Одним из изобретений Мельеса была «художественная хроника»: он придумал реконструировать перед камерой события, вызывавшие широкий интерес у публики, — такие, например, как «Дело Дрейфуса». Начинание имело успех и было быстро подхвачено крупными киностудиями, но Мельес и тут смог проявлять оригинальность. Например, фильм о коронации Эдуарда VII он снял заранее и сумел показать его британскому монарху буквально на следующий день после «запечатлённого» в нём события. Король весьма удивлялся точности картины и говорил, что непременно узнал бы в фильме себя самого, если бы не знал, что его изображает статист.
Пригодилось для таких фильмов и «фирменное» мастерство в работе со спецэффектами — без него невозможно было бы снять «Водолазов, работающих на затонувшем броненосце «Мэн» или «Извержение вулкана на Мартинике».
При этом Мельес не скрывал, что эти фильмы — реконструкции (хотя он и настаивал на их максимальной достоверности), но интересно, что зритель весьма часто был вообще не в состоянии осознать разницу между «реконструкцией» и документальной съёмкой и даже явные спецэффекты принимал за чистую монету.
Недобросовестные дельцы этим злоупотребляли. Например, снятая в США реконструкция одного из морских сражений Испано-Американской войны была заявлена её создателями как «подлинная съёмка сильным объективом с расстояния в 10 миль» (!) и в таком качестве даже куплена государственным военным архивом Испании. Хотя весь фильм от начала до конца снят в бассейне с деревянными моделями.
Чтобы научиться «распознавать» спецэффект и отделять его от экранной (и не только экранной) реальности, зритель должен был накопить опыт восприятия «живой фотографии», осознать, что картинка на экране может быть не только точным отражением действительности, но и плодом воображения. Роль фантастических фильмов Мельеса в накоплении такого опыта была, безусловно, ключевой.