Мамору Хосода хотел стать вторым Миядзаки, а стал самим собой
64256
12 минут на чтение
Каждый многообещающий японский режиссёр, который снимает глубокое и красивое полнометражное аниме, получает в прессе ярлык «нового Миядзаки». Не избежал этого и Мамору Хосода — режиссёр «Девочки, покорившей время», «Летних войн» и «Волчьих детей». Но честно ли это по отношению к нему? Не совсем. Попытки угнаться за Миядзаки действительно привели его в аниме, но принесли ему больше бед, чем успехов. А по-настоящему его талант раскрылся, когда он стал самим собой.

В конце 2018 года в российский прокат выходит сразу две работы Мамору Хосоды — новая, «Мирай из будущего», и запоздавший на три года «Ученик чудовища». Самое время познакомиться с творцом историй про юность, семью и течение времени.

Кто вы, Хосода-сан?

Будущий режиссёр родился в 1967 году почти что в деревне — в небольшом посёлке в префектуре Тояма на острове Хонсю. Юный Мамору с детства грезил кино и ещё в начальной школе написал в дневнике, что «вырастет и станет режиссёром аниме».

Когда ему исполнилось 12 лет, на экраны вышла дебютная работа Хаяо Миядзаки «Замок Калиостро», которая его поразила. После этого он записался в кружок рисования и пробовал снимать любительские мультфильмы на 8-миллиметровую плёнку. С тех пор основатель студии Ghibli незримой громадой присутствовал в жизни Мамору.

Пасторальные пейзажи из «Волчьих детей» и «Летних войн» выдают в Хосоде сельского жителя

После школы Хосода поступил на факультет живописи в Колледж искусств. Окончив его, он (неожиданно, правда?) попытался устроиться в студию Ghibli – но получил отказ. И не от когонибудь, а от самого Миядзаки. Письмо весьма тактично гласило:

Мы не можем сейчас взять вас на работу, потому что это пойдёт в ущерб вашему таланту. Пока вам лучше развивать свой дар самостоятельно в другом месте.
Сложно сказать, были ли эти строки простым жестом вежливости или мэтр и вправду что-то разглядел в незаурядном новичке. Но, так или иначе, они стали пророческими. В 1991 году Мамору Хосода начал собственный путь в индустрии — в студии Toei Animation.

Хосода вошёл и в этот список:

Кто станет новым Миядзаки?

Юлия Лялина

25.08.2016

74489

10 мультипликаторов, которые унаследовали дух и идеи великого Хаяо. И не только в аниме!

Работа на «фабрике аниме» и неснятый «Ходячий замок»

Разговор о творчестве Хосоды часто начинают сразу с его коронных хитов. Пятнадцать лет жизни режиссёра просто упускают, как будто их не было. А между тем в это время закладывались основные принципы его творчества, оформлялся стиль, находились темы, которые затем прошли светящейся нитью через все фильмы Хосоды.

Toei Animation – одна из крупнейших и старейших студий Японии. Этот гигант делает и сериалы для взрослых, но специализируется на продуктах для детей. Работа над известными сериалами Dragon Ball Z, Sailor Moon и Digimon помогла Хосоде уяснить правила семейного кино: оно должно хорошо развлекать и быть волшебным. Кроме того, хотя на «фабрике аниме» было налажено потоковое производство, руководство Toei считало, что по-настоящему нравиться зрителям могут только проекты, в которых видна индивидуальность создателя.

Этими принципами Хосода будет руководствоваться во всех своих фильмах, и это со временем принесёт ему успех. Но не сразу.

Сюжет злополучного «Дигимона» бессвязный, но анимация уже выдаёт будущего мастера

Первым полнометражным фильмом в карьере Хосоды значится Digimon: The Movie — о детях, спасающих планету, и о противостоянии виртуальной реальности и нашего мира. На самом деле Мамору снял два короткометражных фильма, а продюсеры решили склеить из них и ещё одной короткометражки полный метр.

Этот фильм сейчас вспоминают только как неудачную попытку продвинуть франшизу Digimon на Западе. Digimon: The Movie разгромили в прессе за бессвязный сюжет (ещё бы, это же три разных фильма!), его высмеял сам Ностальгирующий критик. Все отмечали только один плюс: анимацию, которой в основном и занимался Хосода. Поэтому, несмотря на неудачу, фильм заставил обратить внимание на талант Хосоды – ему стали поручать более крупные и важные проекты.

В начале 2000-х Мамору получил заветное приглашение от Ghibli — ни много ни мало снимать «Ходячий замок» по книге Дианы Уинн Джонс! Он с радостью взялся за работу… и студия мечты опять его отвергла. Раскадровка Хосоды крайне не понравилась режиссёру анимации Кацуе Кондо. Он посчитал, что рисунок Мамору не соответствует устоявшемуся стилю студии. Хосода вынужден был уйти, а фильм в итоге поставил всё тот же Миядзаки.

Раскадровка «Ходячего замка», которая стоила Хосоде работы в Ghibli. Возможно, и к лучшему

В Сети сохранилось мало материалов, но можно точно сказать, что, останься Хосода в проекте, мы бы увидели совершенно другой «Ходячий замок». На раскадровках заметны современные машины, а сам замок выглядит скорее летающим.

Отказ Ghibli буквально уничтожил Мамору. Он думал, что никогда больше не сможет снимать полнометражные мультфильмы, и собирался завязать с аниме. Тем не менее он вернулся в Toei и начал работу над Ojamajo Doremi Dokkaan! – сериалом для девочек про юных ведьмочек.

Поздние эпизоды сериала стали для Хосоды своеобразной самотерапией – героиня радикально меняет свою жизнь, отказываясь от навязываемой судьбы в поисках чего-то нового. Этот сюжет позже появится почти во всех больших работах Мамору и поможет ему нащупать собственный путь.

Как дела у студии?

Что будет дальше со студией Ghibli?

Юлия Лялина

22.08.2016

71090

Как поживает знаменитая студия после ухода на пенсию Хаяо Миядзаки и что в целом творится в индустрии аниме.

Свободное плавание и признание

В 2005 году имя Хосоды уже было известно, и фанаты One Piece! с нетерпением ждали выхода его полнометражного фильма по мотивам этой манги. Лента оказалась мрачной и резковатой – Хосода всё ещё чувствовал неуверенность после неудачи с «Замком» и явно устал воплощать чужие задумки. Пришло время для творческого взросления.

Через год Мамору наконец заявил о себе как о самостоятельном режиссёре и создал свою первую авторскую полнометражку – «Девочка, покорившая время» о девочке Макото, которая научилась перемещаться назад во времени и решила так исправлять все свои неудачи. В основу фильма легла популярная в Японии юношеская повесть Ясутаки Цуцуи (он же — автор знаменитой «Паприки»). Книгу и ранее успешно экранизировали, так что для японцев фильм выглядел своего рода ремейком. Но очередную версию классики публика приняла очень тепло.

Есть подозрение, что «Девочка, покорившая время» вдохновила создателей Life is Strange. Уж очень много общего в этих историях

В первой же большой работе Хосода показал свои сильные стороны и затронул ключевые для себя темы. Фильм получился одновременно смешным и серьёзным, динамичным и полным светлой меланхолии. Хосода воплотил в образе школьницы Макото свой любимый типаж героя – юного, чистого душой и достаточно смелого, чтобы бороться с внешними преградами и самим собой.

Следующие фильмы Хосоды закрепили за ним репутацию достойного наследника Миядзаки и компании. Фантастический блокбастер «Летние войны», мелодрама «Волчьи дети Амэ и Юки» и экшен в духе самурайских фильмов «Ученик чудовища» стали кассовыми и номинировались на множество премий. И хоть эти фильмы очень разные, их объединяют общие темы, образы и неповторимый стиль. Хосода окончательно оформился как режиссёр со своим голосом.

Полнометражки Хосоды сняты на студии Madhouse,как и у Кона:

Сатоси Кон и его умное безумное аниме

Арсений Крымов

17.03.2016

97939

Жизнь и творчество одного из удивительнейших режиссёров в истории аниме — создателя «Истинной грусти», «Актрисы тысячелетия», «Агента паранойи» и «Паприки».

Главные фильмы Мамору Хосоды

Девочка, покорившая время

Со школьницей Макото произошло невероятное – она неожиданно открыла в себе способность двигаться назад во времени! Новый дар помогает девочке справляться со сложными контрольными, не попадать впросак на уроках и исправлять множество повседневных ошибок. Только вот игры со временем – штука опасная, и Макото это быстро понимает. Героине понадобится незаурядное мужество, чтобы вернуть всё на круги своя и спасти тех, кто ей дорог.

Этот блистательный дебют помог Хосоде заявить о себе как о самостоятельном режиссёре и стал его самой известной работой. Когда вспоминают Хосоду, чаще всего говорят о «Девочке, покорившей время».

Летние войны

В недалёком будущем треть человечества сидит в онлайн-игре «Страна ОЗ». Кто-то ведёт в виртуальности бизнес, а кому-то она заменила реальные отношения. Например, Кэндзи, старшекласснику и типичному математику-заучке.

Однажды девушка Натсуки, в которую Кэндзи тайно влюблён, просит его пойти с ней на семейный праздник в качестве подставного жениха. Так в жизни Кэндзи появляется огромная, взбалмошная, но дружная семья Джиннучи. В это время ИИ «Машина любви» пытается захватить «Страну ОЗ» и установить контроль над человечеством. Кэндзи и клану Джиннучи предстоит сразиться со злом.

«Летними войнами» Хосода закрепил успех и утвердился в зале славы «больших аниматоров» современности. Этот мультфильм – смелый оммаж серии Digimon. Кислотная виртуальная реальность, спасение мира, безумный дизайн персонажей – Хосода чувствовал себя в своей тарелке.

Вместе с тем «Летние войны» стали одой семейным ценностям и традиционному японскому укладу. В реальном мире действие происходит в Уэда, настоящем японском городе неподалёку от малой родины Хосоды. Городок на экране досконально воспроизвели вместе с родовым домом Джиннучи – реально существовавшего клана.

Волчьи дети Амэ и Юки

Студентка Хана знакомится с прекрасным незнакомцем и влюбляется в него без памяти, и её не пугает, что её избранный – оборотень. Пара обустраивает семейное гнёздышко, появляются дети – мальчик и девочка Амэ и Юки. Но супруг Ханы трагически погибает, и она остаётся одна. Хане приходится отказаться от своих планов на будущее и уехать с детьми в провинцию, чтобы растить своих полуволчат и оберегать их от опасностей человеческого мира.

«Волчьи дети» — самый спокойный и мелодраматичный фильм Хосоды. История матери, вынужденной в одиночку растить своих необычных детей, тронула души зрителей по всему миру. Картина поразительно хорошо держит баланс между фантастикой и реалистичной драмой. Это не пустая романтическая сказка про оборотней – героине приходится решать вполне бытовые проблемы. Вести своих волчат к педиатру или ветеринару? Отдать их в городскую школу или уехать в глухую деревню?

Хоть в название вынесены имена юных оборотней Амэ и Юки, эта работа – прежде всего про Хану, её родительский путь и материнскую жертву.

Ученик чудовища

В Токио есть квартал Сибуя, откуда можно попасть в параллельный мир монстров Сибутэнмати. Однажды, прогуливаясь по Сибуе, медведь-монстр Куматэцу находит сироту, сбежавшего из дома. Куматэцу нарекает найдёныша Девятой и берёт к себе в ученики. Девята растёт среди монстров, учится быть сильным воином и справляться с тяжёлым нравом наставника. Но однажды он снова слышит зов человеческого мира и встаёт перед сложным выбором.

«Ученик чудовища» (также известный как «Дитя чудовища») объединяет все основные черты творчества Хосоды, суммирует все приёмы, с которыми он работал ранее. Тут и яркое волшебное приключение в духе сериалов Toei, и обращение к традиционной японской культуре, как в «Летних войнах». Фильм продолжает темы, поднятые в «Волчьих детях» и «Девочке, покорившей время», — развитие, рост и поиски юного персонажа, трудности родительства и важность семьи.

При этом «Ученик чудовища» не вторичная работа — Хосода умело использует повторы, чтобы развить предыдущие мысли. Это слегка сумбурный, но яркий семейный фильм, сочетающий боевые сцены и глубокий психологизм.

А на «Мирай из будущего» есть отдельный обзор:

«Мирай из будущего»: аниме, которое важно посмотреть родителям

Дарья Беленкова

30.01.2019

28654

Мамору Хосода, как обычно, снял магический реализм про детство, семью и путешествия во времени. Но хотя главный герой — ребёнок, посмотреть фильм стоит в первую очередь взрослым.

Что такое «типичный Хосода»

Детство – это машина времени

Детство и юность, время и перемены – любимые темы Мамору Хосоды. Во всех своих работах он обращается к «шэйсун», или «весне молодости». Так японцы называют период жизни, когда подросток начинает обретать независимость и находит первую любовь. В фильмах «Летние войны», «Ученик чудовища», «Волчьи дети» мы видим как буквальное, так и духовное взросление героев. Макото из «Девочки, покорившей время» тоже растёт и отпускает детство, но по-другому: влюбляясь и принимая ответственность за свои поступки, как взрослая.

Режиссёра завораживает то, как меняется юный человек и его душа. Фантастические события – это не только способ рассказать весёлую сказку, но и аллегория развития и взросления. И хотя в фильмографии Хосоды непосредственно про путешествие во времени рассказывает всего две картины, все его работы так или иначе показывают нам будущее, отражённое в героях. И оно, как и эти герои, неизменно прекрасное и светлое.

Семейные узы

Сельская жизнь и крепкая семья сочетаются в «Летних войнах» с высокими технологиями

Для Хосоды семья всегда играла огромную роль. После свадьбы он много размышлял о том, что делает большую семью семьёй, что происходит, когда ты просыпаешься и понимаешь, что теперь у тебя в два раза больше родственников. Это нашло отражение в «Летних войнах» — фильм красочно и с юмором показывает японские семейные ценности, которые, впрочем, не чужды и европейцам.

Родительство — ещё одна излюбленная тема режиссёра. Можно сказать, проблемы, к которым он обращался в своих мультфильмах, росли и менялись вместе с его собственной семьёй. Так, работу над сценарием «Волчьих детей» Хосода начал, чтобы поддержать жену, когда они безуспешно пытались завести детей. Фильм рассказывает о сакральной роли матери в жизни ребёнка, об огромном пути, который она проходит сквозь годы со своими детьми.

«Ученик чудовища»: история о том, как трудно быть отцом, если ты медведь-разгильдяй

А «Ученик чудовища» посвящён отцовству. Воспитывая долгожданных сына и дочку, Хосода ощутил груз ответственности и в тонкостях передал, каково это – быть папой, защитником и учителем. Куматэцу (Медвежут в русском фандабе) — похожий на медведя монстр и мастер меча — усыновляет мальчика Рена и помогает ему пройти через все трудности взросления. Звериная форма – приём, с помощью которого Хосода в этих фильмах показывает, что человеческое потомство, как и в дикой природе, должно учиться у родителей и перенимать их повадки, чтобы самостоятельно и без страха выйти во взрослую жизнь.

При этом Хосода понимает, что каждому ребёнку важно, чтобы рано или поздно его отпустили. И Хана из «Волчьих детей», и Куматэцу дают своим детям уйти – это выглядит невероятно аллегорично,  пронзительно и очень правильно.

Противостояние миров

У Хосоды явно есть тяга к «фурри» и людям со звериными ушками. Они появляются почти в каждой его работе

 

Фильмы Мамору Хосоды приглашают окунуться в уютный и дружелюбный магический реализм. Персонажи его картин очень похожи на нас, а чудеса происходят с ними совершенно естественно, как в сказках. И, как и сказки, все работы режиссёра пронизаны дуализмом. Он сталкивает реальности, героев, характеры. В «Летних войнах» нереальный мир борется с настоящим, в «Девочке, покорившей время» прошлое сравнивается с будущим, в «Волчьих детях» звериное контрастирует с человеческим, а «Ученик чудовища», пожалуй, вбирает в себя все эти контрасты.

В каждом фильме Хосоды есть неизменное противопоставление женского и мужского начала, юности и опыта, большого горя и большой радости. Только чёрно-белого конфликта добра и зла не найти — в историях Мамору Хосоды, как и в жизни, всё непросто. Благодаря этим контрастам его фильмы обладают одновременно притягательной простотой и сложным психологизмом — и интересны как взрослым, так и маленьким зрителям.

Мастер монтажа и облаков

У каждого выдающегося режиссёра есть излюбленные приёмы, по которым его работы можно отличить с первого взгляда. У Хосоды это в первую очередь стиль рисунка. Плавные линии, вытянутые силуэты, упрощённые, но вместе с тем реалистичные черты лица безошибочно узнаются с пары кадров.

Ещё он мастерски использует параллельный монтаж. Повторяющиеся сцены рассказывают сложные истории любви и переезда в «Волчьих детях», а в «Девочке, покорившей время» они становятся главным художественным приёмом. Ну а монтаж в стиле музыкальных клипов помогает элегантно передать взросление и юного ученика монстра, и волчат.

Как и многие японские аниматоры, Хосода просто одержим детальным изображением окружающего мира. Особенно деревенской жизни – тут сказывается происхождение режиссёра. Но особое место в его пристрастиях занимают облака – их он прописывает просто с головокружительной тщательностью. Недаром практически на каждом кинопостере Хосоды можно увидеть небо с потрясающими облачными громадами.

За любовь к красивым пейзажам и облакам Хосоду часто сравнивают с Макото Синкаем

Весной этого года в Японии вышла новая работа режиссёра – «Мирай из будущего». Фильм рассказывает о мальчике Куне, который не может смириться с появлением в семье маленькой сестры Мирай (чьё имя, собственно, и значит «будущее»). Обидевшись на взрослых, уделяющих внимание только новому шумному существу, Кун сбегает в волшебный сад и отправляется в фантастическое путешествие во времени.

Похоже, Хосода остался верен себе и нас снова ждёт трогательная история об отважном юном герое, прошлом, будущем, взрослении и семье. В декабре фильм выходит в российский прокат, и мы сможем увидеть, появилось ли в подходе режиссёра что-то новое. А впрочем, что есть постоянство, как не признак мастерства?

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Киану Ривз: нестареющий, избранный, потрясающий

Кино

Какие фильмы смотреть в сентябре 2024? Мировые премьеры: Бёртон, Коппола и Трансформеры
Скандальный долгострой, два мультика про роботов, научный «День сурка» и фильм от фанатов «Могучих рейнджеров».

Кино

Какие фильмы смотреть в сентябре 2024 в кино? Хеллбой или Джеки Чан?
Китайские новинки, инди-эксперименты и глупые комедии.

Кино

«Чужой»: все фильмы серии от худшего к лучшему
Кто круче — Ридли Скотт или Джеймс Кэмерон? И так ли плохи другие фильмы серии?

Кино

«Ворон» (2024). Дождь кончился, уберите зонтик
Кажется, ещё ни в одном фильме не было столько ванильных цитат.

Кино

«Бэтмен против Годзиллы» и другие фильмы про Бэтмена, которые так и не сняли
Хоакин Феникс мог сыграть Бэтмена, а Мадонна — роль Харли Квинн.

Кино

Фильмы-катастрофы: самые важные провалы в истории кино
Разрушители надежд, кошмары студий и убийцы жанров

Кино

«Чужой: Ромул»: неужели наконец-то нормальный Чужой?
Больше никаких библейских отсылок!

Кино

«Район №9»: 15 лет как болит душа за космических бомжей
Смысл фильма: что «Мир фантастики» думает сейчас, а что писал 2009 году.
Показать ещё