![«Сокол и Зимний солдат»: голливудский ответ «Майору Грому»](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2021/04/Sokol-i-Zimnij-soldat-header.jpg)
Миру нужен новый Капитан Америка! После победы над Таносом Стив Роджерс ушёл на покой — кто же подхватит его звёздно-полосатый щит? Правительство делает ставку на брутального ветерана Джона Уокера, но груз ожиданий и собственное раздутое эго то и дело сбивают героя с пути истинного.
Сам Кэп назначил своим наследником Сэма «Сокола» Уилсона, опытного десантника и военного психолога. Тот, впрочем, не спешит становиться символом США: уж слишком много невинной крови было пролито во имя патриотизма. Скептицизм Сэма подстёгивает его конфликт с Баки Барнсом — верным товарищем Стива, который до сих пор не может примириться с уходом друга и собственным тёмным прошлым.
Наконец, многие полагают, что Капитана Америки вовсе не должно существовать. В их числе — юная Карли Моргенто и её соратники-суперсолдаты из группировки «Разрушители флагов». Вместе они бросили вызов государственным границам, бездушным политикам и хищническим корпорациям. И чем активнее система сопротивляется народным мстителям, тем более радикальными становятся методы Карли…
Крещение огнём
Жизнь иногда подбрасывает занятные рифмы. «Сокол и Зимний солдат» должен был выйти ещё прошлым летом, но коронавирус смешал создателям все карты. В итоге эфир отложили до марта-апреля 2021 года — и надо же было такому случиться, что в это же время в кинотеатрах России стартовал отечественный кинокомикс «Майор Гром: Чумной доктор». Казалось бы, ну вышел и вышел, мало ли сейчас боевиков про людей в безумных костюмах? Однако волею судьбы два совершенно самостоятельных сюжета стали зеркалом друг друга.
Все совпадения случайны… но на удивление многочисленны. И «Сокол», и «Гром» — истории о том, как харизматичный лидер поднимает народ на бунт против несправедливой системы, а разношёрстная группа хороших парней даёт радикалам бой, хотя в целом сочувствует их мотивации. При этом главный герой — часть силового аппарата (американской армии и питерской полиции соответственно), а вымышленные события постоянно перекликаются с реальной политикой. В обоих случаях даже нашлось место квирбейтингу: промокампания «Грома» вовсю пиарит «сероволка», а шоураннер «Сокола» раздаёт в интервью намёки на бисексуальность героев — которые, конечно же, так в итоге и остаются намёками.
Свои параллели есть и в реакции критиков. Российский суперкоп вызвал немало споров об этике и обвинений в провластной позиции авторов. Американскому тоже досталось: сериал закончился на довольно консервативной ноте, а последний эпизод заметно просел в рейтингах.
![](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2021/04/Sokol-i-Zimnij-soldat-02-1024x425.png)
Разумеется, звучат и противоположные мнения. Мол, неужели надо во всём искать политику? Это же просто весёлый и зрелищный боевик, а не остросоциальная документалка! Что ж, спору нет. С такой точки зрения и «Гром» хорош, и «Сокол» — достойный кинокомикс, ничуть не хуже других фильмов Marvel. Вполне понятно, почему именно этот проект студия поначалу определила как старт своей новой ТВ-франшизы. Размах тут по-настоящему киношный, звёздные актёры колесят по всему миру, а битвы отличаются масштабом и поставлены с выдумкой.
Для сравнения, финал недавнего сериала «ВандаВижн» сделан хотя и зрелищно, но довольно скромно: две пары героев и злодеев летают по компьютерным небесам и обмениваются волшебными файерболами. То ли дело «Сокол»! Битва разворачивается сразу по нескольким направлениям и постоянно жонглирует локациями. Начали с потасовки в зале заседаний — переместились на парковку — продолжили погоней на мотоцикле — отвлеклись на спасение заложников из горящего фургона — а вот и воздушный бой со взрывающимися вертолётами!..
У каждой битвы в «Соколе» есть своя логика и динамика. Герои не просто обмениваются тумаками — они с умом применяют суперспособности, по необходимости избегают боя или отступают, чтобы измотать противника. Бои отыграны честно: удары и кульбиты актёров (особенно Энтони Маки в роли Сэма) почти не прячут за суматошным монтажом. А камера хотя и стремится к более-менее реалистичному стилю, но регулярно радует глаз яркой «комиксовой» композицией.
![](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2021/04/Sokol-i-Zimnij-soldat-03-1024x426.png)
С технической точки зрения единственная серьёзная проблема «Сокола» — логика и темп повествования. Стремительная интрига и неторопливая печальная драма мешаются друг у друга под ногами. Вроде бы важные персонажи не успевают по-настоящему раскрыться, и связанные с ними «неожиданные» повороты сюжета вызывают лишь недоумение. А пока Сэм с Баки выясняют отношения, антагонистам то и дело приходится ставить свои злодейские планы на паузу. Да и какие у них, собственно говоря, планы?
Карли Моргенто и её «Разрушители флагов» — одновременно самое сильное и самое слабое звено сериала. Они дают свежий взгляд на события вселенной Marvel: оказывается, уцелевшие после щелчка Таноса люди жили куда дружнее и свободнее, чем раньше, но тут супергерои всех спасли и невольно восстановили былые классовые и национальные границы. А значит, теперь Карли придётся… что?
Пока «Разрушители» ограничиваются грабежом и перераспределением ресурсов в пользу беженцев, их мотивация понятна. Однако где-то с середины сюжета авторы начинают подталкивать Карли ко всё большему экстремизму, но так и не находят для этого достаточно внятных примеров. Даже финальный захват заложников не сопряжён с какой-то внятной угрозой: что с ними собираются делать и зачем их куда-то везут? Неужели случайная стройка посреди Манхэттена — более удачное место для переговоров, чем изолированный этаж небоскрёба?
![](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2021/04/Sokol-i-Zimnij-soldat-04-1024x424.png)
Всё более убедительными кажутся слухи о пересъёмках: дескать, «Сокол» так задержался потому, что создателям пришлось серьёзно корректировать сюжет. Сцены в Пуэрто-Рико не удалось отснять из-за серии землетрясений в начале 2020 года, а злодеи по изначальному замыслу охотились за биологическим оружием — что, конечно же, звучало совсем не весело в условиях реальной пандемии.
К чести Marvel, швы после изменений (если они действительно были) почти не бросаются в глаза, и в целом «Сокол» доходит до финала без значительных противоречий в истории. Но слишком уж велик соблазн списать на пересъёмки все маленькие недоработки и странности сериала, от урезанной роли «Продавца силы» до суматошного монтажа в отдельных диалогах. Кроме шуток, во многих сценах с участием «Разрушителей флагов» камера подозрительно часто отворачивается от персонажей, когда они произносят ключевую информацию, — а значит, реплики легко могли быть переозвучены.
Не так уж сложно представить, что изначальный план Карли заключался в том, чтобы выкрасть у «Продавца силы» смертоносный вирус и использовать его против богачей и политиков в отместку за их безразличие к страданиям простых людей. Тут и очевидная угроза, и внятное представление о влиянии «Продавца», и недвусмысленное моральное падение Карли. Но для этого авторам пришлось бы покинуть комфортные воды комиксовой условности и коснуться живой и очень болезненной политической ситуации.
Герои нашего времени
![](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2021/04/Sokol-i-Zimnij-soldat-05-1024x425.png)
Вот почему все отговорки про разделение искусства и политики — пустое кокетство. Политика заряжает сюжет, обостряет интригу и формирует этические координаты истории. Кто хороший герой, а кто плохой? Кто заслуживает второго шанса, а кто обречён на (само)уничтожение? И если ограничиваться полумерами, начинает шататься вся конструкция. Поэтому так сбоит моральный компас «Майора Грома»: одних преступников герой покрывает, других пытает (но делает это задорно, поэтому нестрашно), третьим сочувствует, четвёртых игнорирует. Закадровая песня протяжно требует перемен, но что именно нужно менять и кто этим будет заниматься — так и остаётся невысказанным. «Система» сама разберётся где-то там, за кадром. Или нет.
Увы, с «Соколом» почти идентичная ситуация. Сериал затрагивает множество острых тем — американский империализм, классовое расслоение, насильственные методы «миротворцев», — но почти не доводит их до логического завершения. Потому что тогда героям придётся реально что-то менять, а не просто произносить пафосные монологи и грозить пальчиком нерадивым политикам.
Пожалуй, в этом заключается один из главных парадоксов комиксов — как на бумаге, так и в кино. С одной стороны, авторы пытаются удержать интерес стремительно взрослеющей аудитории и потому черпают сюжеты из газетных заголовков, размышляют об актуальных общественных вопросах. Но дальше размышлений дело не заходит, ведь история должна продолжаться. Кстати, похоже, это новый официальный девиз компании Disney.
![](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2021/04/Sokol-i-Zimnij-soldat-06-1024x424.png)
Даже сверхчеловек не имеет права обрушить статус-кво — иначе зрители разбегутся. Так уходит в никуда классовый конфликт из третьего «Тёмного рыцаря». Так реальное идеологическое противостояние Бэтмена и Супермена прямо по ходу сюжета подменяется копеечными манипуляциями Лекса Лютора. Так фашизм американских спецслужб в «Другой войне» объясняется лазутчиками Гидры. Так мирятся Тони со Стивом и возвращаются все, кто погиб от руки Таноса. Так Сокол произносит много красивых слов в поддержку Карли — но в финале всё равно остаётся на квазигосударственной службе и провозглашает себя Капитаном Америкой. А как же иначе, когда новый фильм на носу?
Впрочем, голливудский конформизм всё же допускает отдельные улучшения, и было бы нечестно закрывать на них глаза. Да, «глобальная» политическая линия сериала разваливается на полуслове. Но персональная история Сэма Уилсона — почти что революция. Тем более что в ней тоже прозвучала неожиданная рифма.
Создание «Сокола» пришлось на очередной всплеск активности движения Black Lives Matter, а финал сезона и вовсе прошёл через пару дней после суда над полицейским, убившим Джорджа Флойда. И вот на экране — чёрный супергерой в звёздно-полосатом костюме, и он открыто укоряет политиков за их злоупотребление властью! Это действительно мощный символ. Мощный вдвойне, ибо он продолжает традиции персонажа: в 1941 году Капитан Америка был придуман для того, чтобы вдохновить США на борьбу с Гитлером.
![](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2021/04/Sokol-i-Zimnij-soldat-07-1024x425.png)
При этом авторы сериала совершают интересную рокировку. Капитан Америка теперь не государственный символ, но народный. Застряв во льдах, Стив Роджерс «выпал» из своего времени и потому всегда оставался немного одиночкой. Сэм Уилсон же постоянно окружён другими людьми, для которых он сам важен ничуть не меньше, чем его героические регалии. Его узнают на улицах, друзья и знакомые помогают ему починить отцовскую лодку. А по ходу финальной битвы Сэма даже подбадривают благодарные нью-йоркцы, чего в фильмах по Marvel, кажется, не было со времен «Человека-паука».
Связь человека с сообществом вообще ключевая тема для афроамериканского кино, будь то работы Спайка Ли или недавняя пиксаровская «Душа». Условный Тони Старк может попивать мартини в своём роскошном поместье. Чёрный герой живёт бок о бок с теми, кого он защищает. Он не судья-охранитель, но товарищ и брат, заступник и вдохновитель. Неспроста один из персонажей сравнивает Сэма (правда, не в его пользу) с реальными борцами за права чёрных — Малькольмом Икс, Мартином Лютером Кингом и Нельсоном Манделой. А фанаты Marvel могут провести и другое сравнение: многое в сюжете «Сокола» перекликается с историей Люка Кейджа, который также стал для соседей по Гарлему мощным символом сопротивления.
Разумеется, не все примут такого героя. Предчувствуя критику, создатели даже позволяют себе немного поёрничать: «Он совсем, как раньше, только чёрный!» — восклицает неудавшийся наследник Кэпа Джон Уокер. Вот только говорит он это не про Сэма, а про собственный костюм, перекрашенный в традиционные цвета комиксового антигероя по кличке «Агент США». И действительно, провал Уокера был в том, что он лишь пытался копировать внешние черты своего предшественника, не понимая сути его героизма.
![](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2021/04/Sokol-i-Zimnij-soldat-08-1024x424.png)
А Сэм — герой уникальный, со своим характером, культурной спецификой и набором способностей. То же можно сказать и про его персональный сериал. «Сокол» начинался как послесловие к трилогии про Капитана Америку: герои жили в тени великого Стива Роджерса, разгребали последствия его действий и разбирались в своём отношении к его наследию. Но к финалу сюжет вынуждает Сэма отпустить прошлое и принять собственный героизм. А значит, это уже не эпилог, а полноценная новая глава саги о Капитане Америке — что и отражает неожиданная смена названия в заключительных титрах.
Да, герои так и не решились разорвать оковы статуса-кво. Да, политическая актуальность комиксов неминуемо оборачивается фикцией. Но если в чём «Капитан Америка и Зимний солдат» способны преподать урок коллегам из России, так это в здоровой самооценке и понимании своего места в мире. Мало бороться со злом — важно помнить о тех, кого ты спасаешь. Тогда и они поддержат тебя не только тематическими хэштегами.
P. S.
Вы, должно быть, заметили, что в данном обзоре почти ничего не сказано о Зимнем солдате. Это неспроста: в сериале тоже почти ничего не сказано о Зимнем солдате! Борьба Баки Барнса с демонами прошлого лишь по касательной связана с магистральным сюжетом, а его развитие — скорее реакция на героизм Сэма. По крайней мере, на данном этапе. Сериал наверняка получит продолжение, а значит, у Баки ещё будет шанс выйти вперёд. Тогда и поговорим.
![](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2021/04/Sokol-i-Zimnij-soldat-09-1024x426.png)
![Фото аватара](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2021/05/Ilya-Glazkov-100x100.jpg)