Плохие новые ужастики на Хэллоуин-2020: Баркер, каннибалы и Marvel
5122
9 минут на чтение
Октябрь — пора страшилок и ужастиков. Когда-то конец месяца сулил нам пяток отменных хорроров в кинотеатрах, а теперь всё внимание зрителей украли стриминговые сервисы. Перед нынешним Хэллоуином онлайн-кинотеатры расстарались и подготовили уйму фильмов и сериалов в жанре ужасов.

И кто сказал, что они все должны быть хороши? Представляем вам подборку новейших ужастиков 2020 года — все они по-своему ужасны в плохом смысле слова. Здесь и экранизация произведений Клайва Баркера, и мистический хоррор по Marvel, и два очень авторских фильма, про каннибалов и хищные волосы!

Книги крови

В этом фильме-антологии три сюжета с разными героями переплетаются как сверхъестественным, так и реальным образом.

К профессору Мэри Флоренски (Анна Фрил), чей семилетний сын умер от лейкемии, приходит странный молодой человек по имени Саймон — по его словам, медиум, способный общаться с потусторонним миром. Студентка Дженна (Бритт Робертсон) пытается справиться с последствиями загадочного происшествия, в котором пострадал ее сокурсник, а еще Дженна страдает от мизофонии — непереносимости определенных звуков (в частности, жевания и глотания). И, наконец, профессиональному киллеру Беннетту (Юл Васкез) случайно удается выйти на след артефакта под названием «Книга крови» — такого ценного, что после его продажи можно будет завязать с криминальной деятельностью. Но, разумеется, во всех трёх историях события будут развиваться совсем не так, как планировали персонажи…

Рассказы Клайва Баркера из серии антологий «Книги крови» экранизировали уже неоднократно, с переменным успехом. Но цикл содержит столько жутких историй на любой вкус, что идея его переноса на экран не теряет привлекательности и актуальности. Вместе с тем возникает вопрос, как в случае премьеры от Hulu соотносятся цель и средства. Если идея в том, чтобы экранизировать цикл, то почему не сняли полноценный сериал? Если же планировалось сосредоточиться на какой-то одной истории, зачем были нужны еще две? Или полторы, потому что история Беннетта на полноценный сюжет не тянет, даже если учесть, что она отталкивается от завершающего цикл рассказа — «On Jerusalem Street».

Впрочем, попытку запихнуть этого верблюда в игольное ушко в полной мере осознают лишь те, кто читал хотя бы один сборник «Книг крови» из шести. У зрителей, которые ничего об этом цикле не знают, вполне могут появиться другие, весьма обоснованные претензии: дело в том, что экранизация от Бреннона Браги получилась… ужасно скучной. При том, что отдельные сцены сняты достойно и страшно (как та, в которой происходит написание книги), в фильме попадаются настолько избитые клише, что даже как-то неловко. Право слово, не заподозрить чрезмерно улыбчивых персонажей в том, что они маньяки, может лишь тот, кто в жизни не видел ни одного фильма ужасов.

Финал истории компенсирует ее недостатки, но и он отчасти предсказуем. Операторскую работу ругать не за что, но и хвалить — тоже. Анна Фрил играет хорошо, ей удаются женщины за гранью нервного срыва, а вот Бритт Робертсон могла бы и разнообразить выражения лица. В итоге вышел не то чтобы плохой, но заурядный фильм, в котором запоминается ровно одна сцена (вышеупомянутое написание). Стоит ли его смотреть? Ну если вам нечем заняться вечером.

Но предупреждаю: это совершенно точно не та экранизация, которой с нетерпением ждали фанаты Клайва Баркера.

— Наталия Осояну

Хелстром

Хелстромы — необычная семья. Двадцать лет назад Виктория (Элизабет Марвел) вышла замуж за обаятельного красавца и родила ему двойню. Но оказалось, что молодой отец параллельно ведёт успешную карьеру серийного убийцы. После серии ужасных происшествий жизнь семейства бесповоротно изменилась.

Теперь Виктория заточена в психиатрическую лечебницу. Заботится о ней сын Дэймон (Том Остин) — профессор этики и экзорцист на полставки. Его сестра Ана (Сидни Леммон), напротив, бежала от родных как можно дальше и стала успешным антикваром. На её аукционы приходят самые влиятельные люди страны, и Ана безошибочно чует их грехи… а затем высасывает из своих гостей души. Загадочное новое дело вынуждает Хелстромов объединить усилия: похоже, их демонический отец вернулся.

Случайный телезритель вряд ли поймёт, что эта история основана на комиксах Marvel и даже более того — входит в их прославленную киновселенную. Такое забвение неслучайно: продюсер франшизы Кевин Файги сделал все, чтобы дистанцироваться от «неудобного» проекта, доставшегося ему в наследство от ныне ликвидированного подразделения Marvel Television. Предыдущее руководство рассчитывало, что «Хелстром» даст старт целой серии комикс-сериалов в жанре мистического хоррора, но год назад эти планы пошли прахом. Запланированный кроссовер с Призрачным гонщиком был отменён, отсылки ко вселенной свелись к минимуму, а любые надежды на второй сезон угасли задолго до премьеры.

Многие скажут: и поделом! «Хелстром» не хватает звёзд с неба и, подобно многим марвеловским сериалам старого призыва, часто выглядит затянутым. Основная семейная интрига развивается неторопливо, персонажи львиную долю времени проводят за выяснением отношений в мрачных интерьерах. История оживает лишь в наиболее «вертикальных» эпизодах: например, когда Дэймон и Ана отправляются на поиски единственной выжившей жертвы своего отца или сражаются с излишне ретивым орденом демоноборцев.
Иногда кажется, что проект запоздал лет на двадцать. По сути, «Хелстром» — это марвеловский сюжет, рассказанный языком «Секретных материалов». Авторы постоянно ссылаются на похождения Малдера и Скалли, от визуальных приёмов до неожиданного звёздного камео в финале. Там же подсмотрен специфический баланс между кровищей и юмором: герои прикрывают сарказмом свои психологические травмы. Лучший персонаж сериала и вовсе комический. Йен, верный друг и ассистент Аны, весь сезон мечтает вернуться к нормальной жизни, модным костюмам и элитным суши — а приходится убирать трупы и общаться с черепами древних демонов.

Интересных задумок в «Хелстроме» немало, но в полной мере они так и не раскрываются. Сериал словно тяготится своим положением бастарда при новой эпохе марвеловских сериалов. Будущие телепроекты вселенной уже будут прочно связаны с фильмами и у них будет подходящий «киношный» бюджет — а Дэймону и Ане нечего предложить фанатам вселенной. Да и поклонники мистических сериалов скорее предпочтут очередной сезон «Сверхъестественного».

- Илья Глазков

Мои волосы хотят убивать

1989 год, хип-хоп вот-вот обретёт в Америке бешеную популярность. Увы, застенчивая афроамериканка Анна (Эль Лоррэйн) рискует пропустить всю революцию. Уже четыре года она работает ассистенткой на музыкальном канале «Культура» и отчаялась когда-нибудь получить собственное шоу. Неожиданно руководство предлагает ей повышение, однако есть нюанс: чтобы попасть на экран, девушке нужно подстроиться под «белые» стандарты внешности. Анна избавляется от своего роскошного афро и наращивает гладкие длинные пряди. Успех приходит незамедлительно, но какой ценой? Скоро героиня замечает, что красота требует жертв — в буквальном смысле…

«Волосы» продолжают волну сатирических афроамериканских хорроров, запущенную три года назад оскароносным хитом «Прочь». Автор нового фильма Джастин Симиен пока не может тягаться с Джорданом Пилом в мастерстве саспенса, но и у него есть свои сильные стороны. Симиен — мастер стилизации, воссозданный им мир телевидения 1980-х полон ярких цветов, роскошных костюмов и сюрреалистических видений. К тому же, ему удалось «заземлить» абсурдную завязку реализмом эффектов: кукловоды придумали, как анимировать буйные волосы-убийцы прямо на площадке.

В то же время по фильму заметно, что Симиен — режиссёр телевизионный. Известность ему принёс Netflix-сериал «Дорогие белые», где одновременно действовали семь центральных персонажей, каждому из которых был выделен собственный эпизод. «Волосы» рисуют не менее колоритный состав героев: от деспотичной продюсерши и редактора-активистки до любвеобильного ведущего, как две капли воды похожего на молодого Уилла Смита. Но всех их сценарий пытается ужать в полтора часа хронометража.
Лишь к финальной трети истории заканчивается представление персонажей и начинаются, собственно, ужасы — но в спешке. Анне нужно отомстить стольким обидчикам сразу, что убийства (весьма изобретательные сами по себе) идут плотным потоком, с трудом задерживаясь в памяти. Куда сильнее шокируют более ранние сцены: например, крупные планы вшивания новых волос в кожу на голове героини. Или эпизод, в котором изголодавшаяся прическа за неимением других жертв пытается добыть кровь у своей собственной хозяйки — момент жуткий и при этом почти нежный!

Из-за проблем с темпом размывается и социальный посыл. Некоторые нюансы подмечены весьма остроумно: новые владельцы канала «Культура» для большей доступности переименовывают его в «Культ». Но история происхождения волос-убийц и их связь с фольклором рабовладельческой эпохи проговаривается очень быстро.

«Прочь» жёстко высмеивал либеральную фетишизацию чёрной культуры. «Волосы» скорее приглашают зрителя к диалогу о потере самоидентичности, так толком никого и не обвиняя. Впрочем, возможно, для многих зрителей такая сдержанность — лишь преимущество.

- Илья Глазков

Театр трупов

Бывшая актриса Леонора (Гитте Уитт), её муж Якоб (Томас Гиллестад) и их десятилетняя дочь Алиса (Тува Оливиа Ремман) живут на руинах мира, пережившего апокалипсис. Пожелтевшие газеты пестрят заголовками о ядерной войне, на улицах валяются тела умерших от голода, и похоже, что и нашему семейству осталось недолго. Но однажды зычный голос приглашает жителей на театрализованное представление и званый ужин в роскошный отель мецената Матиаса (Торнбьорн Харр). Без колебаний герои принимают приглашение.

Когда безупречно одетые официанты подают толпе страждущих прожаренные бифштексы, даже самому глупому зрителю ясно, что ничего хорошего от подобного вечера ждать не стоит, а галантный мужчина, вышедший в свет софитов, очевидно злодей. Голодающие не слышат намёки самого Матиаса, который вопрошает со сцены: «Что же отличает человека от животных? Сегодня вы откроете доступ к человечности внутри себя!». Вслед за остальными семья героев соглашается на участие в иммерсивной театральной постановке и надевает страшные маски. Как объясняет хозяин, они призваны отделять публику от актёров, подмостками для которых становится весь отель.

По законам жанра взрослые быстро теряют из виду дочь и отправляются её искать, постоянно сталкиваясь с жутким и пугающим. «Это лишь спектакль!» — говорят они себе и продолжают участвовать в кровавой бойне, пока, наконец, до них не доходит страшная правда…

Юный норвежский режиссёр Джеранд Хердал явно пытался соединить напряжённую атмосферу последнего фильма Кубрика «С широко закрытыми глазами», мрачный и грязный постапокалипсис в духе «Дороги» и дух рассказа «Маска Красной смерти» Эдгара По. Но в результате у него получилось полтора часа сумбура.
Оригинальности в истории нет никакой — почти в любом произведении о конце света затрагивали тему людоедства. Любой знаток жанра с лёгкостью назовёт дюжину более впечатляющих и интересных версий, хотя бы среди видеоигр: от квеста про общество «Белая перчатка» из Fallout: New Vegas до встречи с Дэвидом в The Last of Us. Здесь же сопереживать некому, а за злодея и его приспешников не удаётся поболеть даже из спортивного интереса — они получились ещё тупее и картоннее главных героев.

Предсказуемый и клишированный сценарий о природе человечности могли бы спасти диалоги и постановка, но и здесь «Театр трупов» проваливается по всем фронтам. В фильме нет саспенса, психологизма или хотя бы напряжённой динамики. Представьте любую из последних частей «Пилы», уберите из неё ультранасилие и изощрённые загадки и подлейте тягучей бессмысленной статики и напускного символизма. Хердал постоянно забывает, что он не Стэнли Кубрик — двухминутный план залитого красным светом коридора должен что-то означать или предварять, а не служить пустым заполнителем экранного времени.

Хоть каким-то поводом к просмотру могла бы стать фирменная скандинавская эстетика, присущая многим норвежским картинам, но здесь нет и её. Выглядит и звучит «Театр трупов» как безликий голливудский ужастик категории «Прямо на DVD», выпускаемый по случаю Хэллоуина. Именно этим он, по сути, и является.

- Даниил Ряснянский

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

«Район №9»: 15 лет как болит душа за космических бомжей

Кино

Режиссёрские версии в кино и не только
Далеко не всегда расширенная версия фильма — «режиссёрская»!

Кино

«Бордерлэндс»: кино с тэгом #опытные
Плохо одетые актёры делают всякое.

Кино

Роберт Дауни возвращается: настоящее и будущее киновселенной Marvel
Спасет ли Доктор Фансервис накренившуюся Киновселенную?

Кино

«Мятежная луна»: режиссёрская версия. В чём отличия, кроме крови и секса?
Стал ли фильм лучше от двух часов дополнительных сцен.

Кино

«Собиратель душ»: сверхъестественная драма о серийном убийце
Тёмные тайны Николаса Кейджа

Кино

Какие фильмы смотреть в августе 2024? Пираты и чудовища из космоса!
Гоняем по пустошам Пандоры с охотниками за головами, охотимся за головами с грустным клоуном и бегаем по коридорам заброшенной космической станции от ксеноморфа.

Кино

«Стальной гигант»: фильм о самом человечном роботе
Трудная история недооценённого шедевра

Кино

Всё будет страшно хорошо: 5 фильмов ужасов со счастливым финалом
И боялись они долго и счастливо
Показать ещё