![Киберпанк-фильмы: 10 главных и ещё немного 8](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2017/10/matrix.jpg)
Киберпанк в кино был безумно популярен в девяностые. Именно тогда, в эпоху первого цифрового бума, появилось большинство главных фильмов киберпанка, а также другой фантастики, поднимавшей его темы — виртуальность реальности, борьба машинного и человеческого, мрачное будущее. Многие из показанных там технологий устарели, но идейный посыл остался актуальным.
По сей день киберпанк-новинки выходят почти каждый год, но в основном это ремейки и сиквелы классики, вроде «Робокопа» и «Призрака в доспехах», или подражание ей. «Бегущий по лезвию 2049» оказался приятным исключением: да, это тоже продолжение классики, но вполне самодостаточное и достойное называться одним из лучших киберпанк-фильмов всех времён. Давайте вспомним, в какую компанию попала картина Дени Вильнёва.
Этот материал — часть нашего спецпроекта, посвящённого лучшим произведениям киберпанка. Кликните, чтобы почитать другие топы.
![Ghost in the Shell](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2017/04/ghost_in_the_shell_still-150x85.jpg)
Не волнуйтесь, мы не забыли аниме. Наоборот — оно, как всегда, заслужило отдельный топ. Вот он.
Бегущий по лезвию (1982)
![Киберпанк-фильмы: 10 главных и ещё немного 17](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2017/10/blade-runer1-1024x428.jpg)
Фильм, который дал киберпанку не меньше, чем Гибсон и Стерлинг, хотя и не касался темы кибертехнологий. За два года до «Нейроманта» Ридли Скотт задал канон того, как выглядит будущее в мире «высоких технологий и жалкой жизни»: небоскрёбы, гигантские голографические рекламы, дикое смешение восточной и западной культур.
Сюжет, основанный на романе предтечи жанра Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», никак не связан с компьютерами или виртуальной реальностью, но поднимает типично киберпанковские проблемы: кого можно считать человеком и человек ли я сам? Этими вопросами задаётся Рик Декард, полицейский-киллер, отстреливающий беглых андроидов — репликантов. Ответы он получит далеко не на всё — каноническим считается открытый финал. И даже недавний сиквел, «Бегущий по лезвию 2049», который развил и расширил мир оригинала, избегал давать на этот счёт чересчур прямые подсказки.
Об этом фильме
![Бегущий по лезвию](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2015/09/blade-runner1.jpg)
«Бегущий по лезвию»: история великого фильма, который никто не понял
Как Ридли Скотт создал визуальный шедевр, и почему его оценили только через много лет после выхода.
Робокоп (1987)
![Киберпанк-фильмы: 10 главных и ещё немного](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2017/10/robocop1-1024x677.jpg)
Даже киберпанку нужен свой супергерой. Полицейский Алекс Мёрфи был убит на задании и вернулся к жизни в виде металлического рыцаря, начинённого электроникой. От Мёрфи в Робокопе осталась только голова с обрывками воспоминаний. Весь фильм Алекс борется не только с бандитами, но и с программами в своей голове — за право снова стать человеком.
Но больше всего фильм Пола Верховена ценят за зубастую сатиру, не устаревшую ни на день. Упадок Детройта, так ярко показанный в «Робокопе», продолжается до сих пор и уже довёл город до банкротства. Поэтому в топ мы включаем только первый фильм из четырёх — продолжения «Робокопа» всё дальше уходили от сатиры и киберпанка в ничем не примечательный боевик.
Почему так вышло?
![Взлёт и падение «Робокопа» 12](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2017/07/START.jpg)
Взлёт и падение «Робокопа»: неснятые сценарии
Как так получилось, что первый фильм стал единственным удачным в серии? Вспоминаем неснятые сценарии про робота-полицейского, один из которых создал сам Фрэнк Миллер.
Газонокосильщик (1992)
![Киберпанк-фильмы: 10 главных и ещё немного 7](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2017/10/lawnmower-man-1024x549.jpg)
Эту картину пытались выдать за экранизацию Стивена Кинга, но к его рассказу «Газонокосильщик» она не имеет отношения. Изначально сценарий носил более подходящее название «Кибер-бог», и его авторы вдохновлялись скорее «Цветами для Элджернона». Газонокосильщик из названия, умственно отсталый садовник Джоб, становится подопытным кроликом в эксперименте, который превращает его в гениального, могущественного и разгневанного сверхчеловека, живущего в киберпространстве.
Спецэффекты «Газонокосильщика» быстро устарели. Но сама идея кибер-бога, живущего в виртуальном мире и способного влиять оттуда на реальный, оказалась живучей — взять хоть недавнее «Превосходство».
Джонни мнемоник (1995)
![Киберпанк-фильмы: 10 главных и ещё немного 6](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2017/10/johnny-mnemonic-1024x512.jpg)
Лучшая экранизация Гибсона — и в то же время главный неудачник киберпанк-кино. Его разгромили критики, он провалился в прокате — но двадцать лет спустя воспринимается как классика.
История про курьера, который перевозит в своём мозгу 160 Гб секретных данных, кажется до смешного наивной в эпоху интернета и дисков на терабайты. Но в этом и заключается львиная доля её обаяния. «Джонни Мнемоник» с его дельфином-хакером и попом-киборгом-убийцей — это киберпанк, доведённый до абсурда и китча. А сыгравший главного героя Киану Ривз ещё вернётся и станет лицом жанра в «Матрице».
Странные дни (1995)
![Киберпанк-фильмы: 10 главных и ещё немного 12](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2017/10/strange-days-1024x669.jpg)
Зловещий неонуар, снятый Кэтрин Бигелоу по сценарию её тогдашнего мужа Джеймса Кэмерона. В «Странных днях» «кибер» мало, зато «панка» — хоть отбавляй. В 1999 году — очень недалёком на тот момент будущем — мир сходит с ума, потому что новое тысячелетие якобы несёт апокалипсис. А среди этого хаоса орудует главный герой — торговец фальшивыми воспоминаниями. Их записывают прямо из мозга, чтобы желающий богач мог пережить чужой фантастический секс… или что-нибудь ещё более острое, а то и запрещённое — вроде убийства.
Отчасти Бигелоу и Кэмерон угадали будущее: воспоминания мы записывать не умеем, но индустрия роликов «для взрослых» сравнима с нефтяной, и снафф-видео в ней, увы, не редкость.
Нирвана (1997)
![Киберпанк-фильмы: 10 главных и ещё немного 10](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2017/10/Nirvana-1024x687.jpg)
Малоизвестный, но культовый для фанатов киберпанка фильм, где Кристофер «Горец» Ламберт играет знаменитого разработчика игр в виртуальной реальности. Герой одного из его творений обрёл разум и хочет, чтобы его удалили, а не тиражировали. Чтобы выполнить эту просьбу, программисту придётся вступить в борьбу с могущественной корпорацией, рассчитывавшей заработать на игре миллионы.
«Нирвану» роднят с «Джонни Мнемоником» наивность и шарм. Очевидно, что создатели слышали о видеоиграх и их разработке лишь краем уха (только представьте, что Konami наняли киллеров убрать Кодзиму!). Но атмосфера нуарного будущего, полного жутковатых гаджетов, искупает всё.
Тринадцатый этаж (1999)
![Киберпанк-фильмы: 10 главных и ещё немного](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2017/10/13th-floor-1024x569.jpg)
Идейный предтеча «Матрицы» был не крутым боевиком, а размеренным триллером. Программист создаёт в виртуальной реальности город своей юности. Он населяет его персонажами-ботами с таким развитым искусственным интеллектом, что они, по сути, не отличаются от людей. Виртуальные герои живут себе и не подозревают, что их мир нереален, — по крайней мере, до поры до времени. Однако какая-то могущественная сила хочет прекратить работу над изобретением и свалить на героя убийство, применяя при этом такие технологии, что тот уже и сам не уверен в своей невиновности… «Тринадцатый этаж» — один из многих фильмов про «нереальность реальности», снятых в девяностые, но и один из лучших.
Матрица (1999)
![Матрица](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2017/03/matrix-1024x768.jpg)
«Библия киберпанка» тогда-ещё-братьев Вачовски… которая, строго говоря, не киберпанк. Да, в «Матрице» отлично раскрыта тема виртуальности и сомнений в собственной реальности, герои во главе с Нео — бунтари против «системы», а противостоит им искусственный интеллект в лице агента Смита. Но за пределами Матрицы не ближайшее будущее с упадком общества, а постапокалипсис, где победили восставшие машины. Не «Нейромант», а «Терминатор».
И всё же значение «Матрицы» так велико, что проще раздвинуть рамки киберпанка, чем не замечать его. Вачовски вдохновлялись главными работами жанра, такими как «Нейромант» и «Призрак в доспехах», и, в общем-то, подвели итоги киберпанка в XX веке. После «Матрицы» сказать в жанре что-то новое стало почти невозможно. Даже самим Вачовски это не удалось.
Эпическая история «Матрицы»
![«Матрица»: как создавался культовый фильм 1](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2015/09/Matrix_NoSpoon1.jpg)
«Матрица»: как создавался культовый фильм
Чем вдохновлялись Вачовски, кто мог сыграть Нео и что вырезали из сценария.
Авалон (2001)
![Киберпанк-фильмы: 10 главных и ещё немного 3](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2017/10/Avalon-1024x576.jpg)
Режиссёр «Призрака в доспехах», знаменитый Мамору Осии, решил поместить действие фильма в экзотическое для японца место и выбрал далёкую и загадочную… Польшу. Старинные улицы Вроцлава, снятые через сепия-фильтр, выглядят как странный упадочный мир, где технологии будущего сосуществуют с обшарпанным прошлым.
Сюжет для киберпанка традиционный: в будущем игра «Авалон» стала серьёзным источником дохода, и люди пропадают в виртуальной реальности неделями. Главная героиня, лучший игрок в «Авалон», пытается пробиться на самый высокий, секретный уровень игры, постепенно теряя понимание, где реальный мир, а где нет.
Особое мнение (2002)
![Киберпанк-фильмы: 10 главных и ещё немного 9](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2017/10/minority-report-1024x428.png)
Вольная экранизация Филипа Дика превратилась в киберпанк именно в фильме Стивена Спилберга. История о провидцах, предсказывающих убийства, полиции, которая сажает людей за ещё не совершённые преступления, и герое, которого подставили, напоминает скорее антиутопию.
Куда киберпанковее — выстроенный вокруг неё мир, во многом предвосхитивший будущее. Здесь показали голографические интерфейсы и тачскрины задолго до их появления в реальности. Здесь камеры слежения узнают людей по радужке глаз и… предлагают им персонализированную рекламу, как современный Google. Да, в «Особом мнении» от киберпанка в основном антураж. Но как целостный образ будущего фильм не уступает «Бегущему по лезвию».
Не совсем киберпанк
В отдельный список мы вынесли фильмы, которые близки к киберпанку или оказали на него влияние, хотя их трудно отнести к «чистым» образцам этого жанра.
Трон (1982)
![Киберпанк-фильмы: 10 главных и ещё немного 14](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2017/10/tron-1024x464.jpg)
В восьмидесятые «Трон» совершил революцию в компьютерной графике и потряс публику своим лазерно-неоновым дизайном. При этом сюжет его, по сути, как у сказки: герой попал в волшебный мир внутри компьютера, где живут разумные программы, и отправился в квест, чтобы победить тирана этой вселенной, программу Мастер-контроль.
Выйди «Трон» в наши дни, его бы назвали опопсевшим пост-киберпанком, из которого убрали социальные проблемы и оставили одни спецэффекты. Вот только этот фильм появился раньше, чем само название жанра. И хотя к чистому киберпанку «Трон» не относится, он сильно повлиял на его эстетику, да и на кинофантастику в целом.
Вспомнить всё (1990)
![Киберпанк-фильмы: 10 главных и ещё немного 13](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2017/10/totalrecall-1024x553.jpg)
Ещё одна вольная экранизация Дика, ещё одна фантастическая сатира от Верховена и одна из лучших ролей Шварценеггера наряду с Терминатором. Простой работяга Куэйд хочет заказать себе поддельные воспоминания о путешествии на Красную планету в качестве суперагента — но вдруг выясняется, что он и есть агент, и ему нужно срочно тащить свою задницу на Марс…
Во «Вспомнить всё» так много всего — другая планета, мутанты, артефакты внеземной цивилизации, поддельные воспоминания, — что его трудно отнести к одному жанру. Но киберпанк в этой смеси определённо есть.
Экзистенция (1999)
![Киберпанк-фильмы: 10 главных и ещё немного 5](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2017/10/existenz-1-1024x680.jpg)
Кино от мастера «биологических» ужасов Дэвида Кроненберга — не столько киберпанк, сколько смесь биопанка, сюрреализма и хоррора. Сюжет напоминает «Нирвану» или «Авалон»: двое программистов погружаются в виртуальную реальность, чтобы исследовать «взбунтовавшуюся» игру.
Уникальность «Экзистенции» в том, что VR-гаджеты в мире Кроненберга живые, дышат и пульсируют. Они подключаются к позвоночнику через пуповину и отправляют людей в мир, где пистолет можно собрать из плоти и обглоданных костей. Бр-р-р!
Искусственный разум (2001)
![Киберпанк-фильмы: 10 главных и ещё немного 1](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2017/10/AI-1024x576.jpg)
Ещё один «антуражный» киберпанк от Спилберга, изначально задуманный другим великим режиссёром, Стэнли Кубриком. «Искусственный разум» переносит сказку о Пиноккио в недалёкое будущее: ставший ненужным мальчик-робот ищет способ превратиться в настоящего ребёнка, чтобы мама его полюбила. Сюжет на первый взгляд детский, но мир «Искусственного разума» мрачен и серьёзен. Его можно назвать миром «Бегущего по лезвию», показанным глазами ребёнка: андроидов здесь тоже жестоко используют, а потом уничтожают.
Элизиум (2013)
![Киберпанк-фильмы: 10 главных и ещё немного 16](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2017/10/Wagner-Moura-Matt-Damon-Elysium1-1024x689.jpg)
Нил Бломкамп — один из немногих режиссёров, кто помнит суть киберпанка. Она не в киборгах, не в виртуальности и не в небоскрёбах и неоновой рекламе. Она в обществе, где передовые технологии усугубляют деградацию и нищету. В мире «Элизиума» те же гаджеты и роботы, что в «Джонни Мнемонике» и «Робокопе», но ещё более разделённое общество. Благами цивилизации наслаждаются богачи, живущие на благоустроенной космической станции, а бедняки, рискуя жизнями, пытаются на неё попасть. По сути, Нил предсказал миграционный кризис в Европе за два года до его начала.
Увы, хотя критики и зрители неплохо оценили фильм, мало кто уловил его идею. Все увидели в нём просто боевик с натянутым хэппи-эндом, что Нил посчитал личной неудачей. Он-то надеялся, что заставит публику задуматься: «счастья всем, даром» так просто не бывает…
Обзор этого фильма
![Элизиум: Рай не на Земле 1](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2015/11/Elysium-91-e1447602555944.jpg)
Элизиум: Рай не на Земле
От Бломкампа ждали остросоциальной фантастики, и он не подвёл.
Мало?
Мы включили в топ только самые удачные и значимые фильмы. Но если вы и так их все знаете — обратите внимание на те киберпанковские и «около-киберпанковские» фильмы, что в топ не попали:
[column size=one_third position=first ]- Железо (1990)
- Виртуозность (1995)
- Хакеры (1995)
- Отель «Новая Роза» (1998)
- Шестой день (2000)
- Кодер (2002)
- Я, робот (2004)
- Ренессанс (2006)
- Торговец сном (2008)
- Геймер (2009)
- Потрошители (2009)
- Суррогаты (2009)
- Вспомнить всё (2012)
- Машина (2013)
- Теорема Зеро (2013)
- Почти человек (2013)
- Превосходство (2014)
- Робокоп (2014)
- Страховщик (2014)
- Робот по имени Чаппи (2015)
- Призрак в доспехах (2017)
Так где аниме-то? А вот оно:
![Призрак в доспехах](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2017/03/ghost-in-the-shell.jpg)
Киберпанк-аниме: лучшее и главное
Родина «Призрака в доспехах» внесла отдельный вклад в развитие киберпанка.
![Фото аватара](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2023/12/Aleksandr_Gaginskij_2023-08-10_14-05-55-100x100.jpg)