Новичков и случайных людей она захватывает сразу. Зачем покупать «Колонизаторов», если есть «Ужас Аркхэма» и вон та большая коробка по Warcraft? Вот и берут не глядя дорогую игру за красивые картинки, а дальше как повезёт. Но ведь тема игры слабо влияет на её увлекательность. Конечно, и среди вещей по мотивам попадаются отличные игры — например, настольный StarCraft. А если новичку попались «Ведьмы Плоского мира», откровенно детская забава, или Star Wars LCG — пожалуй, худшая карточная игра в своей линейке? Только пыль собирать на полке.
Перед покупкой игры по франшизе лучше заранее узнать мнение людей, равнодушных к теме, а также познакомиться с другими играми автора/издателя. Upper Deck и Cryptozoic, например, активно издают конкурирующую продукцию, но работы первых на уровень выше. Хотя и здесь есть подводные камни. Возьмём игры от Gale Force Nine. На две отличные игры про «Спартака» и «Сынов анархии» приходится средняя по «Родине» и откровенно скучная по культовому «Светлячку». Отдельно стоит сказать о брендированных переизданиях старых игр. «Тысяча» или преферанс в сеттинге… Конана. Вы точно хотите это купить?
В обратную сторону магия франшиз тоже работает. Если вы не в восторге от сериала «Звёздный крейсер «Галактика» — это не повод пропустить лучший кооператив с предателем Battlestar Galactica. Воротите нос от супергероев? Попробуйте хотя бы Legendary: Alien и оцените механику. Вы патриот и считаете американский футбол упрощённой версией регби? Манёвры в Blood Bowl: Team Manager вам понравятся независимо от предпочтений в спорте.
А главное при покупке — учитывать вкусы вашей компании. Вот купите вы Descent, а четверых друзей, желающих приключаться, не найдётся. «Игра престолов» в последней комплектации и вовсе требует шестерых игроков — как часто вы сможете собираться в таком количестве?
Мы любим новые дополнения
«Раз игра хорошая — нужно скупить всю линейку расширений», — так думает коллекционер, а не игрок. Угадайте, кто из них двоих приносит издателю деньги. Конечно, к популярной игре всегда выходят дополнения. Иногда их анонсируют вместе с самой игрой (две маленькие коробки стоят больше, чем одна большая!). Но на дополнения ругаться как-то не принято. Кому сама игра не нравится, тот до них не доберётся и так, а фанаты готовы принять что угодно. Но это не значит, что дополнения — зло. Бывают и среди них настоящие маленькие шедевры. Дополнение Black Secret для Ghost Stories превращает кооператив в командную игру и позволяет одному игроку возглавить армию призраков. «Удача и слава» для настольной «Цивилизации» правит баланс между победными стратегиями и делает монеты очень полезным ресурсом. Есть дополнения, расширяющие игру количественно, а не качественно, и, пока колоды из новых карт помещаются на столе, против таких допов не скажешь ничего дурного. Разве что цена бывает завышена.
Но плохие дополнения тоже существуют. Их даже больше, чем хороших! Возьмём «Каркассон». Если считать промо-паки, к нему вышел целый 31 набор тайлов! И ещё девять самостоятельных игр с той же механикой. Только вот лучше первой, синей коробки Клаус Юрген Рёде ничего не придумал. Базовый набор идеально подходит для дуэлей, позволяет «запирать» миплов оппонента в недостроенных замках и устраивать войну между крестьянами. Новые тайлы из допов настолько увеличивают число комбинаций полей и замков, что занять даже сложный участок ландшафта с ними гораздо легче. Поздние допы вроде «Колеса фортуны» и «Катапульты» превращают логическую игру в парад случайностей. Титулованная Race for the Galaxy (сложная для новичка и без всяких допов) сумела избежать такой участи, только прервав линейку на третьем расширении Brink of War. Новый ресурс, галактический престиж (а до этого — механика захвата чужих планет), сделал игру совершенно неподъёмной, и следующие два допа запретили смешивать с предыдущими сами авторы. Плохие дополнения разрушают старые игровые стратегии, не предлагая новых взамен, обесценивают механики из базы, делают игру непредсказуемой и долгой.
Мы слушаем не тех людей