Жанр: драма, приключения, технотриллер
Режиссёр: Клим Шипенко
В ролях: Юлия Пересильд, Милош Бикович, Владимир Машков, Олег Новицкий, Антон Шкаплеров, Пётр Дубров
Премьера в мире: 20 апреля 2023 года
Премьера в России: 20 апреля 2023 года
Возрастной рейтинг: 12+
Похоже на: «Возвращение с орбиты» (1984)

Фильмы о космических приключениях на земной орбите по идейному посылу можно разделить на две группы. Скажем, такие захватывающие и зрелищные картины, как «Гравитация» (2013) и «Живое» (2017), вызывают мысль, что космос переполнен опасностями и чудовищами, поэтому лучше оставаться на Земле. А, например, «Потерянные» (1969) и «Космические ковбои» (2000) с помощью не менее драматичных сюжетов заявляют, что, несмотря на трудности, проблемы и человеческие жертвы, Вселенную надо осваивать.

Российские кинематографисты, соглашаясь в целом с тем, что космонавты — герои, совершающие ежедневный подвиг, чаще испытывали страх перед космосом. Мы видели фильмы, где космонавты после возвращения с орбиты превращаются в чудовищ («Пассажир», «Спутник»), где они подавлены грузом психологических проблем («Воры и проститутки», «Частица Вселенной») или показаны винтиками государственной машины, готовой пожертвовать ими («Время первых», «Салют-7»). Поскольку «Вызов» создавался не только как коммерческий продукт, но и как реклама современных российских достижений при участии государства, от него закономерно ожидали более позитивной интонации, пробуждающей в зрителе интерес к реальной космонавтике и вызывающей гордость за соотечественников, которые трудятся на МКС.

«Вызов»: стоило ли снимать фильм в реальном космосе?

И, надо признать, Шипенко успешно справился с этой задачей. Выбранный им сюжет при всей динамичности и накале конфликтов между персонажами вполне отвечает идее популяризации космонавтики.

Олег Богданов (его играет настоящий космонавт Олег Новицкий) работает снаружи российского сегмента МКС; в этот момент обломки разрушившегося спутника (привет «Гравитации»!) приближаются к станции, и руководитель полётов Константин Волин (Владимир Машков), чтобы избежать столкновения, принимает решение поднять её орбиту. Богданов не успевает нормально закрепиться и получает травму лёгкого. Осмотр под дистанционным руководством специалистов показывает, что Богданов нуждается в срочной операции, но вернуть его на Землю прямо сейчас нельзя — он, скорее всего, погибнет из-за перегрузок. Выход только один — отправить на МКС опытного торакального хирурга. Из семи кандидатов наиболее подходящей оказывается Евгения Беляева (Юлия Пересильд), хотя она не собиралась в космос, а лишь участвовала в подготовке операции.

Хотя мы заранее догадываемся, чем закончится фильм, следить за перипетиями сюжета интересно — желания покинуть зал не возникает. И всё же Шипенко, следуя законам драматургии и понимая, видимо, что переусложнять повествование нельзя, использует довольно стандартные ходы. Беляева страдает от потери мужа, разбившегося в автокатастрофе, у неё сложные отношения с матерью и взрослеющей дочерью, она влюблена в коллегу Владислава Николаева (Милош Бикович), но не уверена в перспективах «служебного романа». Кажется, выброси создатели «Вызова» мелодраматическую линию, и фильм ничего не потерял бы, кроме пары проходных шуток.

«Вызов»: стоило ли снимать фильм в реальном космосе? 3

Зато актёрский ансамбль собран яркий, а его игру удачно дополняют космонавты Олег Новицкий, Антон Шкаплеров, Пётр Дубров, которые в сущности изображают самих себя. Иногда замечаешь, что они с трудом сдерживают улыбки, даже в экстремальных ситуациях, однако их присутствие в кадре и сюжете — удачное режиссёрское решение, которое делает показанное на экране более достоверным.

Что касается типичных для фильмов о космосе нарушений законов физики, на этот раз их удалось избежать благодаря, очевидно, консультантам из «Роскосмоса». Некоторые вопросы вызывает выход Беляевой-Пересильд в открытый космос, но нельзя утверждать, что он принципиально не мог произойти в реальности.

Однако при всей своей красоте «Вызов» убедительно доказал: если вы хотите снять эффектное кино об орбитальных приключениях, не нужно (или даже противопоказано) покидать Землю. «Павильонные» сцены смотрятся намного эффектнее пролётов Пересильд внутри захламлённой станции и даже кульминационного эпизода хирургической операции: его участники мало двигаются, поэтому эффекты невесомости становятся малозаметны.

«Вызов»: стоило ли снимать фильм в реальном космосе? 5

Стоило ли в таком случае тратить деньги на доставку Шипенко и Пересильд на МКС? Моё мнение: всё же стоило. За неимением других ярких достижений в последнее время, съёмки в космосе стали уникальным опытом, который специалисты будут изучать много десятилетий. Это и сокращённая подготовка к полёту, и имитация хирургических процедур на орбите, и организация профессиональной киносъёмки быта космонавтов. Если человечество всерьёз соберётся на Марс, то результаты этого эксперимента будут востребованы.

В любом случае фильм задаёт совсем новую планку качества в отечественном кинопроизводстве. Если для реалистичного голливудского кино о космосе эталоном стал «Аполлон-13» (1995), то для нашего таким вполне может стать «Вызов».

«Вызов»: стоило ли снимать фильм в реальном космосе? 1

Что ещё снимали в космосе?

1

Фильм «Вызов» — первый в космосе… или не совсем?

Как снимали видео и кино в космосе — и не только документальное.

Читайте также

Статьи

Во что поиграть? Настольные игры жаркого июля 2024 6
0
41573
Во что поиграть? Настольные игры жаркого июля 2024

Сбегаем из Нью-Йорка, устраиваем разборки с героями боевиков восьмидесятых и примеряем себя в роли котят-викингов. А что, козлы сами себя не завоюют.

Джеймс Блэйлок «Земля мечты. Последний сребреник». Californication
0
60874
Джеймс Блэйлок «Земля мечты. Последний сребреник». Californication

Взрослые сказки на грани абсурда

Художница Дарья Рашевская: игровы 1
0
143635
Художница Дарья Рашевская: концепт-арты, нежить и вороны

Петербургская художница — о вдохновении от техзаданий, пользя арт-челленджей и влиянии «Малыша и Карлсона» вместе с Doom 2

1
0
222540
Мечтаем об электроовцах вместе с Филипом К. Диком в 134 выпуске «Фантастического подкаста»

Всем прослушавшим гарантируется улучшение понимания реальности на 73%

Читаем книгу: Замиль Ахтар — «Эпоха древних»
0
116646
Читаем книгу: Замиль Ахтар — «Эпоха древних»

Отрывок, в котором император готов осадить пещерный город, а кровавое облако готово осадить императора.

Экранизации книг, которые считалось невозможным экранизировать 18
0
159138
Экранизации книг, которые считалось невозможным экранизировать

Как магия слов превращается в магию киноэкрана

Какие эксперименты проводят на МКС? Космический огород, спортивные тренировки и тёмная материя 9
0
167545
Какие эксперименты проводят на МКС? Космический огород, спортивные тренировки и тёмная материя

Чем занимаются космонавты, кроме плавания в невесомости

Древнегреческая философия в китайской «гаче»: какой получилась история в Honkai: Star Rail? 12
0
225027
Древнегреческая философия в китайской «гаче»: какой получилась история в Honkai: Star Rail?

Каким получился глобальный сюжет в обновлении 2.0

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: