Настольная игра «Подводные города» 4

Куда только не забрасывала нелёгкая играющих в настольные экономические стратегии! Сколько городов и ферм, космических империй и глубоких подземелий было построено! В мире первой игры молодого издательства Delicious Games кризис перенаселения заставляет человечество обратить свой взор в сторону единственной незаселённой части планеты — океанского дна.

Настольная игра «Подводные города»

Тип игры: экономическая стратегия, «евро»
Автор: Владимир Сухи
Художники: Милан Вавронь, Станислав Щербаков
Издатель в России: Hobby World, 2019
Количество игроков: 1–4 (оптимальное: 2)
Возраст игроков: от 12 лет
Время игры: 40 минут на игрока
Похоже на:
«Покорение Марса» (2016)
«Агрикола» (2007)

«Подводные города», созданные в прошлом году Владимиром Сухи, наделали немало шума после выхода. Одни игроки хвалили их за интересную комбинацию механик и широкий выбор стратегий, другие ругали за «сухость» игрового процесса и низкое качество компонентов. По итогам 2018 года «Города» номинировались на множество премий и даже получили награду от профессиональных игроков французского сообщества Diamant d’Or и швейцарскую Swiss Gamers Award.

Как это часто бывает, у каждой стороны есть своя правда. «Подводные города» и впрямь можно охарактеризовать как «евросухарь» — это значит, что тема игры не слишком сильно чувствуется в процессе, а оформление без особых изысков. По этому поводу хочется высказать отдельный упрёк авторам, ведь встречаем игры мы всё-таки по одёжке.

Такое ощущение, что игру совершенно не старались приукрасить: игровое поле и памятки игроков представляют собой сплошную иконографику, а иллюстрации на картах хоть и неплохие, но часто повторяются. Три вида строений — обычные пластмассовые кругляшки, а маленькие жетоны ресурсов вы вряд ли будете называть «сталепласт» и «биоволокно», скорее — «серенькие» и «розовые». Даже чаще всего используемые в игре жетоны действий игроков — просто картонные прямоугольники с разноцветными дверьми. Ну право слово, нарисовали бы на них каких-нибудь водолазов или подводные лодки! Радует взгляд в игре только личный планшет вашей городской сети ближе к концу игры — купола городов, соединённые туннелями и окружённые разными зданиями, выглядят неплохо (а вот толщина этих планшетов не радует совсем).

Однако для истинных любителей евро всё это вторично, а на первый план выходят интересные механики. И здесь «Подводные города» раскрываются совсем с другой стороны! В сердце игры лежит сочетание «размещения рабочих» и стратегии на картах. Выстраивание этой связи увлекает по-настоящему.

В качестве «рабочих» у игроков — три жетона, которыми они по очереди занимают ячейки действий на игровом поле. С их помощью мы будем получать ресурсы, строить города, фермы, лаборатории и очистительные заводы, а также соединять всё это тоннелями.

Настольная игра «Подводные города» 3

Ячейки бывают трёх цветов: жёлтые, красные и зелёные. На руках игрок в начале игры держит три карты из большой общей колоды, где все карты окрашены в эти же цвета. И здесь начинается самое интересное — занимая определённое действие на поле, игрок обязан одновременно разыграть одну карту с руки. Если цвета карты и действия на поле совпадают, то в дополнение к действию игрок разыграет эффект со своей карты, если же не совпадает — выполнит только действие на поле, а карта просто отправится в сброс.

Скидывать карты впустую жаль, ведь у них много полезных эффектов: например, можно мгновенно получить необходимые ресурсы, оставить карту рядом с планшетом в качестве дополнительных возможных действий или даже в конце игры добавить новый пункт подсчёта победных очков. Благодаря этому каждый ход превращается в непростой выбор: что важнее — занять нужное действие или разыграть особо сильную карту? Что делать, если присмотренную тобой ячейку занял оппонент, — выполнить не особенно нужное действие того же цвета ради карты или попридержать карту ради действия получше? А какую бурю эмоций вызывает вытащенная третий раз подряд зелёная карта, когда вам позарез нужно красное действие! И что теперь, продолжать ждать или уже скинуть зелёную карту и встать наконец на красное место? «Подводные города» предлагают вам увлекательные задачки на оптимизацию по три раза на ход!

Авторы многое сделали, чтобы выверить баланс. Слабые действия на поле (зелёные) сочетаются с сильными картами, а самые сильные действия (жёлтые) — со слабыми картами. В игре нет драфта, каждый игрок просто добирает одну карту из общей колоды в конце каждого хода, но самые эффективные карты, способные повернуть всю вашу подводную стратегию в другое русло, случайно найти в ней нельзя — они лежат в особой колоде, и брать их оттуда можно только особым жёлтым действием. Самые дорогие и мощные из них изначально открыты, что ставит всех игроков в равные условия — например, увидев карту для выгодного, на ваш взгляд, подсчёта победных очков в конце игры, несколько игроков могут половину игры все свои действия направлять в определённую сторону… но взять эту карту всё равно успеет только кто-то один!

Настольная игра «Подводные города» 2

Чаще всего «Подводные города» сравнивают с предыдущим хитом в жанре евро — «Покорение Марса». Игры роднит не только тематика (освоение территорий, плохо подходящих для человека), но и сочетание карточного движка с действиями на поле.

По этому пункту спешу успокоить (или, наоборот, разочаровать): даже если вы уже десятки раз терраформировали Красную планету, «Подводные города» всё равно могут занять достойное место в вашей коллекции и в сердце, ведь механики в них совсем разные. Драфт карт и общее поле в Марсе против мипл-плейсмента и застраивания личного планшета в «Городах» — у каждого будет свой фаворит. А вот если заставлять цвести несчастные яблони на Марсе вам кажется неимоверно скучным, то, скорее всего, экономические стратегии — не ваш жанр, и «Города» вряд ли смогут вас переубедить.

«Подводные города» стараются быть как можно более разнообразными, чтобы обеспечить высокую реиграбельность: каждую партию на поле будут случайно выкладываться 6 из 10 специальных карт, а на планшеты игроков — 3 из 16 метрополий (сухопутные города, дающие уникальные бонусы, если вы успеете дотянуть до них туннели). Есть отдельные варианты игры с госконтрактами и обратными, более сложными, сторонами игровых планшетов, а также режим одиночной игры. Всё это обеспечивает игрокам множество непохожих друг на друга партий. Более того, на английском уже выпущено дополнение «Новые открытия», которое не только добавляет механик, карт, ресурсов и метрополий, но и исправляет один из главных недостатков базы — авторы положили внутрь плотные двухслойные планшеты. Надеемся, Hobby World оперативно издаст это дополнение на русском языке!

Итог: как ни парадоксально, настольная игра о строительстве подводных городов продемонстрировала «сухой» игровой процесс, зато «глубокую» стратегию. Если вас, конечно, не отпугнёт «сырое» оформление.
Настольная игра «Подводные города» 1
Настольная игра «Подводные города»
Настольная игра «Подводные города»
Коротко
Как ни парадоксально, настольная игра о строительстве подводных городов продемонстрировала «сухой» игровой процесс, зато «глубокую» стратегию.
Удачно
Оригинальное сочетание механик
Сбалансированность действий и карт
Разные способы получения победных очков
Масштабируемость от 1 до 4 игроков
Неудачно
Оформление без изысков
Очень тонкие планшеты игроков
«Сухость» игрового процесса
8
Хорошо
Купить

Читайте также

Статьи

Во что поиграть? Настольные игры жаркого июля 2024 6
0
41683
Во что поиграть? Настольные игры жаркого июля 2024

Сбегаем из Нью-Йорка, устраиваем разборки с героями боевиков восьмидесятых и примеряем себя в роли котят-викингов. А что, козлы сами себя не завоюют.

Джеймс Блэйлок «Земля мечты. Последний сребреник». Californication
0
60979
Джеймс Блэйлок «Земля мечты. Последний сребреник». Californication

Взрослые сказки на грани абсурда

Художница Дарья Рашевская: игровы 1
0
143783
Художница Дарья Рашевская: концепт-арты, нежить и вороны

Петербургская художница — о вдохновении от техзаданий, пользя арт-челленджей и влиянии «Малыша и Карлсона» вместе с Doom 2

1
0
222795
Мечтаем об электроовцах вместе с Филипом К. Диком в 134 выпуске «Фантастического подкаста»

Всем прослушавшим гарантируется улучшение понимания реальности на 73%

Читаем книгу: Замиль Ахтар — «Эпоха древних»
0
116750
Читаем книгу: Замиль Ахтар — «Эпоха древних»

Отрывок, в котором император готов осадить пещерный город, а кровавое облако готово осадить императора.

Экранизации книг, которые считалось невозможным экранизировать 18
0
159237
Экранизации книг, которые считалось невозможным экранизировать

Как магия слов превращается в магию киноэкрана

Какие эксперименты проводят на МКС? Космический огород, спортивные тренировки и тёмная материя 9
0
167648
Какие эксперименты проводят на МКС? Космический огород, спортивные тренировки и тёмная материя

Чем занимаются космонавты, кроме плавания в невесомости

Древнегреческая философия в китайской «гаче»: какой получилась история в Honkai: Star Rail? 12
0
225144
Древнегреческая философия в китайской «гаче»: какой получилась история в Honkai: Star Rail?

Каким получился глобальный сюжет в обновлении 2.0

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: