«Притяжение»: стоит ли смотреть фильм? Обзор
37282
5 минут на чтение
На московский район Чертаново падает инопланетный корабль, разрушая несколько жилых домов. Военные тут же оцепляют место крушения и вступают в контакт с пришельцами. Те обещают, что покинут планету, как только починят звездолёт, но на это нужно время. А местных жителей такое соседство не устраивает, и напряжение стремительно нарастает.
Жанр: подростковая научная фантастика, мелодрама

Режиссер: Федор Бондарчук

В ролях: Ирина Старшенбаум, Александр Петров, Риналь Мухаметов, Олег Меньшиков

Премьера в России: 26 января 2017 года

Возрастной рейтинг: 12+

Похоже на: «Инопланетянин», «Тепло наших тел», «Прибытие»
В последний год словосочетание «российский блокбастер» потихоньку перестает быть ругательным. «Хардкор», «Экипаж», «Ледокол» и «Дуэлянт» раскололи зрителей и критиков на разные лагеря, но единогласного осуждения не вызвали. Кажется, российское развлекательное кино потихоньку выкарабкивается из темной бездны. И «Притяжение» Федора Бондарчука это подтверждает.

Не подумайте, что это выдающийся фильм, — вовсе нет, особенно в мировом масштабе. Он — нормальный, и это в данном случае лестная характеристика. На «Притяжение» можно смело идти без намерения посмеяться над очередным выкидышем российского кинопрома. И оно смотрится гораздо лучше какой-нибудь «Пятой волны» или «Дивергента».

Почему такое сравнение? Да потому, что Бондарчук снял типичную подростковую фантастику. Не верьте рекламной кампании и не рассчитывайте на отечественный «Район № 9». Этот фильм в первую очередь о любви, а не о выяснении отношений с пришельцами.

Какое-то время фильм напоминает «Чужих на районе», но вскоре оказывается, что мораль у него совсем другая

Главная героиня, московская старшеклассница Юля в исполнении Ирины Старшенбаум, ничем особо не отличается от сверстниц. Она скучает на уроках, мечтает вместе с подружкой попасть на концерт Макса Коржа и встречается с типичным «плохим парнем», чем изрядно злит отца-военного. Но привычный уклад ее жизни рушится, когда гигантский инопланетный шар разносит дом подруги, погребая ту под обломками и едва не убивая саму героиню. Юля мечтает отомстить пришельцам — но всё меняется, когда она сама вступает в контакт с инопланетянином.

Создатели фильма старательно держали в тайне главную сюжетную линию, и их можно понять: без этого фильм стал бы очень предсказуемым. Если первые полчаса картина о первом контакте действительно интригует, то потом история ложится в легко узнаваемую колею, и последующие события может угадать даже не слишком насмотренный зритель.

Облик пришельца, показанный в трейлере, это лишь скафандр. Как инопланетянин выглядит без него, создатели постарались не выдать раньше времени

Сценарий «Притяжения» писали Андрей Золотарев, на счету которого в основном сериалы разного качества, и Олег Маловичко — в его фильмографии есть как успешные проекты (триллер «Домовой» и «Метод» — лучший отечественный сериал последних лет), так и полные провалы (ремейк «Веселых ребят», «Ночные стражи»). Но и те, и другие полны жанровых клише. И либо режиссеру и команде удается оттенить эти штампы грамотной постановкой и яркими актерскими работами, либо штампы погребают под собой фильм. «Притяжение» — это скорее первый вариант.

Да, история банальна и предсказуема, но при этом стройна и логична. В ней нет событий без следа или персонажей ниоткуда. Недавнего «Викинга» многие критикуют за то, что герои совершают непонятные поступки, а зрителю приходится самому придумывать им мотивацию и искать в картине причинно-следственную связь. А в «Притяжении» все ружья заботливо развешиваются по стенам на глазах у зрителя, чтобы потом выстрелить в назначенный час. На этом же построено большинство удачных шуток в фильме. Вводится сетап, а спустя какое-то время, когда зритель уже отвлекся, звучит панчлайн. Все по законам комедии.

Время от времени «Притяжение» решается и на лёгкую сатиру. К примеру, справа на этом кадре — комический трусливый депутат Госдумы

Персонажи тоже не выходят за рамки стереотипов, но стараниями актеров обретают объем. Отец главной героини — типичный военный из фильмов-катастроф, но Олег Меньшиков даёт почувствовать в нем и силу характера, и жесткость, и безграничную любовь к дочери. Александр Петров в очередной раз играет обаятельного гада, который в какой-то момент может потерять контроль над собой и закатить яркую истерику.

Ирина Старшенбаум, как ни прискорбно, вызывает меньше всего положительных эмоций, хотя, казалось бы, именно ее героине надо бы сопереживать сильнее всего. Но прописана она довольно поверхностно, да и сыграна без нюансов. За ней просто скучно наблюдать, а за некоторые поступки главную героиню и вовсе хочется облить ледяной водой. А вот персонаж по прозвищу Харитон в исполнении Риналя Мухаметова, напротив, получился интересным. Опять же ничего нового с точки зрения сценария, но харизма актера вытягивает материал.

Олег Меньшиков в роли коменданта Лебедева: пожалуй, лучшая актёрская работа «Притяжения»

Лучше всего «Притяжению» удалось показать реакцию людей на крушение инопланетного корабля. Все сделано достоверно и с учетом российских реалий: наверное, если завтра на Чертаново действительно рухнет звездолет, именно это мы будем слышать в выпусках новостей и читать в соцсетях.

При желании в картине Федора Бондарчука можно увидеть и актуальный комментарий на тему ксенофобии. Представители иной цивилизации оказались в Москве лишь по воле обстоятельств, но большинство местных их уже не любит, и не только по объективным причинам (во время крушения погибли чьи-то родные и близкие), но и просто потому, что они «не такие». Голоса одиночек, утверждающих, что с пришельцами надо подружиться, заглушает рев агрессивной толпы, рвущейся в бой.

Знаменитые фразы из трейлера «Из другой галактики? А мы из Чертаново!» и «Это наша Земля!» в самом фильме звучат не как лозунги храбрых ополченцев, а как призыв к бессмысленному погрому.

«Чёткие пацаны» из трейлера в фильме — почти что злодеи. Хотя и их можно понять

Визуально фильм выглядит хорошо, особенно по меркам российского кино. Сцена крушения космического корабля, которую вставляли в каждый трейлер и на каждый постер фильма, в IMAX смотрится достойно, как и финальная битва с участием разъяренной толпы, военных и пришельцев. Вообще экшена в «Притяжении» не так уж много, но каждая сцена выглядит на все 380 миллионов рублей, что вложены в проект. Есть подозрение, что про «Защитников», снятых за аналогичную сумму, такого сказать будет нельзя.
«Притяжение» — маленький шаг для мирового кинематографа, но огромный скачок для российской кинофантастики. Среди фильмов Федора Бондарчука этот, пожалуй, наименее спорный и претенциозный. Если вы не ждали отечественного «Дня независимости» и ничего не имеете против подростковых блокбастеров, то «Притяжение» вполне может оставить приятные впечатления.

Что-что, а бюджет в «Притяжении» явно использовали по назначению

Оценка

7

оценка

УДАЧНО

  • реакция мира на первый контакт
  • достойные спецэффекты
  • отдельные актерские работы

НЕУДАЧНО

  • обилие штампов
  • неинтересная главная героиня

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

«Субстанция»: боди-хоррор в мире жестокого гламура

Кино

Хорошие русские фильмы после «Ночного дозора»: фантастика, фэнтези и мистика
Достойные отечественные картины последних 20 лет.

Кино

«Хеллбой: Проклятие Горбуна»: экранизация лично для Майка Миньолы
Но есть ли что в этом камерном ужастике ловить простым зрителям, привыкшим к блокбастерам Гильермо дель Торо?

Кино

«Дитя человеческое». Как создавалось Евангелие от Альфонсо
Антиутопия, которую Куарон задумал как «анти-Бегущего по лезвию».

Кино

«Тайна планеты роботов»: загадочная история китайского мультфильма
Пособие для молодых мам, увлекающихся разработкой роботов

Кино

Неснятые фильмы: Экранизация Halo от Джексона и Бломкампа
Сценарий и концепты, из которых вырастет «Район №9».

Кино

«Вода — это жизнь»: интервью с Сергеем Демчевым, продюсером «Формулы воды»
О грядущей картине, девочках-подростках в кино и сложностях анимирования воды.

Кино

Дон Блут: гениальный неудачник, который едва не победил Disney
Жизнь и творчество классика двухмерной анимации

Кино

«Битлджус Битлджус»: как забытые мертвецы возвращаются краше прежнего
Идеальное хэллоуинское кино, будто снятое в 1980-е.

Кино

«Руслан и Людмила» (2024): волшебная красота российского мультфильма
История, воскрешающая веру в отечественное 2D
Показать ещё