Дэвид Боуи и что он значил для нас
35235
4 минуты на чтение
Вчера умер Дэвид Боуи. Музыкант и актёр, который явно прилетел с другой планеты.
Странно это писать, потому что лишь 8 января у него был день рождения. Совсем недавно он записал новый альбом и выпустил два клипа. Поэтому сперва многие приняли новость за «утку», часть рекламной кампании альбома.
Всё наоборот. Это альбом и клипы к нему, полные намёков на загробные темы, оказались частью подготовки к смерти. Как выяснилось, Боуи уже несколько лет скрывал, что болен раком. К сожалению, новость подтвердили близкие Дэвида. Это не утка.
Обычно МИРФ не уделяет такого внимания музыкантам. Но Боуи для нас был и останется своим. И как музыкант, и как актёр он немало сделал для фантастики. Вспомним только о главном.

Написал одну из лучших песен о космосе

Space Oddity (1969) — одна из первых работ Боуи и, пожалуй, самая известная. Эта песня рассказывает об астронавте, майоре Томе, который решил не возвращаться из полёта в космос. Звучание у песни соответствующее: это медитативный, убаюкивающий психоделик-рок.
На Space Oddity в том же 1969 году был снят забавный клип, в котором Боуи играет сразу две роли: самого майора Тома и диспетчера полётов, который пытается вернуть его на Землю.

Записал альбом о мессии с Марса

Когда Боуи сочинял сюжет концептуального альбома The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars (1972), он явно вдохновлялся романом Хайнлайна «Чужак в чужой стране». Основы двух историй похожи: марсианин прибывает на Землю и становится мессией нового поколения.
Вот только Зигги Стардаст, герой альбома, отличается от Валентайна Смита. Он, во-первых, настоящий марсианин, а не потомок колонистов, а во-вторых — рок-звезда. Он пытается своими песнями просвещать землян и предупредить их, что планета погибнет, если человечество не перестанет её уничтожать. Но Зигги увлекается рок-н-ролльной жизнью и в конце концов забывает о своей миссии, начиная считать себя обычным музыкантом.
Образ Зигги Стардаста настолько прилип к Боуи, что многие только таким его себе и представляют: андрогинным, бесполым пришельцем в трико. На самом деле Дэвид использовал этот образ далеко не всегда. Он умел быть разным.
Кстати, даже те, кто не увлекается глэм-роком 1970-х, наверняка слышали эту песню с альбома Ziggy Stardust. Под неё совсем недавно спасали главного героя в фильме «Марсианин».

Играл странные роли в кино

Необычная внешность и природный артистизм — у Боуи было всё необходимое, чтобы играть самые необычные роли в фантастике. Одним из его первых опытов в кино была главная роль в фильме «Человек, который упал на Землю». Боуи изобразил пришельца, корабль которого разбился на Земле. Инопланетянин принимает облик человека, берёт имя Томас Джером Ньютон и пытается постичь человеческую сущность.

Человек, который упал на Землю (1976)

Музыкант, начинавший в эпоху психоделии и достигший зенита славы, исполняя глэм-рок, умудрился повлиять ещё и на субкультуру готики. Он сыграл одну из главных ролей в культовой мистической драме «Голод». Здесь он вампир-скрипач, которому обещали вечную молодость, — но она оказывается обманом.

Голод (1983)

Ну а самая известная кинороль Дэвида Боуи — король гоблинов Джарет в детском фэнтези Джима Хэнсона «Лабиринт». Джарет — главный злодей этого фильма, похитивший маленького братика главной героини. А ещё он меломан, который, пока бедняжка преодолевает его лабиринт, постоянно поёт и пляшет со своими подданными.
Боуи в этой роли совершенно не похож на гоблина — скорее уж на эльфа. До сих пор на форумах кипят споры: то ли Джарет подчинил себе гоблинов, не будучи одним из них, то ли изменил свой облик при помощи магии. Скорее всего, второе: в первоначальной версии сценария он в финале должен был превратиться в обычного гоблина.

Лабиринт (1986)

Среди менее заметных ролей Боуи — агент Джеффриз в полнометражке «Твин Пикс: Сквозь огонь», который два года провёл в потустороннем мире, а также озвучка злодейского короля Урдалака в «Артуре и минипутах». И далеко не все, наверное, узнали Дэвида в роли Николы Теслы в «Престиже» Кристофера Нолана. Ещё бы, с такими-то усами!

Престиж (2006)

Снимал сюрреалистичные клипы

Как актёр и музыкант одновременно, Боуи, естественно, любил сниматься в клипах. Они редко были чисто фантастическими — скорее сюрреалистичными, а в последнее время даже жутковатыми. К своему последнему альбому Blackstar Дэвид выпустил два таких клипа. Первый — собственно Blackstar — полон мрачных фантастических образов.
Характерно, что его последний клип, вышедший всего пять дней назад, был на песню Lazarus — названную в честь умершего и воскресшего библейского персонажа. И начинается она со слов «Погляди, я теперь в раю»...

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главный редактор сайта, хранитель традиций форума. Любит слова «логика», «мотивация» и «своя правда». Не гик. Писал сценарии к комиксам Ремизова, теперь пишет промты нейросетям.

Статьи

Фан

Художник Михаил Сидоренко: славянское фэнтези, чертановские мифы и пандемия коронавируса

Фан

Художница Полина Яковлева: уютные миры, добрые сказки и много солнца
Беседа с художницей о предвзятом отношении к цифровой живописи, сложных отношениях с издательствами и создании детских иллюстраций

Фан

Художница Дарья Рашевская: концепт-арты, нежить и вороны
Петербургская художница — о вдохновении от техзаданий, пользя арт-челленджей и влиянии «Малыша и Карлсона» вместе с Doom 2

Фан

Художник Богдан Резуненко: мрак, хтонь и космические ведьмы
Беседа с художником об увлечении гримдарком, преимуществах фриланса и о том, зачем превращать творчество в рутину

Фан

Художник Дмитрий Прозоров: классическое фэнтези, ещё больше классического фэнтези и World of Warcraft
Московский художник — об удобстве цифровой живописи, вдохновении компьютерными играми и бронелифчиках

Фан

Художник Андрей Васильченко: тёмное фэнтези, светлые эльфийки и храбрые воины
Художник из Великого Новгорода — о пути в профессию, любви к тёмному фэнтези и условности в выдуманных мирах

Фан

Художник Эльдар Закиров: палеонтология, научная фантастика и книжные иллюстрации
Беседа с художником о научной иллюстрации, быстром искусстве и осознанных сновидениях

Фан

Художник Антон Яковлев: монстры из видеоигр, орки из метро и постсоветское Средиземье
Беседа о том, как стать художником в тридцать лет, черпать вдохновение из повседневности и не ждать вдохновения.

Фан

Художник Алексей Рико: стильный неон, знакомые киногерои и обложки «Мира фантастики»
Ижевский художник — об отсутствии выгорания, свободном времени и линогравюре
Показать ещё